указанные средства. Сделки по поводу такого имущества они совершают с согласия или одобрения своих законных представителей. Правила ст. 26 ГК предусматривают также возможность несовершеннолетнего самостоятельно осуществлять права автора произведений науки, литературы, искусства, изобретений или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.
Представляется, что перечень правомочий несовершеннолетнего не является исчерпывающим. Он может самостоятельно владеть и пользоваться своим имуществом, быть нанимателем жилого помещения и др. Несовершеннолетние вправе вносить вклады в кредитные учреждения и самостоятельно распоряжаться ими. Под распоряжением вкладами следует понимать сдачу денег на хранение, получение доходов по вкладам, операции по частичному или полному получению вклада и пр. Вклады на имя несовершеннолетнего могут быть внесены в кредитные учреждения и другими лицами (родителями, родственниками). В этих случаях по достижении 14 лет он может распоряжаться вкладами, но с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителя. В объеме самостоятельных юридических действий несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет законодатель называет мелкие бытовые и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 ст. 28 ГК, что имеет немаловажное практическое значение. Им, также по достижении 16 лет, гарантируется право быть членами кооперативов, в соответствии с законами о кооперативах[15].
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет сами несут имущественную ответственность по сделкам, заключенным ими как с письменного согласия законных представителей, так и (в предусмотренных законом пределах) самостоятельно. Ответственность за причинение вреда несовершеннолетними (деликтоспособность), подобно иным элементам их дееспособности, специфична.
По закону они самостоятельно несут имущественную ответственность за вред, причиненный их действиями другим лицам. В то же время к возмещению этого вреда могут быть привлечены и родители, усыновители, попечитель несовершеннолетнего, если у последнего не имеется или не хватает средств для полного возмещения вреда, т. е. их обязанность носит субсидиарный характер[16].
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут быть ограничены или лишены права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. По ходатайству законных представителей либо органа опеки и попечительства суд принимает такое решение при наличии достаточных оснований. Это могут быть неблагоразумная трата денег, растранжиривание (увлечение возмездными азартными играми), приобретение алкогольных напитков, наркотических средств и др. Решение суда должно быть доведено до всех заинтересованных лиц. С момента его вынесения все сделки несовершеннолетнего по распоряжению заработком и прочими доходами требуют письменного согласия или последующего письменного одобрения законных представителей.
Эта норма не применима к лицам, которые до наступления совершеннолетия приобрели полную дееспособность. Ограничение дееспособности гражданина (ст. 30 ГК) устанавливает пределы дееспособности гражданина, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение[17].
Ограничение дееспособности лица, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, устанавливается в интересах семьи и лиц, находящихся на его иждивении.
В связи с этим основанием к ограничению дееспособности гражданина служит совокупность двух фактов: а) злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами; б) указанное злоупотребление ставит семью в тяжелое материальное положение.
Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами следует считать такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами семьи, влечет за собой непомерные расходы. Если семья не получает необходимых средств от лица, злоупотребляющего спиртными напитками, либо вынуждена его содержать, то данное лицо может быть ограничено в дееспособности, хотя бы другие члены его семьи и имели самостоятельный заработок[18].
Ограничение дееспособности, равно как и его отмена, производится судом. Ограниченно дееспособный вправе совершать самостоятельно лишь мелкие бытовые сделки. Заключать все иные сделки по распоряжению своим имуществом (купля-продажа, мена, дарение), а также получать свой заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.
Учитывая установленный законом объем правовых возможностей других лиц, не имеющих полной дееспособности (несовершеннолетних и даже малолетних, за которыми помимо мелких бытовых сделок закреплено право совершать самостоятельно еще ряд юридических действий), можно отметить, что дееспособность таких граждан может оказаться меньшей даже по сравнению с малолетними[19].
Однако ограниченный в дееспособности гражданин самостоятельно отвечает как по мелким бытовым, так и по сделкам, совершенным им с согласия попечителя. Кроме того, он полностью деликтоспособен, т. е. самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность за причиненный его действиями вред.
Правовые последствия ограничения дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, не исчерпываются ст. 30 ГК. По нормам Семейного кодекса они не вправе быть усыновителями, опекунами, попечителями, могут быть лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах или ребенок может быть у них отобран.
Ограничение дееспособности отменяется, если отпадут обязательные условия применения ст. 30 ГК - злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами (например, в случае излечения от алкогольной зависимости); тяжелое материальное положение семьи и обязанность доставлять семье средства на ее содержание (например, в случае смерти супруга, развода, разделения семьи). На основании решения суда отменяется и попечительство[20].
Дееспособность граждан, признанных недееспособными.
Гражданин, страдающий психическим расстройством, признается недееспособным, если вследствие этого недостатка он не может понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК). Для признания лица недееспособным необходимо сочетание юридического и медицинского критериев: отсутствие у лица способности понимать значение своих действий и руководить ими (юридический критерий) должно быть обусловлено психическим расстройством (медицинский критерий).
Законом установлен судебный порядок признания недееспособным. Этому должна предшествовать судебно-психиатрическая экспертиза, которая дает заключение о возможности данного лица понимать смысл своих действий или разумно руководить ими. В компетенцию судебно-психиатрической экспертизы не входит обязанность давать заключение об отсутствии дееспособности; этот вопрос разрешается только судом[21].
Сделки за недееспособного в его интересах и от его имени совершает назначенный органами опеки и попечительства опекун. Ответственность по этим сделкам также несет опекун. Действия лица, признанного недееспособным, не влекут для него никаких юридических последствий. Совершенные им сделки ничтожны. Однако по требованию опекуна суд может признать сделку недееспособного гражданина действительной, если она совершена им к своей выгоде (ст. 171 ГК)[22]. В силу ст. 177 ГК недействительной может быть признана сделка психически больного гражданина до признания его недееспособным в том случае, когда при ее совершении он не понимал значения своих действий или не мог ими руководить, и этот факт судом установлен. В случае причинения имущественного вреда действиями лица, признанного недееспособным, обязанность возмещения полностью возлагается на опекуна. Если гражданин выздоровел, и отпали основания, в силу которых он был признан недееспособным, суд признает его дееспособным при наличии об этом соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы. С таким требованием обязан обратиться его опекун (п. 5 ст. 36 ГК); его могут заявить и лица, по ходатайству которых гражданин был признан недееспособным (члены семьи, прокурор, орган опеки и попечительства, психиатрическое учреждение и др.). Опека, установленная над недееспособным, отменяется в этом случае также по решению суда.
Опека и попечительство
Опека и попечительство традиционно рассматривались в теории как комплексный институт семейного и гражданского права, в рамках которого осуществляется правовое регулирование отношений, направленных на восполнение недостающего объема дееспособности граждан. Кроме того, опека и попечительство являются формой воспитания детей, лишившихся родительской заботы.
Соответственно разграничивается и правовое регулирование отношений по опеке и попечительству по новому гражданскому и семейному законодательству: права и обязанности опекунов и попечителей, установленные в целях воспитания несовершеннолетних детей, переданных под опеку (попечительство), определяются семейным законодательством, тогда как гражданско-правовым регулированием опосредуются в целом отношения, возникающие по поводу приобретения, осуществления и исполнения, гражданских прав и обязанностей в интересах других граждан. С этой точки зрения гражданское, семейное и гражданско-процессуальное законодательство рассматривают опекунов и попечителей наряду с родителями (усыновителями) в качестве законных представителей малолетних и несовершеннолетних детей, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан (ст. 26, 28-30 ГК, ст. 48 ГПК, ст.145-146 СК)[23].