Смекни!
smekni.com

Государство и религия (стр. 3 из 5)

В Башкортостане православные христиане появились в середине 16 века, во второй половине 17 века на территории Башкортостана появились католики и старообрядцы, в 1-й половине 19 века духовные крестьяне, в начале 20 века баптисты, меннонисты и евангельские христиане, позже – пятидесятники, адвентисты седьмого дня и свидетели Иеговы. В 90-е годы зафиксированы Церковь Христа, мормоны и Новоапостольская церковь. В современном Башкортостане преобладающими христианскими направлениями являются русское православие и баптизм.[11]

В наше время восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до основания за годы советской власти.

Но сейчас церковь выступает как центр духовной культуры русского народа, а не "...как часть государственного механизма...". Патриарх Пимен, отвечая на вопросы агентства печати Новости, сказал: "Церковь отделена от государства, и это положение мы считаем правильным, ибо Церковь и государство различны по своей природе[12].

2.3 Ислам в Башкортостане

В 14 веке ислам становится государственной религией Золотой Орды, в состав которой входил и Башкортостан. С принятием ислама среди башкир получают развитие мусульманское образование и письменность на основе арабской графики. По указу Екатерины II в Уфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание (1788) во главе с муфтием, что существенно изменило положение ислама и упрочило позиции духовенства мусульманского. Краевед М.В. Лоссиевский писал: «… где мечеть, там есть мулла, там и мектеб, и медресе». В 1913-1915 в Уфимской губернии насчитывалось 1570 мектебов, в которых обучалась 91 тысяча шакирдов, среди них 18 тысяч девочек. [13]

К началу 20 века для большинства мусульман Башкортостана ислам был верой, и образом жизни; его нормы в 1917-23 годах получили отражение в практике политической деятельности А.З. Валидова, рассматривавшего религию как один из главных факторов этнической консолидации башкир, М. Султангалиева – инициатора «мусульманского коммунизма» и других.[14]

В первые годы советской власти религиозная активность духовенства в республике сохранялась. В республике существовали два самостоятельных мусульманских духовных управления. Антирелигиозная борьба в стране в середине 30-х годов приняла воинствующий характер; разрушались культовые здания, сократилась численность мусульманских общин. Было обвинено в антисоветской деятельности и арестовано почти все мусульманское духовенство, многие из них расстреляны или умерли в местах заключения. Из 2507 мусульманских общин Башкортостана к 1941 осталось лишь 12. В годы Великой Отечественной войны правительство несколько ослабило давление на религию. В 1948 в Уфе состоялся съезд мусульманского духовенства, на котором был принят новый устав Духовного управления. В 50-7- годы значительным числом верующих мусульман отправлялись религиозные обряды, отмечались традиционные религиозные праздники, соблюдался пост (ураза), частично никах. В дни праздников Рамазан, Курбан, Мавлюд в двух уфимских мечетях в 50-60 годы собиралось от 2 до 3 тысяч человек. Со второй половины 80-х годов восстанавливаются старые и строятся новые мечети, в Уфе учреждены мусульманские средние учебные заведения, Духовному управлению мусульман возвращают прежние постройки. В 1989 состоялись торжества по случаю 200-летия ДУМЕС и 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Урала. После 42-летнего перерыва в 1990 в Уфе состоялся очередной съезд мусульман. В августе 1992 создано ДУМ РБ, исламский центр «Дагват», религиозные учреждения создали печатные органы: газеты «Ислам и общество», «Булгар»; стала издаваться литература религиозного и историко-религиозного характера. По решению правительства Республики Башкортостан дни религиозных праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам объявлены нерабочими.[15]

Разведки Запада и ряда исламских стран стремятся оказывать активное влияние на ситуацию в российских регионах с преимущественно мусульманским населением. В числе других мусульманских регионов России Республика Башкортостан стала ареной борьбы этих государств за раздел сфер влияния. Пользуясь заинтересованностью и государственных структур, и бизнеса в привлечении инвестиций, гости нередко пытаются увязать результативность межгосударственного сотрудничества с уровнем влияния мусульманского духовенства на общественно-политические процессы в республике. В последнее время отмечается стремление прибывающих в Башкирию представителей исламских стран "к установлению прямых неформальных контактов с жителями, вовлечению их в активную общественно-религиозную и пропагандистскую деятельность в своих интересах". Спецслужбы этих государств пытаются создать и закрепить свои позиции в кругах местной политической элиты и крупного бизнеса, влиять на перспективную молодежь. В ряде случаев их поведение выходит за рамки нейтрального сбора информации. Еще совсем недавно в турецко-башкирских лицеях "молодежи делали совершенно определенные идеологические прививки". Именно конкуренция между различными иностранными религиозными центрами стала одним из главных дестабилизирующих факторов в мусульманской общине республики и других регионах России[16].

2.4. Религия и государство

В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных образований, гарантирует каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними[17].

Функционирование гражданского общества и правового государства возможно только при условии духовной свободы всех членов общества. Поэтому свобода идеологий является одной из важных основ конституционного строя.

Под идеологией понимается система правовых, политических, философских, религиозных и иных взглядов на социальную действительность, личность, общество и государство, их взаимоотношения, место личности в обществе, пути и перспективы общественного развития.

Установление государственной или обязательной идеологии характерно для тоталитарных государств. Оно сопровождается насилием над личностью, ее внутренним миром. Запрет установления государственной или обязательной идеологии означает не только отсутствие преследований за приверженность тем или иным идеологическим установкам, но и отсутствие льгот и преимуществ в зависимости от идеологических или политических убеждений.

Признание государством политического многообразия, многопартийности логически вытекает из свободы идеологий, так как на основе общности идеологий люди создают общественные объединения, в том числе политические партии, которые активно участвуют в политическом процессе.

Из свободы идеологий следует, что государство обеспечивает равные условия для любых общественных объединений, действующих в рамках закона. Государство предъявляет установленные законодательством РФ требования к порядку образования различных видов общественных объединений, их уставам, порядку регистрации, основаниям и порядку приостановления деятельности и ликвидации. Общественные объединения в России создаются и функционируют в соответствии с Конституцией и Федеральными законами от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; от 28.06.1995 № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"; от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях".

Статья 13 Конституции Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень оснований, при которых запрещается создание и деятельность общественных объединений. Установленные Конституцией запреты необходимы в интересах личности, общества и государства и направлены на сохранение учрежденных народом демократических ценностей, провозглашенных в качестве основ конституционного строя, на сохранение целостности государства, стабильности общества и сохранения социального мира.

Государство, провозглашенное демократическим и правовым, не может навязывать своим гражданам обязательную государственную религию или обязательный отказ от религии. В светском государстве церковь отделена от государства, т.е. религиозные нормы и правила не устанавливаются государством в качестве обязательных, обеспечивается равенство всех перед законом независимо от отношения к религии и убеждений. Государство не оказывает предпочтения или поддержки какой-либо религии, выделяя ее среди остальных, но и не запрещает религиозную деятельность (пропаганду вероучений, религиозное образование, отправление обрядов, культов), если при этом не нарушается закон.