Если гражданин занимается предпринимательской деятельностью с нарушением установленного порядка государственной регистрации, то к совершенным им при этом сделкам суд может применить правило об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью (п. Зет. 401, ст. 426 ГК).
В соответствии со ст. 25 ГК гражданин может утратить статус предпринимателя вследствие объявления им о своем банкротстве либо в результате признания его судом несостоятельным (банкротом). С момента исключения гражданина из реестра либо вынесения судебного решения его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу.
Требования кредиторов, как связанные, так и не связанные с осуществлением таким должником предпринимательской деятельности, удовлетворяются в порядке, установленном ст. 25 ГК[9].
Пункт Зет. 25 ГК устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов за счет обращения взыскания на имущество предпринимателя.
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, жизни или здоровью которых предприниматель причинил вред, а также требования о взыскании алиментов; во вторую - выходные пособия, зарплата, вознаграждение по авторским договорам; в третью - требования кредиторов - залогодержателей имущества предпринимателя; в четвертую - задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды и в пятую - расчеты с другими кредиторами.
После завершения расчетов с кредиторами предприниматель-банкрот освобождается от исполнения оставшихся обязательств, однако требования личного характера и требования граждан, жизни или здоровью которых предприниматель причинил вред, сохраняют силу и после завершения расчетов.
Из общего правила о наступлении полной дееспособности в возрасте 18 лет имеются два исключения (изъятия).
Согласно семейному законодательству орган местного самоуправления может разрешить вступление в брак по достижении 16 лет. Такие лица, в силу п. 2 ст. 21 ГК, приобретают полную дееспособность со времени вступления в брак. Даже в случае его расторжения приобретенная дееспособность сохраняется за несовершеннолетним в полном объеме[10].
Несколько иное последствие может наступить в случае признания брака недействительным, поскольку суд вправе принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом (абз. 3 п. 2 ст. 21 ГК).
Второе изъятие - возможность объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация). Правило об эмансипации представляет новеллу в нашем гражданском законодательстве (ст. 27 ГК). Возможность его применения основана на следующих фактах: достижение 16-летнего возраста, участие в трудовых отношениях по договору или контракту либо занятие предпринимательской деятельностью с согласия родителей, усыновителей или попечителя.
Возрастная граница для объявления несовершеннолетнего дееспособным (16 лет) совпадает с возрастом, предусмотренным для заключения трудового договора или контракта. Также с 16 лет несовершеннолетний вправе быть членом кооператива.
Установление эмансипации несовершеннолетних соответствует новой экономической обстановке, поскольку у них возникает необходимость и возможность более свободного участия в гражданском обороте, распоряжении приобретенным имуществом, доходами и пр. Дальнейшее привлечение к труду не занятых учебой несовершеннолетних людей может расцениваться только с положительной стороны.
Законом не установлен срок, в течение которого несовершеннолетний должен заниматься трудовой или предпринимательской деятельностью для возможности объявления его полностью дееспособным. Но значение должен иметь трудовой договор (контракт), свидетельствующий о приеме его на постоянную (а не на временную) работу. Занятие же предпринимательской деятельностью при эмансипации может быть учтено, если оно носило систематический характер и несовершеннолетний зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. При эмансипации в каждом отдельном случае должны выясняться и размеры доходов, разумность их траты и др.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 27 ГК при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится органами опеки и попечительства. Этой нормой не определена форма выражения их согласия, но, видимо, она должна быть идентична форме согласия на сделки несовершеннолетних, т. е. письменной.
При отсутствии согласия обоих или одного из родителей, усыновителей или попечителя эмансипация производится по решению суда. В суд обжалуется и отказ органа опеки и попечительства. С заявлением об эмансипации в суд вправе обратиться сам несовершеннолетний, его законные представители, орган опеки и попечительства[11].
С момента принятия соответствующего решения установленное ранее попечительство над несовершеннолетним отменяется. Дееспособность малолетних. К несовершеннолетним, по общему правилу, относятся все граждане с момента рождения до наступления 18-летнего возраста. Однако применительно к возможности обладать определенными элементами дееспособности действующее законодательство (так же как и по нормам ГК 1964г.) делит граждан на две возрастные группы: малолетние в возрасте до 14 лет и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. В отличие от ранее действовавшего законодательства снижен возрастной рубеж малолетства. Согласно п. 1 ст. 28 ГК за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), все сделки, за исключением указанных в п. 2 этой статьи, могут заключать от их имени только родители, усыновители и опекуны. Органы опеки и попечительства контролируют действия законных представителей малолетнего по распоряжению его имуществом.
Дети в возрасте до 6 лет возможности совершения каких-либо юридических действий не имеют.
Напротив, объем дееспособности малолетних в возрасте от 6 до 14 лет по сравнению с ГК 1964г. расширен, в него включены следующие правовые возможности.
Прежде всего, за малолетними закреплено право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок. Это незначительные по сумме сделки, направленные на удовлетворение их личных, культурных потребностей, моменты заключения и исполнения которых, по общему правилу, совпадают или следуют один за другим. Общее согласие родителей на бытовые сделки презюмируется в момент предоставления ребенку необходимых для этого средств.
Помимо мелких бытовых за малолетними закреплено право совершения сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, если только они не требуют нотариального удостоверения либо государственной регистрации. Например, малолетние вправе принять вещи, деньги в дар, но не такое имущество, как дом, квартиру, земельный участок и другую недвижимость, автомобиль, поскольку такие сделки требуют обязательной государственной регистрации (ст. 164 ГК). От имени малолетнего их могут совершать лишь его законные представители[12].
Наконец, в перечень правовых возможностей малолетних включены и сделки по распоряжению средствами, предоставленными ему законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Например, в период экскурсии в другой город 13-летний школьник оплачивает связанные с поездкой услуги, совершает покупки спортивной одежды и обуви на деньги, которыми с согласия родителей его снабдил дедушка.
Важное значение имеет правило п. 3 ст. 28 ГК о том, что по сделкам малолетнего, в том числе совершенным им самостоятельно, отвечают его родители, усыновители, опекун, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Сами несовершеннолетние до 14 лет не могут иметь вины, следовательно, не несут гражданско-правовой ответственности по обязательствам, в том числе по деликтам. Возмещение причиненного действиями малолетнего имущественного вреда возлагается на их родителей, усыновителей, опекуна.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Поступки несовершеннолетнего с 14 лет по сравнению с действиями малолетних получают иную юридическую окраску. Одним из проявлений нового положения подростка является, в частности, то, что его действия перестают быть безразличными с точки зрения закона, они влекут определенные юридические последствия, поскольку закон признает молодого человека уже в определенной мере дееспособным. Так, уголовная ответственность, по общему правилу, устанавливается с 16, а за особо опасные преступления - с 14 лет[13]. С 16 лет граждане становятся полноправными участниками трудовых отношений, могут быть членами кооперативов и т. д[14]. Определенным комплексом возможностей наделяет несовершеннолетнего и гражданское законодательство.
В соответствии с п. 1 ст. 26 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет сами совершают сделки, но с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителя, полученного до или, в виде одобрения, после сделки. Согласие законных представителей на заключение сделки не устраняет несовершеннолетнего из числа участников правоотношения, он не заменяется родителями, усыновителями, попечителем, однако его действиям придается соответствующее юридическое значение лишь в том случае, если они одобрены. Таким образом, согласие является юридическим фактом, необходимым для действительности заключенной несовершеннолетним сделки.
В то же время законом (п. 2 ст. 26 ГК) предусмотрен и ряд других элементов дееспособности, которые дают несовершеннолетнему возможность действовать вполне самостоятельно. Прежде всего, речь идет о праве распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, в том числе и от предпринимательской деятельности. В практике применения данная возможность рассматривается, как право несовершеннолетнего самостоятельно распоряжаться уже полученным заработком, стипендией, доходами. Однако это право не следует отождествлять с возможностью свободно распоряжаться имуществом, приобретенным на