Смекни!
smekni.com

Рыночное и государственное регулирование валютных отношений (стр. 7 из 8)

Все это не могло не сказаться на валюте Западной Европы и Японии. Но высокий курс доллара создавал проблемы и для США, так как ухудшился торговый и платежный баланс. Последнее требовало оживления экономической конъюнктуры страны, для этого мог служить кредит, причем не отягощающий деловую активность производственных и финансовых систем. Федеральная резервная система вынуждена была понижать процентные ставки. Этот период экономического развития мирового хозяйства требовал в усложняющейся схеме политики разных государств определенного компромисса, а иногда и принятия ограничительных мер. Стала наблюдаться тенденция снижения курса доллара.

Валютная политика государств Азии.

Проведенная в Китае реформа банковской системы способствовала вливанию в финансовую систему страны дополнительных ресурсов предприятий и частных инвесторов. Однако, кредитная политика банков не может полностью обеспечить эффективность их использования при фиксированных ставках процентов, которые имеют место в данной республике. Это способствовало тому, что в середине 1996 года ставки краткосрочного периода и на межбанковских рынках полностью либерализовались. Народный банк Китая, осуществляя меры по совершенствованию денежно-кредитных инструментов, ключевыми моментами выделяет управление денежной массой в обращении, инфляционный процесс и обменные курсы. Однако особое место в реальной практике сыграли деньги в обращении и банковские вклады, что способствовало использованию множества инструментов денежной политики.

Для долгосрочного периода, особенно в области платежной системы, Народный банк Китая ввел регулируемую систему плавающей процентной ставки. С 1996 года национальный межбанковский рынок обеспечил большую независимость коммерческих банков. Постепенно снижая разницу между официальным и рыночными курсами, государство создало регулируемую систему колеблющегося обменного курса. Начатая в 1994 года реформа валютной системы изменила инструменты контроля над импортной валютой. В результате ввода единых валютных курсов была создана единая система валютных расчетов. Тем самым была обеспечена конвертируемость юаня по текущим счетам. Продажа инвалюты осуществлялась в специально назначенных банках. Эти мероприятия обеспечили объемы необходимой валюты для импорта.

Сдвиги в сфере валютного регулирования вызвали необходимость отмены так называемых валютных юаней. Единый курс юаня к иностранным валютам определялся по результатам ежедневных торгов на межбанковской валютной бирже. В период 1994-1995 гг. его курс остается практически неизменным и колеблется в пределах 8,7-8,3 к1$. Интенсивный прирост среднегодовых темпов валового внутреннего продукта, снижение денежной эмиссии обеспечили возрастание валютных резервов страны, которые в середине 1997г. превысили $120 млрд. На рубеже 1994 года инфляция достигла самой высокой отметки - 24%. Тем не менее в промышленности Китая наблюдался подъем.

Финансовый кризис, охвативший страны Азии, безусловно, будет иметь далеко идущие последствий, особенно во внешнеэкономической политике стран, и окажет воздействие на внутреннюю политику государств. Как показала практика, многие субъекты рынка - компании, банки - стали жертвами этой финансовой дестабилизации. Причины финансового кризиса в Азии можно свести к следующему:

- высокая доля запредельных инвестиций в недвижимость на территории иностранных государств;

- установление тесных связей правительств с отечественными компаниями за рубежом;

- наличие субсидирования, часть из которого в завуалированной форме обеспечивает ключевым отраслям промышленности элемент иждивенчества;

- неограниченное расширение промышленности, то есть экстенсивного развития и обеспечение роста экономики не за счет роста промышленности, внедрения новых технологий и качественного улучшения менеджмента;

- "бегство" капитала на фондовых биржах;

- снижение курса национальной валюты;

-нерациональное распределение между долгосрочными и краткосрочными кредитами, превышение доли последних.

Обязательным элементом, составляющим стратегию догоняющего роста, как правило, служил низкий курс валюты, который способствовал росту сбережений и наращиванию инвестиционного потенциала. Данная стратегия, использованная "азиатскими тиграми", и поныне продолжает иметь место в ряде этих стран. В частности, официальный курс юаня находится на уровне в пять раз ниже, чем паритет покупательской способности, и на рынке китайские товары продаются по ценам в пять раз ниже американских. Безусловно, накопление валюты позволяло центральным банкам занижать курс собственных валют.

Начавшийся кризис в Юго-Восточной Азии обусловил необходимость проведения девальвации валют - за три месяца на 15-30%. Как показывает практика, в случаях таких валютных кризисов наряду с девальвацией можно использовать и традиционные инструменты: нормы резервирования, ставки рефинансирования центрального банка. Однако последствия девальвации значительно шире ~ ведь от ее проведения проблемы будут испытывать все валютные должники. Это последствие целесообразно использовать для нормализации финансового сектора. Однако следует помнить, что, если девальвация будет достаточно масштабной, инвесторы не покинут национальный рынок и, увеличивая доходы, справятся с долговыми обязательствами. Достаточная прочность национального банковского сектора может выдержать "бегство" капитала из страны, если же нет, то следует ограничивать иностранные краткосрочные инвестиции, поскольку снятие контроля за движением капитала сделает страну открытой для широкомасштабных валютных спекуляций.

Финансовый кризис, развившийся в Юго-Восточной Азии, берет свое начало с экономики Таиланда, который финансировал свои капвложения за счет внешнего заимствования. Особенностью экономики этой страны явилась мягкость денежной политики, и объемы денежной массы увеличивались с одновременным увеличением масштабов кредитов. Коммерческие банки страны преимущественно направляли их для инвестирования и осуществления спекулятивных операций на рынках недвижимости и земли. С начала 1997 года международные финансовые организации осуществили ряд крупномасштабных спекулятивных операций с таиландским батом к середине года, и отечественные предприятия усилили давление на обменный курс, поскольку огромные валютные обязательства ставили под угрозу возможность выплаты долгов. При этом попытки правительства затормозить падение бата путем подключения международных резервов не дали существенных результатов. В конечном счете произошло резкое обесценение бата по отношению к доллару. В такой ситуации процесс инвестирования в экономику стал рискованным, а многие инвесторы прекратили кредитование. Аналогичным образом обострилась ситуация на финансовых рынках Южной Кореи и Сингапура, Тайваня, Малайзии и Индонезии. Очередная волна кризисных явлений затронула Гонконг и распространилась на территорию Латинской Америки, Россию, приобрела масштабы глобальной угрозы, поскольку в большинстве стран развивающегося мира происходило снижение обменного курса, росли процентные ставки по долговым обязательствам, наблюдалось падение биржевых индексов. Эта ситуация предопределила в процессе урегулирования необходимое вмешательство МВФ и взятие обязательств по уменьшению дефицита бюджета, ужесточение денежно-кредитной политики, а также урегулирование банковских систем. Финансовая паника на мировом фондовом рынке постепенно продвигалась на рынки Европы, однако реакция правительств многих государств на данную ситуацию была различной и, как показал опыт, чем быстрее правительство принимало ряд мер, тем быстрее шла адаптация к внешнему шоку.

В условиях осуществления атаки на местные валюты такие параметры, как низкая инфляция, активный баланс по текущим операциям, незначительные внешние долги не могут служить гарантией сохранения безопасности, о чем свидетельствует стремительная миграция нестабильного южноафриканского ранда, через несколько месяцев утопившая таиландский бат. Отсюда следует, что кризисная ситуация имеет возможность для возникновения! а любой экономике вопреки оптимистическим прогнозам, и международная диффузия порождает панику на рынках любой страны.

В числе мер по выходу из кризиса большинством стран использовалась политика девальвации валют, способствующая улучшению конкурентных позиций национального промышленного капитала. Как правило, успешнее результаты оказываются у стран, где наблюдается высокая доля внутреннего накопления, имеется в наличии преимущество в трудовых издержках и льготном налоговом режиме. К тому же, если доля внешнего долга 1 колеблется в пределах 10-15% от экспортной выручки, то следует признать, что финансовый кризис не оказал заметного воздействия на финансовое состояние многих! развитых стран.

Валютная политика СНГ.

В целом на валютную сбалансированность стран СНГ оказала воздействие реализация золота на международном рынке, особенно России, размер экспорта которой составлял $1,3 млрд. При этом фактор валютного курса не был определяющим в динамике экспорта, так как система 50%-ного использования полученной валютной выручки наполовину снижала | эффект от изменения уровня валютного курса. В этом смысле следует отметить феномен в экономике 2-3-летнего периода, когда значительные изменения динамики курса доллара не оказывали практически влияния на объемы экспортных поставок. На изменение динамики экспорта, и прежде всего импорта существенное воздействие оказывало снижение объемов производства и либерализация внутренних цен, а также налоговая и фискальная политика, ослабляющая конкурентные позиции товаропроизводителей.