Смекни!
smekni.com

Исследование становление экономики Швейцарии в течении 700 лет (стр. 11 из 14)

Итак, будучи нейтральной в военно-политическом отношении, Швейцария, естественно, не нейтральна в социально-экономических вопросах. Она является типичной страной, где предпринимательские союзы превратились в довольно влиятельные и авторитетные органы экономической власти.

2.3.3. Швейцария и Евросоюз

Первые соглашения между Швейцарией и Европейским союзом были подписаны еще в 1972 г. в рамках договора о вхождении в Европейское экономическое пространство ряда стран, находившихся в составе ЕАСТ. Таким образом, была создана основа для реализации четырех основных принципов: свободы движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. За прошедшие годы на этой базе возникла зона свободной торговли, были введены либеральные режимы для движения капиталов и услуг. Однако проблемы, связанные со свободным перемещением рабочей силы, пока продолжают находиться в стадии обсуждения.

Затем последовала целая серия референдумов, определивших характер дальнейших отношений с ЕС. В декабре 1992 г. был проведен всенародный плебисцит относительно целесообразности начала переговоров об условиях вступления страны в Евросоюз. Против проголосовало 50,4% населения, перевес составил лишь 23,3 тыс., голосов, но за этим незначительным перевесом стоит тот факт, что против включения страны в европейскую интеграцию высказались 16 из 26 кантонов.

В основе такого неприятия ЕС лежало опасение возможной утраты государственного суверенитета, неизбежных уступок по транзиту европейских грузовиков через страну, а главное — неограниченной свободы для перемещения иностранной рабочей силы. Вместе с тем обозначилось вполне определенное размежевание между отдельными группами кантонов. Немецкоговорящие выступили в основном “против”, франкоговорящие за присоединение к ЕС.

В результате неодобрения начала переговорного процесса страна оказалась в наименее благоприятных торгово-экономических условиях по сравнению с другими европейскими странами. Особенно пострадало машиностроение. На Евросоюз приходилось (1997 г.) около 64% всего экспорта страны и 80,2% импорта. Столь же существенно на этот регион ориентированы прямые инвестиции (48,2% экспорта и 70,6% импорта).

В этих условиях правительство приняло решение об изменении переговорной стратегии. В мае 2000 г. был проведен референдум относительно целесообразности заключения двусторонне го соглашения с Евросоюзом по семи конкретным торгово-экономическим проблемам. Большинство населения (67,2%) одобрило этот шаг [35, стр. 75].

“Против” выступили только два кантона (в Тичино опасались возможного усиления притока иммигрантов из Италии, а в Швице вообще всегда против любого расширения связей с соседними странами).

По мнению швейцарского правительства, подписанные соглашения обеспечивают стране почти три четверти всех преимуществ, которыми располагают государства — члены ЕС, но не вынуждают к соответствующим уступкам. При этом не наносится какой-либо ущерб государственному суверенитету. Все четыре политические партии, входящие в правительство (Федеральный совет), а также основные финансово-промышленные и профсоюзные объединения поддержали соглашения.

Подписание соглашений оценивалось как важный шаг по сближению с ЕС. Вместе с тем многие аналитики полагали, что в действительности это не только не увеличивает шансов на одобрение населением присоединения к Евросоюзу, но даже уменьшает их. И это подтвердилось на очередном референдуме (в марте 2001 г.) относительно начала переговоров с ЕС. Большая часть населения (76,7%) высказалась “против”. Сенсацией оказались результаты на кантональном уровне. На сей раз сторонникам присоединения к ЕС не удалось набрать большинства ни в одном субъекте швейцарской конфедерации.

Нарастающее недовольство Евросоюзом объяснялось рядом причин.

В результате подключения к рынку ЕС Швейцария, безусловно, получит дополнительные стимулы для ускорения экономического роста. Однако такие преимущества могут быть обременены существенными потерями. Прежде всего, речь идет об обязательных ежегодных взносах в ЕС, которые оцениваются в грандиозную сумму (до 4,5—4,7 млрд. долл.). При этом возможности для получения какой-либо финансовой подпитки из “общеевропейской казны” весьма небольшие, поскольку Швейцария относится к странам с наиболее структурно-сбалансированной экономикой. Кроме того, в связи с подготовленным расширением Евросоюза на Восток Европы неизбежно увеличение швейцарского финансового взноса.

Вступление в ЕС приведет к повышению уровня налогообложения в стране (уровень корпоративного обложения в республике составлял в 2000 г. около 39,7%, тогда как в Евросоюзе — 46,2%). Неизбежно повышение налогов на добавленную стоимость (с 7% до 15%), банковских процентных ставок и пр. Реализация этих мероприятий может вызвать большие осложнения в экономике.

Особое значение для многоэтнической Швейцарии имеет сохранение собственной национальной валюты, как своеобразного символа государственной идентичности (подобно национальному флагу и гимну). Но имеются и прагматические хозяйственные причины сохранения валютной независимости. Прежде всего, высокая устойчивость швейцарского франка позволяет стране постоянно укреплять свои позиции в международных платежных операциях. Стабильность национальной валюты также привлекает значительные иностранные депозиты, которые используются для предоставления долгосрочных кредитов на более льготных условиях, чем в зоне действия евро. Обеспечивается также солидный приток прямых иностранных инвестиций, призванных способствовать постоянной структурной перестройке экономики. Словом, включение швейцарского франка в единую европейскую валютную и финансовую структуру грозит стране лишением многих преимуществ, необходимых для эффективного использования особого положения открытой экономики [35, стр. 79].

Наконец, в серьезную проблему может превратиться массовый наплыв иммигрантов в страну. Известно, что сейчас по уровню почасовой оплаты труда промышленных рабочих Швейцария находится в числе европейских лидеров (в 2000 г. около 27,9 долл.). В странах ЕС этот показатель существенно ниже (от 10 до 20 долл.) [35, стр. 80].

Но, по оценке швейцарских аналитиков, вопрос присоединения к ЕС скорее политический, чем экономический. Полагают, что около 90% всех хозяйственных проблем, возникающих от невхождения в ЕС, уже нашло свое разрешение в результате двустороннего соглашения (Швейцария - ЕС) в рамках Европейского экономического пространства. Речь идет, прежде всего, об установлении принципа свободы перемещения товаров, капиталов, рабочей силы и патентов (лицензий).

Серьезные возражения по поводу возможного вступления страны в ЕС связывают с необходимостью приспосабливать существующую швейцарскую общественно-политическую систему к европейским нормам. Постепенное устранение основных достаточно специфичных постулатов государственного управления страной (автоматическая ежегодная ротация глав государства, “прямая демократия” через проведение всенародных референдумов и пр.) может нанести ущерб идентичности швейцарского населения, традиционной общественно-политической стабильности. Опросы 2002 года показали, что только 1/3 населения выступает за присоединение к ЕС, 1/3 – категорически против и, наконец, остальные считают, что “головой” они одобряют этот процесс, а “сердце” выступает решительно против вступления в эту организацию [33, стр. 324].

Прежде всего, возросли опасения в отношении брюссельской бюрократий, которая стала вмешиваться в общественно-политические процессы в странах ЕС и нередко в ущерб их национальному суверенитету (примером может служить организация политической блокады Австрии) [35, стр. 76].

В общем плане Швейцария намерена активизировать анализ последствий возможного вступления в ЕС по нескольким важнейшим направлениям: устойчивость сложившейся финансово-хозяйственной системы, сохранение эффективности федерального устройства страны и многоплановые преимущества укрепления государственного суверенитета [35, стр. 77].

Однако очевидно, что процесс этот будет длителен и труден. Тем не менее вступление в ЕС для нынешнего федерального правительства остается среднесрочной целью, и рано или поздно, по мнению аналитиков, неизбежно произойдет.

2.3.4. Швейцария: вступление в ООН

В настоящее время Швейцария является одним из крупнейших центров международной жизни: здесь ведутся политические, экономические, культурные и прочие переговоры, подготавливаются и заключаются международные соглашения. Целый ряд обстоятельств способствовал этому.

Еще в 1815 г. после разгрома Наполеона Венский конгресс европейских держав признал Швейцарию “вечно нейтральной страной”. На нейтральной территории удобнее собираться людям разных стран и обсуждать спорные вопросы. Постепенно Швейцария становится центром международных встреч [16, стр. 89].

Швейцария до недавнего времени не являлась членом ООН, но гостеприимно приняла у себя десятки международных организаций. Так, в Женеве находятся Отделение ООН, Европейская экономическая комиссия ООН, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Международный союз электросвязи, Межпарламентский союз, Лига обществ Красного Креста, Всемирная метеорологическая организация, Всемирный совет церквей, Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию. Экономический Социальный Совет ООН и др. В Берне располагаются Всемирный почтовый союз, Бюро международной организации пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок, Европейская организация по контролю качества, в Базеле - Банк международных расчетов, Международное общество по внутренней медицине, в Лозанне - Международный олимпийский комитет, Международный комитет исторических наук [31, стр. 22].

Во внешней политике наиболее радикальные сдвиги произошли в марте 2002 года - Швейцария стала членом ООН. Длительные годы Альпийская республика, исходя из принципов постоянного нейтралитета, избегала членства не только в НАТО, ЕС, но и даже в ООН.