Смекни!
smekni.com

Экономикс (стр. 4 из 9)

7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых или других иждивенцев.

8. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Мы стремимся к поддержанию разумного баланса нашей международной торговли и международных финансовых сделок.

Этот перечень широко признанных целей[6] создает базу для постановки ряда существенных вопросов. Во-первых, отметим, что это или любое иное изложение основных экономических целей неизбежно влечет за собой проблему их толкования. Каковы "значительные" изменения уровня цен? Что такое "высокая степень" экономической свободы? Что такое "справедливое" распределение доходов? Хотя большинство из нас готово согласиться с приведенными выше целями в их общей формулировке, мы можем вместе с тем существенно разойтись во мнениях относительно их конкретного толкования, а следовательно, и относительно специфических политических программ, необходимых для достижения этих целей. Заслуживает внимания то обстоятельство, что если цели 1—4 и 8 поддаются довольно точному измерению, то невозможность количественно измерить цели 5—7, несомненно, способствует возникновению споров относительно их точного значения.

Во-вторых, некоторые из этих целей взаимодополняемы в том смысле, что по мере достижения одной из них другая или другие цели также могут быть осуществлены. Например, достижение полной занятости (2-я цель) явно означает ликвидацию безработицы, то есть основной причины низких доходов (6-я цель) и экономической необеспеченности (7-я цель). Кроме того, анализ 1-й и 6-й целей приводит к общепризнанному заключению, что социополитические напряжения, которые может вызывать резкое неравенство в распределении доходов, ослабляются по мере увеличения абсолютных размеров большинства доходов в результате экономического роста.

В-третьих, некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Некоторые экономисты утверждают, что те силы, которые способствуют достижению экономического роста и полной занятости, могут оказаться теми самыми силами, которые порождают инфляцию.


В самом деле, в последние годы в центре внимания экономических исследований и дискуссий оказалось явное противоречие между 2-й и 4-й целями. Могут также противоречить друг другу 1-я и 6-я цели. Ряд экономистов отмечает, что стремление осуществить большее равенство в распределении доходов может ослабить стимулы к труду, к инвестированию, техническому прогрессу и предпринимательскому риску, то есть ослабить действие именно тех факторов, которые способствуют быстрому экономическому росту. Они выдвигают аргумент, что правительство склонно выравнивать распределение доходов путем введения весьма больших налогов на лиц с высокими доходами и передачи поступлений от таких налогов лицам с низкими доходами. Стимулы для человека с высоким доходом ослабляются тем, что такое налогообложение сокращает возможность пользоваться плодами высокого дохода. Аналогично этому у человека с низким доходом имеются меньшие стимулы к труду и к тому, чтобы заняться другим видом производительной деятельности, когда правительство выражает готовность его субсидировать. В главе 37 мы дадим более развернутое объяснение этого противоречия. Приведем пример из международной сферы. На основе централизованного планирования Советский Союз сумел практически ликвидировать безработицу, в результате чего этот источник незащищенности рабочего почти исчез. Однако, избавившись от страха потерять работу, советские рабочие стали довольно небрежно относиться к выполняемой работе, и поэтому производительность труда и эффективность производства в Советском Союзе очень низкие. Здесь мы наблюдаем противоречие между 7-й целью (экономической обеспеченностью) и 1-й целью (ростом производительности рабочих).

Это приводит нас к четвертому заключению. Когда основные цели вступают в противоречие друг с другом, общество вынуждено разработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые оно перед собой ставит. Проиллюстрируем это на следующем примере: если такие цели, как полная занятость и стабильный уровень цен в какой-то степени взаимно исключают друг друга, то есть если полная занятость сопровождается некоторой инфляцией, а стабильный уровень цен влечет за собой некоторую безработицу, общество должно решить, какую из этих целей оно считает относительно более важной. Предположим, что предстоит выбрать между двумя вариантами, скажем между сопровождаемым полной занятостью увеличением годового уровня цен на 7%, с одной стороны, и совершенно стабильным уровнем цен при 8-процентной доле безработицы — с другой. Какой вариант предпочтительнее? А как отнестись к компромиссной цели в форме, скажем, 4-процентного годового роста уровня цен при 6-процентной доле безработицы? Здесь, разумеется, открывается широкое поле для разногласий.

Разработка экономической политики. Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей нашего общества представляется да-


леко не простым делом. Кратко рассмотрим основные этапы подготовки такой политики.

1. Первый шаг заключается в том, чтобы дать четкое определение целей. Если мы утверждаем, что имеем "полную занятость", означает ли это, что каждый человек в возрасте от 16 до 65 лет имеет работу? Или означает ли это только то, что каждый, кто хочет трудиться, имеет работу? Следует ли допускать возможность какого-то "нормального" уровня безработицы, существующей вследствие добровольной смены рабочими своего места работы?

2. Затем необходимо определить и признать возможные последствия альтернативных программ достижения цели. Это требует четкого представления об экономических результатах, о выгодах, издержках и политической осуществимости каждой из альтернативных программ. Например, в настоящее время экономисты обсуждают относительные достоинства и недостатки фискальной политики (которая связана с изменениями в правительственной политике расходов и налогообложения) и монетарной политики (которая влечет за собой изменение денежной массы) в качестве альтернативных средств достижения и поддержания полной занятости (см.гл. 18).

3. Мы обязаны как для самих себя, так и для будущих поколений изучить прошлый опыт реализации подобных программ и ценить их эффективность; только путем такой оценки можно рассчитывать на повышение результативности политики. Привело ли то или иное изменение политики налогообложения или массы денег в обращении к изменению уровня занятости в первоначально предсказанных размерах? Привело ли дерегулирование отдельной отрасли (например, авиаперевозок) к предсказанным благотворным результатам? Если нет, то почему?

Ловушки для обыденного сознания

До сих пор мы рассматривали применяемые экономистами методы исследования, обходя известные трудности и ловушки, которые часто встречаются на пути людей, пытающихся толковать экономические проблемы с позиций обыденного сознания. А теперь представим себе следующие препятствия, затрудняющие процесс рационального экономического мышления.

ОШИБОЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

В отличие от начинающего физика или химика начинающий экономист обычно привносит в экономическую науку целый ряд ошибочных и предвзятых представлений об экономических процессах. Например, кое-кто может с подозрением относиться к прибылям бизнеса или считать, что дефицитное финансирование всегда является злом. Излишне говорить, что ошибочные представления способны

затуманить нам голову и помешать объективному анализу. Начинающий исследователь экономической науки должен быть готов отбросить ошибочные и предвзятые представления, которые попросту не подтверждаются фактами.

НЕЧЕТКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Экономическая терминология, широко применяемая газетами и популярными журналами, иногда носит чрезмерно эмоциональный характер. Автор — а чаще всего представляемая им или ей специфическая группа интересов — может иметь особые причины для затуманивания проблемы. При этом используемые термины нацелены на завоевание поддержки читателя. Так, мы обнаруживаем, что противники правительственного проекта борьбы с наводнениями в регионе Великих равнин называют его "ползучим социализмом", а сторонники проекта характеризуют его как "разумное демократическое планирование". Поэтому мы должны быть готовы отбросить подобную терминологию, чтобы обеспечить объективность в толковании важных экономических проблем.

ДЕФИНИЦИИ

Ни один ученый не обязан употреблять широко распространенные или общедоступные дефиниции. Экономист может счесть для себя удобным и важным излагать понятия таким образом, что они будут совершенно отличаться от дефиниций, употребляемых большинством людей в повседневной речи. Если дефиниции экономиста точны и последовательны, его аргументация неотразима. Типичный пример: термин "инвестиции" для среднего гражданина ассоциируется с покупкой облигаций и акций на рынке ценных бумаг. Часто мы слышим, как кто-то говорит, что он "инвестировал" свои деньги в акции "Дженерал моторз" или в правительственные облигации! Однако для экономиста "инвестирование" означает приобретение таких реальных активов, как машины и оборудование или строительство нового фабричного здания, а не чисто финансовую операцию по обмену наличных денег или части банковского счета на изящно оформленный листок гербовой бумаги.