Смекни!
smekni.com

Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений (стр. 5 из 19)

Заявление об ограничении гражданина в дееспособности, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами подается в суд по месту жительства данного гражданина, а если гражданин помещен в психиатрическое или психоневрологическое учреждение, по месту нахождения этого учреждения[23].

1.6 Правоспособность иностранных граждан

Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства[24].

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Правоспособность иностранных граждан подразделяется на общую, полную и специальную. Первая возникает с момента рождения и заключается в юридической возможности обладать правом на обращение в российские органы публичной власти, в том числе для получения разрешения на въезд на территорию РФ. Вторая обусловлена получением разрешения на въезд и реализацией этого права. Специальная правоспособность иностранных граждан связана с возможностью иметь права, предоставление которых иностранцам предполагает наличие дополнительных условий. Её объем связан с целью посещения Российской Федерации.

Общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры РФ, являясь частью ее правовой системы, позволяют иностранным лицам осуществлять свою деятельность в рамках закона без вмешательства со стороны публичных властей. В основу их правового статуса положен национальный режим, позволяющий пользоваться правами и нести обязанности наравне с отечественными гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Одной из функций российского законодательства является защита прав и законных интересов российских и иностранных лиц, потерпевших, как от преступлений, так и от незаконных действий должностных лиц[25].

Осуществление правоохранительной практики, к сожалению, не исключает причинение вреда, проблема возмещения которого до настоящего времени остается достаточно острой. В регулировании отношений по возмещению вреда, причиненного противоправными действиями правоохранительных органов, доктрина выделяет конституционный и отраслевой уровни юридического воздействия, в совокупности образующие охранительный механизм, посредством которого достигается восстановление имущественных и личных неимущественных прав. В пределах конституционных норм обеспечиваются нормативные и правосубъектные предпосылки права на возмещение вреда. Так, в соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

На отраслевом уровне возмещение вреда регулируется нормами ГК РФ выступающими в виде конкретного гражданско-правового обязательства и имеющими дуалистическую природу: как элемент гражданской правосубъектности и как субъективное право лица в качестве участника гражданских правоотношений. Согласно общему подходу в большинстве случаев деяния, нарушающие имущественные права, одновременно являются и посягательством на неимущественные права. Например, в результате незаконного осуждения, применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ физическое лицо может испытывать нравственные или физические страдания. Исходя из положений ст. 1196 ГК РФ правоспособность иностранных лиц определяется их личным законом, которым в России может быть право нескольких государств. Правоспособность иностранных лиц в суде определяется нормами российского, а в отдельных случаях иностранного права (ст. 11 ГПК РФ). Нормами гражданского процессуального права допускается получение в качестве доказательств документов в иностранном государстве, признаваемых письменным доказательством в суде, если не опровергается их подлинность и они легализованы в России. Кроме того, в случаях, предусмотренных международным договором РФ, иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации[26].

По общему правилу из бюджета России уплачиваются некоторые издержки, связанные с рассмотрением дела (расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 94 ГПК РФ)[27].

Для вступления в отношения с российским государственным органом иностранцу вовсе не обязательно находиться в России. Например, документ может быть направлен в РФ по почте, наконец, иностранный гражданин вправе самостоятельно явиться в российское заграничное представительство. Общая правоспособность есть не просто гарантия участия человека в конкретных правоотношениях, но и гарантия его участия в абстрактных правоотношениях. Иными словами, именно наличие общей правоспособности, которая наступает с момента рождения, делает ребенка-иностранца субъектом российского права. В будущем он сможет воспользоваться своими правами, увеличить их количество или отказаться от их реализации. Но такой отказ вовсе не должен свидетельствовать об отсутствии прав. Он может говорить лишь об определенной степени правовой активности субъекта. Поэтому следует признать, что общая правоспособность иностранных граждан наступает с момента рождения, но ее объем крайне незначителен[28].

Фактически единственным правом, предоставляемым российским законодательством иностранным гражданам в рамках их общей административной правоспособности, является право на обращение в российские органы государственной власти, прежде всего для получения разрешения на въезд. Если возможность обращения в органы государственной власти России по любому вопросу обусловливается отсутствием соответствующего запрета в законодательстве и общими демократическими принципами функционирования российского государства, то разрешение на въезд есть необходимое основание возникновения у иностранца иных прав, а значит, для появления у него полной административной правоспособности.

В законодательстве закреплены правовые основания расширения объема прав иностранцев. Полная административная правоспособность иностранца невозможна без наличия у него действительного удостоверения личности, выданного органом государства его гражданства, а также полученной от компетентного российского органа государственной власти въездной визы.

Исключением являются иностранцы, правоспособность которых возникает после приобретения в РФ статуса беженца. В этом случае иностранец приобретает полную административную правоспособность в силу одностороннего решения российского компетентного органа государственной власти. Более того, законность выезда из государства, гражданином которого является беженец, не является основанием для приобретения им в России полной административной правоспособности. Беженцем иностранный гражданин может стать и вопреки желанию государства его гражданства.

Статус беженца обеспечивает человеку правовую защиту РФ. Необходимость этой защиты обусловлена, в свою очередь, обоснованными опасениями иностранца стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Россия в таком случае восполняет защиту, которую не смогло или не захотело обеспечить государство, гражданином которого иностранец является. Другим исключением из общего правила является въезд иностранного гражданина в безвизовом порядке. Чаще всего визы отменяются дружественными государствами на взаимной основе с целью активизации межгосударственных связей (на уровне отдельных граждан и организаций). В этом случае виза как индивидуальный разрешительный документ подменяется общим актом, упраздняющим визовый режим. Этот акт и будет единым для всех иностранцев, имеющих гражданство данного государства, разрешительным документом, предоставляющим право въезда на российскую территорию.

То есть Россия заранее приглашает их въехать в свои пределы. Чаще всего безвизовый режим вводится на основании межгосударственного соглашения, но он может быть введен и в одностороннем порядке заинтересованным в привлечении иностранцев государством. Следовательно, значительную часть публичных прав иностранец приобретает после прибытия в Российскую Федерацию.

Автору хотелось бы отметить, что полная административная правоспособность иностранных граждан не одинакова. Ее объем зависит от цели и обстоятельств посещения Российского государства. В ст. 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» буквально указано: «В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в РФ и цели его пребывания в РФ иностранному гражданину выдается виза».

С другой стороны, независимо от вида визы иностранцы сохраняют возможность реализовать ряд прав, предоставленных им российским законодательством (обращаться в органы государственной власти, право на защиту и прочие), а также исполнить определенный набор юридических обязанностей (получить установленные законодательством документы, исполнять нормы российского законодательства, повиноваться законным требованиям должностных лиц российских органов власти и другие обязанности). В связи с этим необходимо выделять полную и специальную административную правоспособность лиц, не имеющих российского гражданства. Последняя как раз и будет определяться целью посещения РФ, а основанием ее возникновения будет выданная компетентным органом виза. Тем самым законодатель подчеркивает временность правовой связи между не гражданином и Российским государством, а значит, сохраняет за собой возможность досрочного ее прекращения. В принципе это может произойти и в случае достижения иностранным гражданином цели, которую он заявил, испрашивая разрешение на въезд. Зависимость специальной административной правоспособности иностранцев от визы имеет и практическое выражение. Часто цель фактического посещения страны не совпадает с зафиксированной в визе целью. Многие иностранцы при получении визы сообщают цель, которая не соответствует предполагаемой деятельности.