Смекни!
smekni.com

Китай в мировой экономике 4 (стр. 4 из 5)

Традиционно основная часть иностранного капитала, вкладываемого в экономику КНР, направляется в экспортные отрасли. С конца 70-х годов товарооборот Китая с зарубежными странами стремительно вырос. Темпы роста мировой торговли за этот период были гораздо меньшими. На долю фирм с участием иностранного капитала в настоящее время приходится половина всего экспорта из КНР. Как отмечает еженедельник "Economist", иностранные инвестиции способствовали превращению Китая в "громадную экспортную машину". Страна и в будущем останется значительным экспортером благодаря наличию почти безграничного потенциала исключительно дешевых трудовых ресурсов, в том числе с высоким образовательным цензом. По данным "Economist", инженеры-компьютерщики получают в КНР примерно в 10 раз меньше, чем, например, на Тайване при почти одинаковом уровне подготовки.

Обрабатывающая промышленность Китая постепенно выходит на передовые позиции и становится все более капиталоемкой. Исследователи отмечают, что даже при переходе к производству все более сложных промышленных изделий (например, к полупроводниковой технике и к аппаратуре информационно-технического профиля, по которой Китай сумел стать в мире 3-м крупнейшим производителем) КНР не теряет своих преимуществ по выпуску такой относительно дешевой и трудоемкой продукции, как игрушки, текстиль и обувь. За счет масштабов производства и низкой оплаты труда Китай успешно противостоит другим азиатским экспортерам этих товаров (Индонезии, Республике Корея и др.), фактически вытесняя их с мирового рынка.

На первый взгляд, экономика Китая является безусловно экспортоориентированной. Соотношение между экспортом и ВВП достигает значительной величины - 23%. По объему экспорта КНР занимает 9-е место в мире. Однако, по мнению большинства аналитиков, экспортный сектор недостаточно сросся с отечественной экономикой. Фирмы, полностью или частично находящиеся в собственности иностранцев, поглощают примерно 50% всего импорта и являются источником половины экспорта из КНР. Многие экспортные предприятия представляют собой простейшие производства по сборке изделий из ввозимых комплектующих и последующему вывозу в другие страны, часто через Гонконг.

Экспортный сектор с доминирующими позициями иностранного капитала, особенно в специальных экономических зонах, рассматривается исследователями в качестве своеобразного анклава, чем-то напоминающего по своим особенностям зону предприятий "макиладорас" в Мексике, протянувшуюся вблизи американской границы. Неслучаен вывод многих специалистов о слабой интегрированности Китая в мировую экономику. Обособленность оборачивается дополнительными издержками. Технологии и управленческий опыт, привносимые иностранными фирмами, усваиваются местными компаниями недостаточно быстро и легко. При этом экономический рост сдерживается из-за сохранения многих элементов директивной системы управления, торговых барьеров и местного протекционизма, а также из-за отсутствия настоящего рынка капиталов. "Economist" полагает, что вступление в ВТО способствует созданию оптимальной конкурентной среды внутри Китая и в существенной мере ограничивает роль административно-командной системы.

В открытом секторе экономики ТНК уже превратились в важнейших "игроков" в сфере предпринимательства. "McDonald's" и "Kentucky Fried Chicken" создали в Китае почти 700 предприятий. "Kodak" закрепил за собой половину рынка фотопленки и фотобумаги, а почти вся остальная часть принадлежит "Fuji". "Procter & Gamble" стала крупнейшим поставщиком на китайский рынок шампуней. Инофирмы, прежде всего "Motorola", "Ericsson" и "Nokia", зарезервировали за собой 95% рынка мобильных телефонов. Такая активность связана с тем обстоятельством, что Китай является крупнейшим рынком сбыта такой продукции, как микротелефонные аппараты. Руководство "Coca-Cola" считает, что Китай в скором времени станет для нее крупнейшим рынком в Азии. По некоторым оценкам, иностранное участие в экономике КНР составляет на современном этапе примерно 10%. По расчетам специалистов, прием в ВТО приведет к удвоению этого показателя.

Несмотря на все положительные сдвиги за последние 20 лет, Китай в недостаточной степени интегрирован в мировую торговую систему. Более того, отсутствует интегрированность и на внутрикитайском уровне. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед Китаем на современном этапе, - объединение разрозненных элементов национальной экономики. Действительно, ненормальным является положение, при котором отправка контейнера из Шанхая в американский Сиэтл занимает меньше времени, чем из Шанхая в другой крупный промышленный центр той же страны - Чунцин, расположенный на реке Янцзы в глубине Китая. Десять лет назад в КНР не было общенациональной системы автомагистралей, связывающей отдельные провинции. В настоящее время протяженность таких дорог превышает 12 тыс. км.

Правительство разработало радикальные меры по развитию фондового рынка и санации государственных банков. Обмен долговых обязательств на акции способствовал сокращению бремени безнадежных долгов в банковской системе на 1,4 трлн. юаней. В будущем предоставление заемных средств будет осуществляться только финансово надежным предприятиям. Фондовый рынок играет все большую роль в финансировании продуцентов.

Реформы в КНР и рост ее экономики должны позитивно повлиять на весь регион, особенно в настоящее время, когда страны Восточной и Юго-Восточной Азии испытывают негативные последствия от замедления развития в США. Что касается Китая, то значительного спада в этой стране не прогнозируется.

Даже в случае глобального экономического спада Китай будет развиваться относительно стабильно, хотя бы в силу размеров своей экономики. Только в 2000г. китайский импорт вырос на огромную величину - 55 млрд. долл., что свидетельствует о превращении экономики КНР в мощный фактор развития всего региона. Что касается угрозы для азиатских продуцентов, исходящей от китайских поставщиков, то ее преодоление почти целиком зависит от самих государств данного региона: реализация откладываемых структурных реформ должна способствовать решению проблем, связанных с внешними факторами. В долгосрочной перспективе быстроразвивающийся Китай рассматривается в качестве источника угрозы и влиятельными группировками в США.

Развитие экономических связей актуализирует необходимость реформ в КНР и усиления степени открытости по отношению к внешнему миру. В таких условиях фактически не может сдерживаться и развитие неформальных контактов. Примечательно, например, что в американских университетах в один промежуток времени проходят обучение 50 тыс. китайцев. Уже в настоящее время число китайских граждан, получивших образование в США, превышает число китайцев - выпускников советских вузов. Налицо - усложнение и диверсификация связей по многим направлениям. Подобные тенденции будут способствовать интеграции Китая в мировую экономику.

Глава 3. Сотрудничество Китая и России

Начиная с 1980 года китайская экономика растёт в среднем на 10 % в год. К концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8 % годовых, но с вступлением КНР в ВТО в 2001 году приток прямых иностранных инвестиций и расширение экспорта привели к новому ускорению.

Среднегодовые темпы роста внутреннего валового продукта (ВВП) в 1990—1999 г.г. составляли 10,3%, в 1998—2001 г.г. — 10%, в 2002—2005 г.г. — 9%. По объёму ВВП, рассчитанному по покупательной способности валют, Китай занимает ныне второе место в мире после США . Резко возросли валютные резервы и объемы золотого запаса страны. Объём внешней торговли к 2004 году превысил 850 млрд. долларов США.

По официальным данным, в 2003 году ВВП Китая вырос на 9,1 %, но, по мнению экспертов, в действительности прирост ВВП мог достигать 11-12 %. По мнению специалистов, в 2004 прирост ВВП составит от 8,5 % до 12 %. Рост объёма внешней торговли Китая в 2005 году составил 23 процента.

Ярким показателем экономического роста страны является потребление энергоносителей. Так, например, потребление нефти в Китае за 40 лет с начала 1960-х увеличилось более чем в 25 раз, составив в 2005 году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 млн. тонн. По данным ОПЕК, в 2005 году Китай потреблял 6,5 млн. баррелей нефти в день. Собственная добыча КНР составляет около 170 млн. тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая могла бы позволить рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к постепенному увеличению зависимости от импорта. Учитывая продолжающийся экономический рост, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн. тонн. К 2025 году прогнозный объём потребления нефти в КНР составит 710 млн. тонн в год.

Потребление природного газа КНР в 2005 году составило 50 млрд. куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 млрд. куб. м.

Объем потребления электроэнергии в 2005 году составил 2,456 трлн. кВт-ч. При этом некоторые районы Северного и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.

Китайская экономика находится на подъеме и готова заполонить мировой рынок товарами собственного производства. Однако для большего развития экономики Китаю необходимо увеличить потребление энергоресурсов. Россия, как поставщик энергоносителей, является в этом плане идеальным партнером.

На сегодняшний день нефть и газ являются главной разменной монетой на мировом рынке. В Пекине это понимают и требуют гарантии бесперебойных поставок из России. Такими заверениями могут служить только совместные вложения в разработку новых месторождений, чего добивается Китай.