Если историю экономики и техники рассматривать с точки зрения развития вещественно-энергетической сферы, средств производства и произведённых продуктов, то выясняется, что средства труда – прежде всего инструменты, машины, системы машин, то есть всё то, что мы называем орудиями производства, - играют определяющую роль, что они, в общем, служат
источником наибольшего прогресса в области средств производства. Карл Маркс в своём труде «Капитал» насчёт этого пишет следующее: " Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средство труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд. В числе самих средств труда механические средства труда, совокупность которых можно назвать костной и мускульной силы системой производства, составляют характерные отличительные признаки определённой эпохи общественного производства гораздо больше. Чем такие средства труда, которые служат только для хранения предметов труда и совокупность которых в общем можно назвать сосудистой системой производства, как, например, трубы, бочки, корзины, сосуды и т.д. "[8, с.189].
Но хочется отметить из этого высказывания не следует что орудия труда есть вообще определяющий момент в развитии производительных сил, первичная причина и движущая сила. Эта функция принадлежит только самому труду человека, творческой деятельности трудящихся масс. Когда мы говорим, что из всех элементов средств производства решающая роль принадлежит средствам труда и в их числе, прежде всего орудиям производства, то это значит, что люди ускоряют развитие средств производства путём развития средств труда, и прежде всего орудий производства.
Производительные силы всегда образуют органическое единство взаимодействующих между собой моментов, конкретно- историческую цельность. Поэтому неправильно исключать предметы труда из понятия производительных сил.
На всех стадиях развития производства решающей производительной силой являются люди, трудящиеся массы. Маркс в своих работах со всей определенностью называет их "главной производительной силой"[11,с.406]. Так же считал и В.И. Ленин, ведь по словам "первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся"[6, с.359].
Создавая средства производства, человек переносит на предмет свои способности и знания. С помощью своей производственно - трудовой деятельностью он организует слаженное взаимодействие всех элементов системы производительных сил, порождая тем самым и сами производительные силы. Совершать такие «действия» может «общественный человек».
Общественный человек – это деятельный, подвижный, устремленный в будущее, преследующий свои интересы субъект всей системы производительных сил, ставящий перед собой определенные цели и осуществляющий их. Все другие элементы системы производительных сил являются таковыми лишь постольку, поскольку они суть производительные силы живого общественного труда самого человека.
Но с другой стороны, человек является, конечно, решающей производительной силой только в пределах эффективного взаимодействия всех элементов системы производительных сил.
Функцию человеческой рабочей силы как самой важной производительной силы нельзя считать ни сверхъестественной, таинственной силой, ни главным антропологическим качеством человека. Это есть социальное качество, складывавшееся на основе биологического строения человека в целом в процессе исторического развития производства. Рабочая сила всегда есть исторически развивающаяся совокупность физических и духовных способностей человека. К ним относятся не только способности, связанные с биологической строением человека, но и его производственный опыт, его сноровка и навыки в исполнении определенных обязанностей, так называемые предпринимательские способности, а так же его знания о законах природы, о технических и экономических потребностях, его способность к научному познанию и внедрению научных знаний в технологические процессы, в организацию производства, в управление трудовыми коллективами, его способность к дисциплинированной коллективной, совместной с другими людьми работе. Эти отдельные моменты в системе производительных сил имеет исторически относительное значение. И вообще рабочая сила как единство различных моментов не является раз и навсегда данной величиной, константой, то есть неизменной: она изменяется в зависимости от развития процессов производства и общественных отношений.
Человек, выступая в системе производительных сил в качестве их субъекта, представляет собой не абстрактное, «вне историческое» существо; а наоборот, это исторически конкретный определенный тип производителя. Но этот тип определяется, с одной стороны, коренными отличительными чертами соответствующего технологического процесса производства, а с другой стороны, производственными отношениями и, определенной общественной формацией в целом. Со времени разложения первобытнообщинного строя соответствующий тип производителя всегда формируется теми классами, которые связаны с производительным трудом в процессе общественного производства и воспроизводства.
Предметы труда непосредственно влияют на производительность труда и, должны считаться составной частью производительных сил. Если бы Карл Маркс
исключил предметы труда из производительных сил, он не сделал бы следующего вывода: "Производительность труда связана и с естественными условиями, которые нередко становятся менее плодотворными по мере того, как производительность, поскольку она зависит от общественных условий, повышается. Отсюда противоположный характер движения в этих различных сферах: прогресс в одних, регресс в других. Можно напомнить, например, хотя бы то, что сами по себе времена года влияют на объём производства большей части сырых материалов, на масштабны истребления лесов, истощения каменноугольных копей, железных рудников и т.д."
Предмет труда наряду и вместе с трудовой деятельностью и орудиями труда оказывает определённое влияние на производительность труда. Не только используемая рабочая сила и орудия труда, но и предмет труда могут быть источником повышения производительности труда и, источником развития производительных сил.
Для того чтобы предмет труда стал элементом производительных сил, нужно внедрить его в трудовую деятельность. Это относится также и к средствам труда, и оно уже содержится в понятии предмета труда, потому что любой предмет без этой предпосылки не может стать именно предметом труда. Не надо упускать из вида то, что под предметом труда следует понимать не вещество природы как таковое, а общественную функцию, которую оно приобретает, становясь объектом трудовой деятельности людей.
В марксистской литературе главной производительной силой считается человек. Рассматривать орудия производства как определяющий элемент производительных сил совершенно неправильно. Решающую роль во всей системе производительных сил может играть только человек, занятый только
производительным трудом, что с полной определенностью констатировали и классики марксизма-ленинизма. Только тогда, когда речь идёт о вещественно-энергетической части системы производительных сил (т.е. о средствах производства), можно говорить, что среди элементов этой части системы решающее, определяющее значение принадлежит орудиям производства. Хоть и Маркс в своих трудах упоминал о том, что "технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни", но эти слова еще не служат доводом в пользу взгляда, будто орудия производства представляют собой определяющий момент системы производительных сил.
Из встречающегося там же упоминания о средствах труда как о мериле различных ступеней развития производительных сил нельзя делать вывод о том, будто они важнее самой творческой производительной силы людей.
Маркс всегда чётко различает роль орудий труда как критерий уровня развития производительных сил (а стало быть, и производительных отношений), с одной стороны, и роль трудящихся как главной производительной силы – с другой, видно хотя бы из следующей фразы цитированного труда, в которой он подчеркивает, что именно люди "устанавливают производственные отношения соответственно развитию их материального производства"[8, с.133].
Говоря о производительной силе и средствах производства необходимо упомянуть и о производительных отношениях, которые складываются между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления средств к существованию.
В целом средства производства, как и их составные части, находятся в процессе непрерывного количественного и качественного развития, движущей силой которого является трудовая деятельность людей.
В процессе исторического развития люди делают средства труда и предметы труда более производительными, видоизменяя их или создавая новые или по-новому используя их. Вместе с тем изменяются и взаимоотношения между средствами труда и предметами труда.
Человек, по своей сущности не только как социальное существо, отличается от животных и тем, что он научился приспосабливаться и к изменениям условий природы и к самой природе в целом, изменяя при этом природу в процессе производства.