Смекни!
smekni.com

Доходы населения 3 (стр. 3 из 7)

3 Государственное перераспределение доходов. Система социальной защиты

Один из "провалов" рынка проявляется в том, что рынок не гарантирует право на труд, на доход, на образование, не обеспечивает социальную за­щиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров и некоторых других категорий граждан. В связи с этим возникает необходимость вмешательства госу­дарства в сферу распределения доходов и формирования соответствую­щей системы социального обеспечения нуждающихся. [7, с. 434]

Распределение доходов в обществе осуще­ствляется на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение доходов — результат их перераспределения, которое, в свою очередь, осуществляется государством. Средства, поступающие от государства в распоряжение домашних хозяйств, изменяют объем душевого дохода в за­висимости от величины и структуры семей, соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Через перераспределение до­ходов государство вовлекается в широкомасштабную деятельность по осуществлению социальных функций.

Основной инструмент перераспределения доходов — государственный бюджет. Система государственного бюджета включает сбор налогов, осу­ществление трансфертных платежей (в денежной и натуральной формах), формирование механизма социального обеспечения и страхования и т. д.

Идея перераспределения доходов родилась вследствие того, что одним людям достается слишком мало, а другим — слишком много средств существования. При этом сторонники этой идеи исходят из того, что для богатых расставание с частью дохода — не столь чувствительный акт, как ее приобретение для бедных. Иначе говоря, длябогатого определенная потеря дохода будет значить меньше, чем соответствующий прирост до­хода для бедного.

Такой вывод имеет научное объяснение и основывается на теории убы­вающей предельной полезности, в соответствии с которой в процессе об­мена каждая сторона отказывается от "последних" дачей товара, которого у него много, чтобы приобрести "первые" доли товара, которого у нее нет. В этом случае обмен максимизирует общую степень удовлетворенности (полезности) индивидов.

Данная теория, появившаяся в XIX в. и относящаяся к экономическим благам, со временем была распространена и на доходы. Одним из авторов убывающей полезности дохода был А. Пигу, который писал: "Очевидно, что любое перемещение доходов от относительно богатого человека к относительно бедному... должно увеличить общую сумму удовлетворен­ности, поскольку это обеспечивает удовлетворение более насущных по­требностей за счет менее насущных". Другой сторонник этой концепции, А. Лернер, отмечал; "Общая удовлетворенность максимизируется таким распределением доходов, которое уравнивает предельные полезности до­ходов всех членов общества". Однако в этих двух высказываниях есть свои нюансы. Утверждение А. Пигу означает, что передача 10 долл. из одних рук в другие оправданна, если новому владельцу эта сумма принесет больше пользы, чем предыдущему. Сказанное же А. Тернером необходи­мо понимать таким образом, что доходы хорошо распределены, если по­теря 10 долл. будет одинаково переживаться всеми членами общества. Отсюда нетрудно сделать вывод о том, что общая удовлетворенность максимизируется при равномерном распределении доходов. [7, с. 436]

Однако у сторонников государственного перераспределения доходов и их теоретиков есть немало оппонентов. Они полагают, что распростра­нение теории убывающей полезности на доходы неоправданно, потому что применение маржиналистских подходов в этой сфере подразумевает сравнение степеней удовлетворенности разных людей. Между тем удовле­творенность разных людей неодинакова, их вкусы и образ жизни нельзя мерить одной меркой. В демократическом обществе те, кто располагает большим доходом, как правило, прилагают больше усилий к тому, чтобы его иметь для удовлетворения более высоких потребностей (например, купить хороший автомобиль, построить загородный дом, совершить зару­бежное путешествие). Однако есть немало людей, которые довольствуются не слишком высоким уровнем дохода и не испытывают особого дискомфорта от этого. У таких людей всегда есть выбор, который предоставляет возможность иметь больший или меньший доход, зависящий в значитель­ной мере от их индивидуальных усилий (если исключить инвалидов, боль­ных, стариков).

Разумеется, тот факт, что распределение в рыночной экономике вытекает из вклада, который одни участники рынка вносят в благосостояние других, вовсе не означает, что это единственный критерий распределения. По большому счету рыночное распределение — результат игры, в которой переплетаются вклад, удача и случай. Как отмечал Ф. Хайек. рыночный процесс - "это соревнование, проходящее по правилам, исход которого решает умение игроков, их силы, но также и случай. Это игра, в которой побеждает не только умелый, но и удачливый". Результат этой игры до известных пределов обществу приходится принимать как данность.

Неравномерное распределение доходов не является само по себе несправедливым. Давая ему оценку, экономисты предлагают выяснить вопрос о причинах возникновения этого неравенства и различать нера­венство возможностей и неравенство результатов. Общество должно предоставить всем гражданам одинаковые возможности для реализации их способностей, а это, прежде всего проблема производства. [16, с. 382]

Если руководствоваться справедливостью лишь в процессе распределе­ния, то необходимо иметь в виду, что любое перераспределение дохода, преследующее максимизацию обшей полезности в текущем периоде, неиз­бежно ведет к снижению дохода и обшей полезности в последующем. Это связано с тем, что перераспределение снижает заинтересованность в ин­тенсивной деятельности у тех слоев, которым приходится отдавать часть своего дохода, и не повышает ее у тех, кому оказывается поддержка. В ре­зультате часть дохода общества теряется. По расчетам А. Оукена утечка через "дыры худого ведра перераспределения" составляет более 70% дохо­да. Эти "дыры" неизбежны во всяком перераспределении и возникают как следствие подрыва стимулов к деловой активности и роста администра­тивных расходов на осуществление программ поддержания доходов.

К сказанному следует добавить, что перераспределение дохода вызывает большие изменения в экономической деятельности: спрос на одни товары и услуги возрастает, а на другие — снижается или исчезает вовсе. По­скольку в рыночной экономике трудовые усилия и ресурсы направляются туда, где они лучше используются и вознаграждаются, общество имеет возможность производить высококачественные товары и услуги, спрос на которые предъявляют главным образом зажиточные слои.

Нельзя также забывать, что многие из широкодоступных сегодня благ были когда-то предметами роскоши и продавались только благодаря тому, что немногие люди хотели приобрести их по высоким ценам и имели такую возможность. К таким благам можно отнести специи, газеты, авто­мобили и др. Нетрудно предположить, каким бы сейчас было экономиче­ское развитие США, Японии, многих западноевропейских стран, если бы их хозяйственные системы ориентировались главным образом на выпуск товаров массового спроса для большинства в ущерб разнообразию това­ров для меньшинства. К сожалению, реальная действительность дает не­мало примеров подобного хозяйствования, одним из которых был опыт бывшего СССР. Напротив, опыт развитых стран показывает, что рост благосостояния их граждан, имеющаяся у них возможность потреблять многие высококачественные товары (от продуктов питания и одежды до жилья и отдыха) были связаны не с уравнительным распределением, а с неравенст­вом в распределении доходов.

Рассматривая эту проблему, Б. де Жувенель обращает внимание на взаи­мосвязь между распределением покупательной способности и прогрессом. "Опыт показывает, — пишет он, — что прогресс сдерживается в тех слу­чаях, когда неравенство чрезмерно наследуется, а также когда шкала до­ходов имеет разрывы. Но он также сдерживается, когда равенство дости­гается насильственными мерами. Видимо, существует оптимальное для целей прогресса распределение потребительской способности".

Реальная жизнь, однако, требует активного участия государства в пере­распределении доходов и поддержании их на определенном уровне. В стра­нах с развитой рыночной экономикой постепенно сформировалась раз­ветвленная система социального обеспечения граждан, на которое уходят значительные средства. Социальные государственные расходы, как пра­вило, составляют от 10-15 до 24-30% ВВП. В большинстве стран соци­альная политика реализуется посредством разного рода программ, среди которых типичными являются: [1, с. 494]

1. Программы социального страхования.

2. Программы государственной помощи.

Программы социального страхования являются формой социальной зашиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспо­собности и доходов. Особенность социального страхования — его финан­сирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целе­вых взносов работодателей и работников при поддержке государства. В России система социального страхования состоит из двух частей. Пер­вая призвана обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий; вторая гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имеющих ее.

Социальное страхование существует в двух формах: обязательное и добровольное. Обязательное социальное страхование — особая разновид­ность государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целе­вые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств госбюджета.