На основании произведенных записей гражданам выдается свидетельство, которое удостоверяет факт государственной регистрации соответствующего акта гражданского состояния.
В теоретической литературе широкое распространение получил термин “правосубъектность”. Однако гражданский кодекс этого термина не употребляет. Термин состоит из двух понятий “право” и “субъект” и означает, как мне кажется, способность быть субъектом права.
Есть мнение, что правосубъектность личности “представляет собой единство ее правоспособности и дееспособности и даже употребляют понятие право- дееспособность”11. Я в свою очередь, думаю, что между рассматриваемыми понятиями нельзя ставить знак равенства, они не тождественны друг другу. Мало, того между ними существуют серьезные различия:
- правоспособность не связана с возрастом гражданина, а дееспособность находится в прямой от него зависимости;
- на правоспособность не влияет состояние здоровья физического лица, а его дееспособность нередко предопределяется серьезными отклонениями в состоянии здоровья субъекта права;
- правоспособность – стабильное понятие, в то время как дееспособность может расширяться и, наоборот, сокращаться в своем объеме.
Таковы различия, поэтому эти термины нельзя слить в одно даже с помощью “правосубъектности”. По мнению С.Н. Братуся, “правосубъектность” совпадает по содержанию с понятием “правоспособность”12. Профессор С.М. Корняев полагает, считать, в этом случае, что термин “правосубъектность” является лишним и не нужным.13
Я. Р. Веберс ценность данной категории видит в том, что “правосубъектность” выражает признание гражданина в качестве субъекта правоотношений вообще, а также квалификацию его в качестве субъекта или возможного субъекта конкретных субъективных прав и обызанностей.14
Некоторые авторы выделяют категории общей, отраслевой и специальной правосубъектности.
Несмотря на распространенность термина, “правосубъектность” нуждается в дальнейшем изучении и научном обосновании. И я в отличие от многих, соглашусь с тем, что “лучше бы вообще не вводить категорию правосубъектности”15 . Потому, что пользы в этом термине я не вижу. На мой взгляд, вполне можно обойтись с помощью право- и дееспособности.16 Ибо способность обладать (иметь) правами и обязанностями, определяется правоспособностью, а способность к их осуществлению и исполнению, т. е. обладание юридической способностью к участию в гражданских правоотношениях, определяется дееспособностью физического лица.
Ранее ГК многих стран предусматривали возможность лишения человека всех гражданских прав – гражданская смерть.
Из истории известно, что не каждый человек признавался правоспособным. Правоспособностью не обладали рабы, в ряде стран – иностранцы. Ограниченную правоспособность имели крепостные. В царской России подвергались значительным ограничениям правоспособности некоторые категории людей, например: по признаку вероисповедания. Сейчас правоспособность во всех странах рассматривается как всеобщий принцип и распространяется на всех граждан.17В наше время в России наблюдаются заметные перемены в оценке многих основополагающих дефиниций. Однако новый ГК практически оставил без изменения нормы Основ гражданского законодательства, посвященные правоспособности граждан.
Понятие “правоспособности” и “дееспособности” не претерпели серьезных изменений, трактуется одинаково, как в прежние, уже далекие 20-е годы, так и сейчас. Так, энциклопедия государства и права 1925 года рассматривает правоспособность лишь как способность быть субъектом права.18 Принципиально ничего нового на этот счет не появлялось в последующих исследованиях теоретического права, в работах по цивилистике.19
Новый ГК РФ дает общее понятие правоспособности.
Правоспособность – способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности (п. 1 ст. 17ГК)
Следовательно, правоспособность означает способность быть субъектом этих прав и обязанностей, возможность иметь любое право или обязанность из предусмотренных им допускаемых законом.
Правоспособность – это действительно способность иметь права. Но тем самым одно понятие обозначается с помощью идентичного, отчего из поля зрения исчезает “способность” – далеко не безразличное для понимания существа правоспособности понятия.
Всякая способность сама по себе есть состояние человека. В общепринятом смысле это его природное дарование, качество, свойство, состояние дающее ему какую-то возможность.
Правоспособность возникает в момент рождения (однако существует одно исключение, способность быть наследником, юридическая способность к наследованию (способность стать наследником) возникает с момента зачатия и принадлежит еще до рождения) человека и прекращается с его смертью. Момент, когда человек считается родившимся, определяется не юридическими, а медицинскими категориями (момент начала самостоятельного дыхания). Однако сам факт рождения не означает, что у новорожденного возникают лишь с достижением определенного возраста (предпринимательская деятельность и т. д.). момент рождения определяется с данными медицинской науки. С точки зрения права – vitalitas– способность к жизни, не имеет значение. Сам факт появления его на свет означает, что у него возникла правоспособность, даже если он был живым всего несколько минут (секунд).
Прекращение правоспособности связано с биологической смертью, когда возврат человека к жизни исключен. Следовательно , правоспособность не отделима от человека, он правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста, состояния здоровья человека – физического и психического, и от того, в состоянии ли человек сам ее осуществить или нет. Новорожденный, душевнобольной или слабоумный обладают гражданской правоспособностью в той же мере, что и взрослый человек.
Однако отсюда нельзя делать вывод о том, будто правоспособность- естественное свойство человека, подобно зрению, слуху и т. п. . хотя правоспособность и возникает в момент рождения, она приобретается не от природы, а в силу закона.
В юридической литературе гражданская правоспособность часто рассматривается как определенное качество (или свойство), присущее гражданину20. Поскольку такая возможность предусмотрена и обеспечивается законом, она представляет собой определенное субъективное право каждого конкретного лица. “Правоспособность, - писал С.Н.Братусь, - это право быть субъектом права и обязанностей”.21
Применительно к правой материи речь идет о возможности стать субъектом права. С другой стороны, раз это неотъемлемое свойство личности, гражданина, значит трудно говорить о том, что предпосылкой правоспособности служат законы и иные правовые акты, действия граждан, которые хотя и не предусмотрены законом или иными актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности”.22
Ни закон, ни иной акт, на мой взгляд, не порождают и не могут порождать правоспособность как состояние гражданина как такового. Вот почему в научных исследованиях, посвященных субъектам права, на их правоспособность следует смотреть несколько иначе. Существующий здесь пробел в научных исследованиях некоторые авторы восполняют определением правоспособности как своеобразного субъективного права23, с чем трудно согласиться. Другое дело, что правоспособность есть предпосылка право обладания конкретными субъективными правами24.
Причем обязательной предпосылкой, без которой субъективное право теряет всякий смысл. Поэтому правоспособность согласно ст. 17 ГК РФ признается в равной мере за всеми гражданами независимо от их возраста, состояния здоровья, пола, религиозной принадлежности.
Это неотъемлемое свойство человека, живущего в государстве, которое наделяет своих граждан соответствующими правами.
И когда этого человека нет (умер, признан в установленном порядке умершим) говорить о его правоспособности не приходится.
Без гражданской правоспособности никакие субъективные гражданские права невозможны и , если, правоспособность есть субъективное право, необходимо его ограничить от других субъективных прав.25 От других субъективных прав правоспособность отличается в первую очередь специфическим самостоятельным содержанием. Кроме того, гражданская правоспособность отличается своим назначением. Она призвана обеспечить каждому гражданину юридическую возможность приобретать конкретные гражданские права и обязанности. Третье отличие заключается в тесной связи правоспособности с личностью ее носителя.26
Содержание правоспособности граждан образует те имущественные и личные неимущественные права и обязанности, которыми гражданин согласно закону может обладать. Перечень которых дан в ст. 18 ГК, в соответствии с ней, гражданин может:
-иметь имущество на праве собственности;
-наследовать и завещать имущество;
-заниматься предпринимательской и любой другой не запрещенной законом деятельностью;
- создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими или юридическими лицами;
- совершать любые не противоречившие закону сделки и участвовать в обязательствах;
- избирать место жительства;
- иметь права авторов приведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;