Заявление о признании гражданина недееспособным рассматривается судом с участием гражданина, в отношении которого возбуждено дело, если это возможно по состоянию его здоровья, а также с участием заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства.
Решение суда о признании гражданина недееспособным является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства. Опекун является его законным представителем, защищает его права и совершает от его имени сделки и другие юридически значимые действия. Вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, возмещают его опекун или организация, обязанная осуществлять над ним надзор, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1076 ГК РФ).
Сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства, являются ничтожными. Однако закон допускает исключение из этого правила, устанавливая, что в интересах гражданина, признанного недееспособным, совершенная им сделка может быть по требованию его опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде этого гражданина.
Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над гражданином опека[33].
Таким образом, признание гражданина недееспособным допускается только в исключительных случаях, и с соблюдением специальной процедуры, предусмотренной гражданских законодательством.
1.9 Патронаж над дееспособными гражданами
Охрана прав и законных интересов совершеннолетних лиц, которые сами не в состоянии позаботиться о себе в силу преклонного возраста, инвалидности, невозможности из-за болезни свободно передвигаться, обусловила включение норм о патронаже в ГК РФ. При этом у такого рода граждан должна сохраняться способность отдавать отчет своим действиям и руководить ими.
По мнению автора, патронажные отношения, устанавливаемые над дееспособными совершеннолетними лицами, имеют свои отличительные правовые признаки. Несмотря на то, что институт патронажа предназначен для защиты прав гражданина, который по состоянию здоровья не в силах заботиться о себе самостоятельно, его цели не совпадают с целями опеки и попечительства, поскольку лицо, находящееся под патронажем, дееспособно, то есть все юридически значимые действия оно может совершать самостоятельно. Никто не вправе без соответствующего полномочия заменить волю этого лица своей волей.
Так, патронаж не может быть установлен, когда лицо психически нездорово. В этом случае орган опеки и попечительства обязан принять все необходимые меры для рассмотрения дела судом о признании лица недееспособным, следствием чего станет назначение опекуна, но не помощника.
Кроме того, правовое положение помощника отличается от прав и обязанностей попечителя. Помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, не является его законным представителем. Как в суде, так и в исполнительном производстве, в других правоотношениях гражданин участвует самостоятельно, что говорит об исключительно имущественной направленности патронажа. Помощник назначается постановлением органов опеки и попечительства после того, как между ним и этими органами будет заключен договор патронажа, на что требуется согласие подлежащего патронажу лица. Защита помощником имущественных прав патронируемого осуществляется в соответствии со ст. 41 ГК РФ на основании договора поручения или доверительного управления, заключаемого между помощником и лицом, находящимся под патронажем.
Автор считает что, подобного рода правила неоправданно сужают и усложняют оптимальную правовую регламентацию патронажа. В этой связи следует исходить из возможности заключать как договоры, предусмотренные законом (п. 2 ст. 421 ГК РФ), так и договоры, содержащие элементы различных договоров, так называемые смешанные договоры (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Поэтому участники патронажного договора вправе сами решать (в определенных пределах), какой по своей правовой природе договор им больше подходит.
Договор, предусматривающий как услуги по представительству, так и услуги по управлению имуществом, а также доставке продуктов, приготовлению пищи, организации медицинской помощи, скорее всего, следует квалифицировать как договор смешанный. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что юридическая природа патронажного договора может быть различной, как различны сами патронажные услуги: фактические и юридические действия, а также их комбинации в контексте определяемых сторонами целей.
По мнению автора, патронаж как самостоятельный вид помощи дееспособным, но нуждающимся в помощи гражданам может быть как безвозмездным, так и возмездным. Оплата услуг помощника может производиться за счет патронируемого лица из получаемых им доходов. Вознаграждение может выражаться в предоставлении благ иного имущественного характера (пользование автомашиной, комнатой в квартире). При отсутствии средств у лица, нуждающегося в помощнике, его услуги могут оплачиваться за счет бюджетных средств или средств специальных фондов.
Все эти важные для договора патронажа обстоятельства следует отразить в его тексте. В нем должны быть четко прописаны права и обязанности помощника, органов опеки и попечительства, а также права и обязанности лица, ради которого этот договор заключается. Договор патронажа предполагает существование систематического контроля за его исполнением со стороны органов опеки и попечительства, а в необходимых случаях – отчетности помощника. Особого внимания заслуживают действия помощника, даже если они основаны на доверенности, по отчуждению имущества, имущественных, жилищных и других важных прав лица, заключившего патронажный договор. Ни одна из сделок, требующих нотариального удостоверения, не должна быть совершена от имени находящегося под патронажем лица без согласия органов опеки и попечительства. Для обеспечения большей безопасности беспомощных лиц требуется особая тщательность в подборе помощника.
Патронаж может быть прекращен по одностороннему заявлению помощника, лица, которое пользуется его помощью, органов опеки и попечительства, а также прокурора. При этом не имеют значения мотивы, вызвавшие желание физического лица прекратить патронажные отношения. Для органов опеки и попечительства, иных должностных лиц, гражданина, находящегося под патронажем, основанием для постановки вопроса о прекращении этого договора служит недобросовестное исполнение обязанностей помощником. Прекращается договор патронажа и смертью помощника либо лица, пользовавшегося его помощью[34].
Патронат – это воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната. Патронатное воспитание – форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.
Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.
Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) на основании договора о патронатном воспитании, заключенного между уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем, при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой.
Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат.
Социальный патронат – оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите.
Договор о социальном патронате заключается между уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка.
Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет. Патронат может устанавливаться на срок от одного дня до шести месяцев (краткосрочный) и от шести месяцев и более (долгосрочный).
Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление. Таким образом, введение в регионах такой формы устройства детей, как патронат, позволит значительно уменьшить число детей, направляемых в учреждения, даст возможность поместить в семью любого ребенка и на любой срок.
Однако вызывает сомнение возможность возложения главой местного самоуправления таких полномочий, как предъявление иска в суд о лишении родительских прав, об отмене усыновления, дача заключений в суде об обоснованности и соответствии усыновления интересам детей, заключений по спорам, связанным с воспитанием детей, участие в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей, и других на уполномоченные службы[35].