Смекни!
smekni.com

Налогообложение в нефтяной промышленности 2000 гг (стр. 2 из 4)

Ц = 19,82 дол.

P = 30,7852 руб,

тогда

Кц = (19,82 - 8)*30, 1852 / 252 =1,44

Налоговая ставка за 1 кварт. 2002 года за 1 тонну нефти составляет

350*1, 44 = 504 руб.

Следует отметить, что эти 504 рубля за каждую добытую тонну предприятие будет платить, в независимости от того, по какой цене оно будет ее продавать по внешним или внутренним или внутри корпоративным. В «Славнефти», к примеру, последние составляют около 1500 руб. за тонну, т.е. нефть у «дочек» централизованно скупается по низким ценам, а с каждой тонны дочернее предприятие дополнительно платит государству 504 рубля, на сколько это выгодно для структурных подразделений, а не компании в целом, судите сами.

Таким образом, нефтегазовые компании платят 15 основных налогов (см. табл. 2)

Налоги и платежи в бюджет

Вид налога Налогооблагаемая база % платежа
Налоги, включаемые в себестоимость продукции
Пенсионный фонд ФОТ 28
Социальное страхование ФОТ 4

Социальное страхование от несчастных случаев

ФОТ 0,8
Медицинское страхование ФОТ 3,4
Медицинское страхование ФОТ 0,2
Дорожный налог V реализации -акциз, ндс 1
Налог на добычу полез­ных ископаемых по расчету
Экологические платежи (по норме) по расчету
Налоги за счет финансовых результатов
Налог на имущество ОФ-износ + запасы 2
Налог на содержание общеобраз. Учреждений ФОТ 1
Налог на содержание милиции от мин з/пл х численность 1
Налоги за счет прибыли
Налог на прибыль Баланс.прибыль - льготы 24
Экологические платежи сверх норматива по расчету
НДС цена нефти 20

Табл. 2*

Анализ «Федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О согла­шениях о разделе продукции», пред­ставленной в проекте федерального закона «О внесении дополнений и изменений в часть вторую Налогово­го кодекса РФ», позволяет судить о том, что в целом законодателем сде­лана попытка упорядочить систему налогообложения при реализации СРП, устранить некоторые противо­речия и неясности, существующие в текущем налоговом законодательст­ве, более полно и четко описать про­цедуры исчисления и уплаты нало­гов, а также предоставить инвесто­рам гарантию стабильности условий налогообложения.

Положительной стороной проекта закона является то, что она призва­на заменить собой все положения текущего налогового законодатель­ства, регулирующие режим налого­обложения при выполнении СРП. Проектом установлено, что инвес­тор не является плательщиком реги­ональных и местных налогов и сбо­ров, что, безусловно, является плю­сом для инвестора. По существующе­му законодательству, в случае, если региональными законами и право­выми актами органов местного са­моуправления не предусмотрено ос­вобождение инвестора от взимания региональных и местных налогов и сборов, часть прибыльной продукции инвестора подлежит увеличению за счет уменьшения доли государства на величину, эквивалентную сумме уплаченных региональных и местных налогов и сборов.

Проект предусматривает более четкий механизм определения налоговой базы, ставок налога (в отношении налога на пользование недрами), а также процедуры исчисления и уплаты основных налогов.

Одним из наиболее значительных нововведений, улучшающих положение инвесторов, является предоставление инвесторам гарантии стабильности условий налогообложения при выполнении СРП. Устанавливается что в случае ухудшения положена инвестора вследствие изменения законодательства о налогах и сборах применяются нормы законодательства о налогах и сборах без учета| внесенных изменений, либо производится компенсация дополнительных налоговых затрат.

В целом, представленный проект закона несет в себе существенные преимущества для инвесторов и уча­стников выполнения работ по СРП по сравнению с действующим зако­нодательством в этой области. Тем не менее, в проекте не решена важ­ная проблема — будет ли режим на­логообложения при выполнении СРП регулироваться исключительно Налоговым кодексом, либо помимо налогового законодательства будут применяться некоторые налоговые положения ныне действующего Зако­на «О соглашениях о разделе про­дукции». Целесообразно предусмот­реть законодательное регулирова­ние режима налогообложения при выполнении СРП только отдельной главой Налогового кодекса, что ис­ключит возможность различного толкования положений налогового законодательства и Закона «О согла­шениях о разделе продукции», каса­ющихся одних и тех же вопросов.

Глава 25 «Налог на прибыль организаций»

Новый закон, дополняющий Нало­говый кодекс РФ Главой 25 «Налог на прибыль организаций», работает с 1 января 2002 г. и способен се­рьезно повлиять и на деловую актив­ность нефтегазовых компаний, и на российский инвестиционный климат в целом. Это связано с тем, что Глава 25 определяет правила взимания одного из самых значительных налогов, кото­рый сейчас имеет наибольший удель­ный вес в структуре фискальных пла­тежей (в налоговых платежах нефтя­ных компаний на долю налога на при­быль приходится около 28%).

По оценкам специалистов, законо­проект существенно приближает ре­жим налогообложения прибыли в Рос­сии к принятому в мировой практике и формирует более благоприятные ус­ловия для развития бизнеса. В частно­сти, проект стимулирует привлечение инвестиций и реинвестирование при­были, что сейчас особенно актуально для России.

Сущность и преимущества и недостатки

Главными достоинствами законо­проекта, реформирующего правила взимания налога на прибыль, являют­ся усиление стабильности устанавли­ваемых государством фискальных правил, дополнительные возможности списывать на себестоимость произ­водственные затраты и укрепление системы стимулов для инвестиций, в том числе на условиях СРП.

Ставку налога на при­быль снизили до 24%. Однако, по оценкам Мин­фина РФ, за счет либерализации правил взимания налога расходы нефтяных компаний на уплату налога на прибыль уменьшились с 12% до 10—11% в структуре дохо­дов, а удельный вес капитальных за­трат может вырасти примерно в пол­тора раза. Важнейшим отличием нового за­кона от старого в настоящее время является то, что он является законом прямого действия.

Если раньше многие ключевые налоговые правила устанавливались постановлениями Правительства и даже министерскими инструкциями, то сейчас все основные правила будут сконцентрированы непосредст­венно в Налоговом кодексе. Это очень важно, поскольку речь идет о налоге, который очень существенно влияет на инвестиционную и производственную политику компаний.

Действительно, ограничение прав правительственных и фискальных чи­новников устанавливать и трактовать правила уплаты налога на прибыль яв­ляется давней мечтой российских на­логоплательщиков. Ведь сейчас даже такой принципиальный вопрос, как структура расходов компаний, кото­рые могут списываться на себестои­мость, полностью отдан на откуп Пра­вительству, а противоречия и неяснос­ти в действующем законе о налоге на прибыль произвольно и, как правило, не в пользу налогоплательщиков трак­туются фискальными чиновниками.

Концепция Главы 25 предусматри­вает перераспределение функций регулирования налоговых правил от чиновников к закону. Как следствие, проект Главы 25 — это более полуто­ра сотен страниц, что примерно в 5 раз больше по объему предшествующего закона о налоге на прибыль. Столь скрупулезное изложение принципов и условий взимания нало­га непосредственно в законе должно существенно уменьшить инвестици­онные и коммерческие риски, свя­занные с угрозой произвола фис­кальных чиновников или внезапным изменением «правил игры». Впрочем, сама по себе налоговая стабильность актуальна лишь в том случае, когда действуют разумные «правила игры». Поэтому важно, что законопроект существенно улучшает условия формирования налогооблагаемой прибыли. Одним из наиболее заметных шагов в этом направлении является существенное сокращение действующих в настоящее время ог­раничений на затраты, уменьшающие налогооблагаемую базу.

Согласно законопроекту, затрата­ми признаются все необходимые и до­кументально подтвержденные расходы. В результате, важнейшие виды расходов будут вычитаться из налогооблагаемой прибыли. В частности, в перечень затрат, ко­торые по законопроекту должны уменьшать налогооблагаемую при­быль, впервые включены расходы нефтяных компаний на уплату процентов по ин­вестиционным кредитам. Причем, к вычету принимаются проценты, начисленные по долговому обяза­тельству любого вида при условии, что размер начисленных налогопла­тельщиком процентов не превосходит уровня ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, увеличенно­го на 3 пункта, при оформлении дол­гового обязательства в рублях, и 12% — по кредитам в иностранной валюте. Под долговыми обязательст­вами законопроект подразумевает кредиты, займы или иные заимство­вания независимо от того, в какой форме они получены. Из этого прави­ла есть лишь одно абсолютно спра­ведливое исключение: к долговым обязательствам не относится задол­женность по налогам и сборам.

В соответствии с новыми правила­ми из налогооблагаемой прибыли вычитаются и расходы инвестора на освоение природных ресурсов, то есть на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, про­ведение работ подготовительного ха­рактера, осуществляемых перед на­чалом или в процессе разработки за­пасов полезных ископаемых, а также на строительство и эксплуатацию под­земных сооружений в соответствии с лицензией на пользование недрами.