4. Обостряется проблема обеспечения необходимого уровня национальной информационной и технологической безопасности.
5. Либерализация импортного тарифа делает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа по сравнению с иностранным инвестированием в отрасли реального сектора экономики.
6. Осуществленное США и ЕС признание с определенными оговорками статуса России как страны с рыночной экономикой не гарантирует от принятия в отношении ее антидемпинговых и других ограничительных процедур. Действующий в ВТО судебный механизм разрешения торговых споров между странами- участницами для обеспечения выполнения принятых ими обязательств носит крайне сложный характер. Это создает дополнительные трудности в отстаивании интересов российских производителей. [2]
Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей (Приложение 2)
Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологичных отраслей промышленности. Замедление темпов технического развития в стране снизило долю их продукции в российском экспорте до 1%, а в мировом - до ничтожной величины, что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО. В то же время подобное участие в этой организации позволило выйти на такие рынки многим странам, в том числе развивающимся, которые ранее вообще не имели научного потенциала. Учитывая специфические условия России, эффект вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени в экономике страны будет востребована еще сохранившаяся отечественная наука и как Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.
Отечественная пищевая промышленность пока неспособна насытить отечественный рынок, прежде всего, мясными и молочными продуктами, сахаром и растительным маслом, а её крупнейшие перерабатывающие предприятия, как правило, свою продукцию импортирует. Значения импортных пошлин, на которых настаивают основные зарубежные поставщики продовольствия на переговорах в ВТО, пока заметно ниже заявленных Россией.
Отечественная мебельная промышленность активно осваивает внутренний рынок, и для нее важен каждый процент импортного тарифа. Судя по ходу переговоров, первоначально названные Россией ставки связывания вряд ли удастся удержать, и потому следует ожидать обострения иностранной конкуренции на данном рынке.
В химии даже при сохранении заявленных ставок связывания возможно обострение конкуренции в производстве малотоннажных продуктов, лаков, красок, отделочных материалов, что ставит перед отраслью серьезные проблемы, усугубляющиеся сохраняющейся недогрузкой многих её предприятий. Можно ожидать «войны цен» на рынке моторных масел и автокосметики, который российские наши нефтяные компании активно отвоевывают ныне у иностранных поставщиков.
По отдельным сферам услуг положение выглядит следующим:
Транспорт. Вступление в ВТО ничем не грозит железнодорожному и трубопроводному транспорту страны. Вступление в ВТО мало изменит ситуацию на этих рынках, хотя может стимулировать транзитные потоки грузов и пассажиров через территорию страны.
Связь. Отставание России в научно-техническом прогрессе обусловило её слабость на его передовых направлениях - в связи и в информатике. Их развитие поддерживается в основном притоком иностранных инвестиций, которые контролируют 44% объема услуг связи. Присоединение России к ВТО явится лишь стимулом к дальнейшему притоку капитала, и российский потребитель от этого выигрывает. Можно ожидать от ВТО содействия в создании более благоприятных условий для осуществления коммерческих космических запусков, в том числе в целях связи.
Торговля. Российский капитал является почти монопольным (99,7%) в оптовом звене, однако в розничном его активно теснят сети иностранных магазинов («Рамстор», «Метро» и т.п.). Эти процессы продолжатся, по крайней мере, в крупных городах, в том числе под влиянием ВТО.
Наиболее заметно иностранное присутствие (49% объема услуг) в так называемых «рыночных услугах» (в т.ч. реклама, аудит, менеджмент), что закономерно ввиду их прежнего отсутствия в России. Однако российский бизнес накопил в этой сфере определенный потенциал конкурентоспособности и может противостоять дальнейшему сужению емкости отечественного рынка.
В целом возможные выгоды и потери от присоединения к ВТО в сфере услуг сбалансируются, и ситуация на рынке будет зависеть от того, как быстро обретут конкурентоспособность отечественные провайдеры.[13].
2.3. Влияние вступления России в ВТО на сельское хозяйство.
Существует мнение , что аграрный сектор - самая уязвимая отрасль национальной экономики, способная сильнее других пострадать от членства России в ВТО. Доводы тех, кто выступает против вступления нашей страны в эту организацию, как правило, сводятся к следующему: якобы, вступив в ВТО, мы откроем дорогу для дешевых иностранных продуктов, которые поступят на наш рынок и сделают продукцию отечественных производителей неконкурентоспособной. В результате наше сельское хозяйство упадет , и Россия попадет в полную зависимость от импортного продовольствия.
Но не стоит забывать, что правила и нормы ВТО предусматривают различные способы защиты внутреннего рынка и поддержку собственного производителя. Способы эти - тарифное регулирование, тарифное квотирование, субсидирование сельского хозяйства - общеизвестны и практикуются в большинстве государств.
Есть страны с низким уровнем господдержки и защиты рынков, как, например, Австралия и Новая Зеландия. Местный благодатный климат сам по себе способствует хорошим урожаям, привесам и надоям, что дает этим странам возможность полностью обеспечивать себя продовольствием. А географическое положение отбивает у других стран всякую охоту экспортировать туда продукты, тем самым обеспечивая естественные преимущества местным фермерам. Сельское хозяйство ЕС, Японии и США, напротив, защищены всеми возможными способами.
Россия, с одной стороны, является крупным импортером продовольствия, а с другой стороны, имеет хороший потенциал для развития собственного сельскохозяйственного производства. Поэтому она намерена отстаивать для себя членство в ВТО на условиях, сходных с теми, что имеют развитые страны. Каждая мера защиты отечественного сельхозпроизводителя - предмет переговоров со странами-членами ВТО.
Поскольку в ВТО вступают не на один год, то сейчас, в процессе переговоров, России надо выработать и согласовать с торговыми партнерами политику по защите аграрного сектора на много лет вперед. После того, как достигнутые договоренности .будут зафиксированы в двухсторонних соглашениях, вносить какие-либо корректировки будет довольно сложно. Поэтому выбирать защитные меры необходимо разумно и взвешенно, учитывая как нынешние возможности отечественного производителя, так и просчитывая с максимальной точностью его перспективы на будущее.
Правилами ВТО предусмотрен переходный период сроком на шесть лет с момента вступления. За это время страна должна снизить степень защиты (это касается и пошлин, и объемов субсидирования) своего внутреннего рынка с тем, чтобы сделать его максимально доступным для других стран-членов ВТО и обеспечить равные условия конкуренции. Развивающиеся страны могут претендовать на более длительный переходный период - до 10 лет (например, на таких условиях были приняты Литва и Латвия, попросившие соответственно девять и восемь лет). Однако Россия по части сельского хозяйства намерена вступать в ВТО на правах развитой страны.
Проанализируем все возможные способы защиты рынка и попытаемся определить, что может выгадать и прогадать российский АПК от членства в ВТО.
Пошлины. Тарифное регулирование - одна из самых популярных мер защиты национальных рынков. При вступлении в ВТО России придется зафиксировать первоначальный уровень связывания тарифов, выше которого она обязуется не поднимать ставки ввозных таможенных пошлин, и конечный уровень, который будет достигнут в конце переходного периода.
Первоначально на переговорах с ВТО Россия предлагала средневзвешенные ставки пошлин на все виды сельхозпродукции в размере 48% (на начальный период) и 37% (на конечный). Страны-члены ВТО настаивают на том, чтобы наша страна зафиксировала средневзвешенный уровень пошлин в 15%, а впоследствии еще и снизила его на 36%. Россия согласилась урезать планку до 35% на начальный период с тем, чтобы в течение шести лет снизить ставки до 23,4%. И сейчас отстаивает эту позицию.
Пока достичь компромисса не удалось. Сегодня средневзвешенная ставка импортных пошлин по сельскохозяйственной продукции составляет 14%. Партнеры по переговорам настаивают на том, что Россия не должна требовать более выгодных, по сравнению с существующими, условий.
То, что Россия пытается получить для себя возможность устанавливать высокий уровень пошлин, вовсе не означает, что вслед за этим сразу же будут повышены импортные тарифы на все продукты. Наша страна пока не может полностью обеспечить себя продовольствием. В отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции импортные пошлины могут варьироваться в зависимости от сезона. Так, в России на протяжении нескольких лет осенью, когда созревает сахарная свекла, повышаются пошлины на сахар, чтобы создать благоприятные условия для отечественного производителя.
В принципе высокие пошлины призваны сдерживать импорт, чтобы стимулировать развитие национальной промышленности и побуждать иностранных инвесторов организовывать производство внутри страны, а не ввозить готовую продукцию. Тем не менее, российский АПК развивается, несмотря на самую низкую по сравнению с другими европейскими странами тарифную защиту рынка, практически полное отсутствие господдержки национального сельхозпроизводителя (см. ниже) и существенные объемы импорта.