Ещё одним из основных нововведений является подинститут предварительной опеки. Правоотношения, которые устанавливаются между опекуном и попечителем, с одной стороны, подопечным, с другой стороны, и органом опеки и попечительства - с третьей, являются новыми для российского законодательства. До 1 сентября 2008 г. такого вида опеки и попечительства не существовало, поэтому практика применения предварительных опеки или попечительства еще не сложилась.
Под предварительными опекой и попечительством понимаются опека и попечительство, которые устанавливаются на определенный промежуток времени, в случае, если требуется неотложно назначить опекуна или попечителя в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина. Предварительные опека и попечительство призваны восполнить пробел в тех случаях, когда органом опеки и попечительства производится отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
Законодательство определяет круг обязанностей опекуна (попечителя), однако не устанавливает детально порядок их исполнения. В обязанности опекуна (попечителя) входит сделать так, чтобы положение лица не ухудшилось. Поскольку самостоятельно не могут позаботиться о себе лица, психическая деятельность которых имеет отклонения от нормы, постольку за опекуном (попечителем) должно быть признано право воздействовать на волю подопечного, а в необходимых случаях – заменять ее своей волей[40].
Специфика попечительства над ограниченно дееспособным лицом обусловлена тем, что его психическая деятельность не имеет таких недостатков, которые сделали бы его абсолютно беспомощным перед внешними факторами. Поэтому и содержание попечительства в данном случае должно состоять только в контроле за расходованием имущества, что в конечном итоге может повлиять на правильное формирование поведенческой ориентации.
При определении правовых форм устройства нуждающихся в заботе граждан необходимо законодательно обеспечить противоположные и удовлетворяющие друг друга интересы. В осуществлении опеки реализуются прежде всего интересы подопечного лица, а также интересы того физического лица, которое изъявило желание стать опекуном (попечителем).
Исходя из ценности для общества каждого отдельного индивидуума, независимо от его возраста, поведения, материального благосостояния и иных его характеристик, автор приходит к выводу, что вслед за укреплением семьи перед государством стоит задача всемерной поддержки опеки (попечительства).
Необходимо добавить, что в установлении опеки и попечительства усматривается именно общегосударственный интерес, а не только интерес отдельных регионов или местностей. Это утверждение, на взгляд автора, имеет отношение как к современному периоду, характеризующемуся чрезвычайно высоким уровнем безнадзорности детей и нарушением прав психически больных граждан, так и к любому другому периоду истории. Признание общегосударственного масштаба интересов в данном случае имеет важное практическое значение, в том числе для признания фактически исполняемых органами опеки и попечительства функций государственными полномочиями.
Таким образом, опека (попечительство) представляет собой форму индивидуального временного устройства граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также для обеспечения иных его интересов. Институт опеки и попечительства решает общегосударственные задачи, поэтому его установление и надлежащее осуществление должны обеспечиваться организационной и контрольной деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления со всех сторон.
Одной из основных проблем института опеки и попечительства является проблема выбора опекуна или попечителя, ведь от правильного выбора личности опекуна и попечителя во многом зависит реальная охрана прав и интересов подопечных. Во-первых, опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние лица. Во-вторых, потенциальные опекуны (попечители) должны быть полностью дееспособными. В-третьих, не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, ранее дискредитировавшие себя как воспитатели: лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей). В-четвертых, не допускается назначение опекуном (попечителем) лица, которое по состоянию здоровья не может осуществлять свои обязанности[41]. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя.
Формальная сторона этого вопроса на сегодняшний день находится под контролем государства, очень сложна процедура оформления опеки и попечительства, выбор опекуна и попечителя но, не смотря на это, незащищенной остается проблема взаимоотношений опекунов и подопечных, дальнейшая жизнь детей с опекунами никем и никак не контролируется.
2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ЕГО УМЕРШИМ
2.1 Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим
Практически всегда объявления о розыске пропавших без вести людей начинаются со слов «Ушел из дома и не вернулся...». Последствия безвестного отсутствия гражданина носят моральный и правовой характер как для лиц, находящихся с безвестно отсутствующим в каких-либо правовых отношениях, так и для самого безвестно отсутствующего. В связи с этим в защите прав и охраняемых законом интересов граждан нуждаются не только заинтересованные лица, но и сами без вести пропавшие граждане.
Конституция РФ закрепила право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах, обязано гарантировать осуществление конституционных прав. Такое обеспечение возможно только посредством правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих государственных органов. Одним из таких органов являются суды общей юрисдикции.
Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее – бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц, проживающих на территории России: ежегодно в органы милиции поступает около 77 тысяч заявлений о пропавших гражданах[42]. В большинстве случаев меры, предпринимаемые для их розыска, не приносят результата, следствием чего становится юридическая неопределенность – отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых.
Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года (ст. 42 ГК РФ).
В связи с этим возникает вопрос о том, претерпевает ли какие-либо изменения правоспособность гражданина в период его безвестного отсутствия и зависит ли она установления в судебном порядке. Бесспорно, что за безвестно отсутствующим гражданином в полном объеме сохраняется весь комплекс имущественных и личных неимущественных прав, составляющих содержание гражданской правоспособности но, отсутствуя по месту жительства, гражданин лишен правовой и фактической возможности реализовать многие из этих прав и исполнить принятые на себя обязанности, что обусловливает необходимость предусмотренного законом вмешательства в его частноправовую сферу (ст. 18 ГК РФ).
Такое вмешательство вполне оправданно, так как оно объясняется стремлением законодателя обеспечить всемерную охрану субъективных прав и законных интересов не только безвестно отсутствующего гражданина, но и тех физических и юридических лиц, чьи права и интересы непосредственно связаны с его исчезновением.
В свою очередь, в нормах процессуального законодательства предусмотрен целый ряд гарантий, целью которых является предотвращение произвольного признания гражданина безвестно отсутствующим. Этой цели, в частности, служит закрепление обязательного участия прокурора в судебном разбирательстве, причем по делам данной категории прокурор может выступать и в качестве заявителя – в интересах государства или в защиту прав и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту или недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд (ст. 45, п. 3 ст. 278 ГПК РФ).
Признание гражданина безвестно отсутствующим может быть произведено только судом в порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц. К правовым последствиям признания гражданина безвестно отсутствующим, в частности, относятся: прекращение доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего гражданина (п. 1 ст. 188 ГК РФ); прекращение договора поручения с его участием (ст. 977 ГК РФ) и т.д.