Смекни!
smekni.com

Изготовление растительного рельефа из камня и Реставрация фрагмента лица человека из камня (стр. 2 из 5)

Термостойкость. Мрамор не подвержен воздействию высоких температур, что позволяет использовать его для изготовления каминов или применять для отделки помещений с температурами, существенно превышающими обычные;

Экологичность. По уровню своей естественной радиоактивности мрамор относится к первому классу и может применяться при строительстве всех типов объектов. Как природный материал, он обладает пористостью и способен «дышать» — это создает в помещении благоприятный микроклимат;

Универсальность. Из мрамора могут быть изготовлены как крупные элементы интерьера — лестницы, стеновые панели, колонны, так и более мелкие, декоративные детали — столешницы, подоконники, статуэтки, вазы.

Классификация

Породы мрамора относятся к числу самых распространенных пород, используемых при изготовлении облицовочных плит. Мрамор образуется из известняка и других карбонатных пород под действием высоких температур и давления в результате регионального и контактного метаморфизма.

Структура пород мрамора чаще всего гранобластовая. Породы мрамора бывают полностью раскристаллизованы (собственно мрамор) или частично раскристаллизованы (мраморовидные известняки). По величине зерна различают мелко, средне и крупнозернистые разновидности мрамора. Наибольшей прочностью, износостойкостью и долговечностью обладают мелкозернистые разновидности мрамора. По однородности размеров зерен различают равномерно- и неравномернозернистую структуру; по характеру границ между зернами — мозаичную, зубчато-мозаичную и зубчатую структуру мрамора. Тесная взаимосвязь зерен обеспечивает долговечность и износостойкость пород (особенно зубчатая и зубчато-мозаичная структура). Текстура пород слоистая, массивная.

По цвету мраморы делятся на белые и цветные (розовые, желтые, серые, голубые, зеленоватые, красноватые, черные, коричневые, а также различные сочетания этих цветов - смотри расцветки мрамора на сайте). Цветному мрамору свойственно наличие прожилок, представляющих собой трещины, заполненные природными цементами. Наиболее ценной разновидностью является чистый, белый статуарный мрамор, который используется для изготовления скульптур. Мраморные конгломераты, брекчии и конглобрекчии состоят из различных галек и кусков природного щебня, скрепленных известковым цементом; им свойственна пестрота цвета. В мраморном ониксе ценится просвечиваемость.

Реставрация.

Технология реставрации камня

Изделия из естественного декоративного камня с течением вре­мени загрязняются, пропитываются химическими новообразова­ниями, глубоко проникающими в кристаллическую структуру.

Наружные облицовки из мрамора и известняка нуждаются в исправлениях через 5—10 лет. Облицовки из гранита не требуют реставрации в течение нескольких десятков лет. Внутренние об­лицовки при надлежащем уходе практически не нуждаются в ре­ставрации в течение неопределенно долгого периода. Мрамор­ные облицовки в подземных условиях, если не принимать меры, предохранения, преждевременно разрушаются и нуждаются в вос­становлении через несколько месяцев после установки. При рес­таврации камень промывают, склеивают, заделывают трещины, щели, восстанавливают первоначальную фактуру.

Сахаристое разрушение мраморов присуще исключительно на­ружным облицовкам. Оно вызывается неравномерным разрушени­ем поверхностного слоя, подверженного выветриванию. При этом шероховатая поверхность камня напоминает строение сахара.

Чешуйчатое разрушение присуще только мраморовидным из­вестнякам, характеризующимся неоднородностью состава, и в значительной степени проявляется во влажных условиях.

Трещины, отколы и другие механические повреждения возни­кают в результате деформаций облицованных конструкций.

При обработке вручную ударными инструментами применяют пневматические или электрические бучарды. Такую обработку до­пускают на плитах толщиной более .100 мм. Все элементы обли­цовки, кроме абразивных, обрабатывают по периметру узким скар­пелем (шириной 20 мм) независимо*рт общей фактуры плит.

Швы между плитами облицовки расшивают заново, а при на­личии свинцовой прокладки расчеканивают.

Обработку абразивами производят вручную или электрифици­рованными инструментами. Этот способ применяют только на плоских и горизонтальных поверхностях.

Вертикальные поверхности шлифуют только брусками, так как зерновой абразив на вертикальной плоскости не удержива­ется. Швы облицовки очищают от раствора на глубину 2—3 мм и тщательно промывают, чтобы при полировании не поцарапать поверхность.

полирование производят только белыми порошками, так как удалять следы цветных порошков трудно.

Высолы (выцветы) образуются при применении недоборка чественного цемента,, загрязненного песка и добавок — ускорителей твердения цементных растворов в количествах, превышающих установленные. Основная причина образования пятен на fповерхности внутренней облицовки — недостаточная защита тыльной стороны плит от влаги облицовываемой поверхности, вызывающей окрашивание светлых тонов камня окислами железа. За облицовкой нельзя оставлять деревянные клинья, конопатку и другие материалы органического происхождения, продукты: разложения которых могут также вызывать образование пятен на поверхности облицовок.

Для предохранения от пыли, высолов и пятен поверхность облицовки регулярно моют, покрывают предохранительными со ставами и периодически полируют. Предохранительные составы (например, мастика на основе воска и парафина) тонким слоем наносят чистой полотняной тряпкой на поверхность облицовки, предварительно тщательно промытую, и выдерживают ее в течение 3—4 мин для испарения растворителя. Затем электрополотером протирают поверхность облицовки до зеркального блеска, причем сначала затягивают войлочный круг полотера чистой тканью.

Зеркальный блеск белых мраморов восстанавливают с помощью оловянного порошка. Для полирования камня различных цветов используют окиси хрома и алюминия.

В некоторых породах, особенно в мраморе, встречаются соединения железистых веществ, которые на воздухе, и особенно под влиянием, влаги, меняют свой химический состав, придавая об­щему тону поверхности изделия желтоватый или розоватый отте­нок. Такой процесс химического воздействия при одновременном механическом загрязнении пор камня называется патинировани­ем, а получающийся при этом на мраморе желтоватый или розо­ватый поверхностный тон называется патиной. Патина придает камню «теплый» равномерный, иногда едва уловимый оттенок. Удалять патину посредством химических средств или грубой ме­ханической очисткой шкуркой, рашпилем недопустимо, так как при этом портится изделие.

Мраморные патинированные изделия следует только осто­рожно очистить и отмыть от поверхностной пыли и грязи. Очи­стка и промывка поверхности мрамора при помощи пластырей из серной, соляной кислот или царской водки чрезвычайно вред­но отражается на изделиях, так как поверхность мрамора разру­шается, становясь матовой и шероховатой. Единственная кисло­та, допустимая при реставрации изделий из мрамора и извест­няка, это щавелевая; она не разрушает камень и применяется для выведения поверхностных ржавых пятен. Сода, как щелочь, также не действует разрушающе на каменьtпоэтому простую чистую соду в слабых растворах можно применять для изделий, хранящихся в помещении и не имеющих повреждений на поверхности. Такую сильную щелочь, как каустическая сода, при­менять при мытье камня нельзя, так как она, попадая в трещи­ны и глубокие поры, может вызвать осыпание поверхностного слоя камня вследствие кристаллизации оставшейся щелочи в по­рах и щелях изделия.

Самым безвредным и хорошо действующим средством для мытья камня служит простое нейтральное мыло. При помощи мыла, ки­сти, губки и горячей воды каменные изделия можно отмыть от любого наносного загрязнения.

Если .поверхностный слой каменного изделия частично разру­шился, то прежде чем приступить к мытью следует закрепить по­верхности, грозящие разрушением. Для этой цели применяют: мраморит — жженую магнезию с мраморной пылью, разведен­ную на хлористом магнии, с последующим покрытием поверхно­сти парафином; меловую замазку на желатине с последующим пропитыванием ее формалином; замазку из цинковых белил на натуральной олифе. Только после заделки трещин и волосяных сеток одним из указанных составов с тщательной их просушкой можно приступить к мытью изделия.

При промывке садовых архитектурных украшений из мрамора, обычно покрытых лишайниками и мхом, употребляют нейтраль­ное мыло с добавлением в него пемзового порошка. Поверхность натирают кистью или щеткой. Особенно крепко осевшие на мра­море лишайники отдирают щеткой из медной проволоки. Гладкие и широкие поверхности мрамора легко очищают натуральной пем­зой в куске. Большие отвесные плоскости мрамора моют с приме­нением древесных опилок, которые, впитав в себя мыльную воду, легко пристают к поверхности мрамора, задерживая на нем мыло и влагу и ускоряя этим отмывание грязи.

Масляную краску с мраморных изделий отмывают с предвари­тельным размягчением ее едким натром, жидким мылом или хлор­ной известью. Насыщенным раствором такой щелочи смазывают поверхность краски, затем размягчившуюся краску осторожно соскабливают острым ножом, одновременно обмывая это место водой. Перед такой промывкой изделия все трещины и поврежде­ния на его поверхности необходимо хорошо заделать, чтобы они не пропускали едкий натр.

В тех случаях, когда застаревшие копоть и грязь не смываются с поверхности изделия,, применяют очистку струей пара. Изделия из полированного гранита и подобных ему изверженных пород очищают и промывают с применением жестких волосяных и мяг­ких проволочных щеток. Изделия из тесаного гранита, известня­ка, песчаника, туфа и доломита очищают путем сплошной перековки бучардами или обработкой поверхности пескоструйным ап­паратом.