Понятие оффшорной компании и ее статус обычно определяются специальным законом или другими аналогичными нормативными актами. По общему правилу компания обязана быть нерезидентной, ее центр управления и контроля находится за рубежом. В законодательстве содержится ряд требований, которые предъявляются к компании, зарегистрированной в качестве оффшорной. Обычно эти требования сводятся к трем основным принципам:
• владельцами оффшорной компании не могут быть резиденты данной оффшорной юрисдикции;
• оффшорная компания не имеет права проводить деловые операции, иметь какое-либо имущество и источники дохода на территории этой юрисдикции;
• управление оффшорной компанией, включая подписание контрактов, должно осуществляться за рубежом.
В некоторых юрисдикциях для определения резидентности используется более сложная система признаков. Налоговая ответственность устанавливается, исходя из принципа центра управления и контроля, который учитывает место проведения заседания совета директоров и заключения сделок, место проживания большинства акционеров, местонахождение бухгалтерских книг, регистра акционеров, фирменной печати, банковских счетов, а также локализацию центра прибыли компании.
Комбинация этих факторов и определяет резидентность компании.
Главная особенность оффшорной компании заключается в освобождении от налогов. Однако к оффшорным компаниям применяется ежегодная пошлина или сбор. Требований к минимально оплаченному капиталу для оффшорных компаний обычно не существует.
Оффшорная компания — эффективный инструмент налогового планирования. Иногда эти компании характеризуются как "сервисные", поскольку обслуживают физических и юридических лиц, либо определенный тип бизнеса. Оффшорным фирмам присущи и существенные недостатки. Они в большинстве случаев исключены из сферы налоговых отношений. Налоговые службы подвергают особенно пристрастной проверке контракты с оффшорными фирмами. В ряде стран, особенно развитых, введено антиоффшорное законодательство. В отдельных случаях затруднено и открытие счетов в банках. Секретарские компании с признанной международной репутацией, как правило, располагают возможностью открывать для своих клиентов счета в представительных зарубежных банках.
В то же время, оффшорная компания — это не юридический термин, а как правило, собирательный образ. Поэтому в законах, на основе которых происходит регистрация таких компаний, они могут определяться как нерезидентные (non resident), освобожденные от налогов (exempt) и компании международного бизнеса (international business company). Компании международного бизнеса часто имеют гибкую шкалу налогообложения с существенными льготами для оффшорных коммерческих операций.
При международном налоговом планировании необходимо учитывать не только юридический статус компании, но и исторический, политический, социально-экономический, географический контекст оффшорной схемы. Одни территории пользуются репутацией "респектабельных" (Гернси, Каймановы острова, Бермуды), другие — максимально "либеральных" (Панама, Багамские Острова, Либерия, Сейшельские Острова). Определенное значение в налоговом планировании имеет фактор географической близости к промышленно развитым государствам, финансовым центрам и торговым путям.
Необходимо отметить также, что в современном бизнесе наблюдается своеобразная "специализация" оффшорных территорий. Выделяются "налоговые гавани", специализирующиеся на размещении холдингов, проведении банковских, страховых, трастовых операций. Например, размещение судовладельческих компаний традиционно осуществляется в Либерии, Панаме, на Кипре, на островах Мэн, Гернси.
Юрисдикции, применяемые в налоговом планировании, условно подразделяются на два основных типа. Первый — это собственно оффшорные районы и юрисдикции, относящиеся к "налоговым гаваням". Для них характерно отсутствие налога на прибыль для нерезидентных компаний. Вместе с тем эти юрисдикции в основном исключены из сферы действия международных налоговых соглашений (остров Мэн, Гибралтар, Багамские Острова, Панама и т.п.).
К другому типу относятся юрисдикции с "умеренными" условиями налогообложения. Они не являются типичными оффшорными территориями. Здесь, как правило, взимается определенный налог на прибыль. Преимущества этих территорий связаны главным образом с благоприятной системой налоговых соглашений, которыми они располагают. Кроме того, в "умеренных" юрисдикциях имеются льготы для компаний определенных типов, прежде всего холдинговых, финансовых, лицензионных. Эти компании используются как промежуточные пункты для международного перевода доходов и капиталов. К зонам с "умеренными" условиями налогообложения обычно причисляют вполне "респектабельные" и даже "престижные" государства Западной Европы — Швейцарию, Нидерланды, Ирландию, Люксембург, Бельгию, Австрию. Имеется ряд "комбинированных" юрисдикций, сочетающих в себе признаки различных типов. К такого рода "оптимальным" юрисдикциям можно причислить прежде всего Кипр, а также Ирландию и с некоторыми оговорками — Швейцарию.
Имеются и "нетипичные" оффшорные юрисдикции, которые располагают некоторыми соглашениями об устранении двойного налогообложения (Мадейра, нидерландские Антильские острова, Маврикий, британские Виргинские острова).
Специализированные компании в этих странах (для создания промежуточных компаний избираются обычно европейские государства) становятся ключевым звеном многих налоговых схем. В соответствии с ними доходы переправляются в налоговое убежище через компанию в стране с благоприятными налоговыми отношениями.
Одним из важнейших составляющих международного финансового планирования является трансфертное ценообразование, которое опосредствует движение товаров и услуг в пределах транснациональной группы.
Трансфертные цены представляют собой разновидность цен, применяемых во внутрифирменных расчетах. Движение капиталов стоимостного выражения товаров и услуг (трансферты) позволяют варьировать полученные доходы, перераспределяя их большую часть компаниям, находящимся в зонах с наиболее благоприятным налоговым климатом.
В то же время манипуляции с трансфертными ценами налоговыми органами многих стран рассматриваются как налоговое уклонение и законодательно наказуемо. Для устранения нелегальных налоговых операций с трансфертными ценами в двухсторонних международных договорах и налоговых соглашениях, а также во внутреннем налоговом законодательстве многих стран предусмотрен порядок определения (оценки) совершаемой сделки транснациональными компаниями.
В частности, в модели налоговой конвенции ОЭСР 1992 г. приняты определенные меры по регулированию трансфертного ценообразования. Одним из наиболее распространенных способов является определение полученного дохода для целей налогообложения на территории государства согласно принципу отдельной экономической единицы или, как его еще называют, принцип "на расстоянии вытянутой руки". Так, в статье 9 Модели налоговой конвенции ОЭСР указано, что если "между двумя родственными предприятиями созданы или установлены коммерческие или финансовые отношения, отличные от аналогичных отношений, которые были бы созданы между независимыми предприятиями, тогда любая прибыль, которая могла бы быть получена, но из-за данных условий не может быть получена одним из этих предприятий, может быть включена в прибыль данного предприятия и соответственным образом облагаться налогом".
Эта ссылка на условия, установленные в коммерческих и финансовых отношениях независимых предприятий, и является принципом "вытянутой руки". Пытаясь определить прибыль, которая была бы получена независимыми предприятиями при аналогичных обстоятельствах, этот принцип определяет подход, согласно которому многонациональные предприятия, входящие в транснациональные компании, рассматриваются как самостоятельные единицы, а не как единый объединенный бизнес. С самого начала страны-члены ОЭСР одобрили применение подхода отдельных экономических единиц не только в области трансфертного ценообразования, но также в качестве фундаментального принципа для распределения прав налогообложения между странами. В результате страны-члены договорились, что для целей налогообложения прибыль родственных предприятий может быть при необходимости скорректирована, чтобы обеспечить распределение налоговой базы, совместимое с принципом "на расстоянии вытянутой руки".
Можно определить ряд причин, по которым этот принцип был положен в основу модели налоговой конвенции. Во-первых, было принято, что рыночные отношения спроса и предложения являются лучшим способом распределения ресурсов и доходов. Во-вторых, этот принцип в значительной степени обеспечивает равное отношение к группам, многонациональных предприятий и независимым субъектам, помогая, таким образом, избегать создания налоговых преимуществ путем конкуренции экономической власти в руках крупных многонациональных групп. В-третьих, подобный метод оценки достаточно прост и удобен в применении.
Интеграционные процессы в мире приводят к быстрому росту различных экономических группировок и объединений, имеющих в качестве обязательной составляющей, проводимой экономической политики — общие подходы к налогообложению.
В первую очередь для экономических группировок (зон свободной торговли, экономических союзов) характерна отмена таможенных пошлин во взаимной торговле и создание общего таможенного тарифа и третьим странам. Более высокие формы интеграции (общий рынок, экономический союз) предусматривают отмену таможенных барьеров между государствами-участниками, и как следствие — освобождение от уплаты косвенных налогов (НДС и акцизов) на границе, а также проведение единой политики в области унификации и гармонизации налогообложения.