Смекни!
smekni.com

Российско-германские отношения 2 (стр. 2 из 6)

Открытию московского представительства предшествовали более 200 возникших за последние 10 лет институционально оформленных контактов между нашими центрами и российскими НИИ и вузами. [4] Эта цифра служит ярким свидетельством в пользу двухстороннего многопланового сотрудничества.

Научные контакты между Германией и Россией в сфере полярных исследований постоянно развиваются. Институт им. Альфреда Вегенера в Бремерхафене уже 17 лет поддерживает сотрудничество с НИИ и университетами в Петербурге, Москве, Мурманске и Якутске. Из этого многолетнего сотрудничества возникла совместная российско-германская лаборатория им. Отто Шмидта. Еще вместе с объединением северогерманских университетов в Петербургском университете была создана совместная магистратура по полярным и морским исследованиям. Запускаются спутники с российского космодрома и используются уникальные российские технологии, например, высокоэффективные микроволновые генераторы для разогревания плазмы в эксперименте по ядерному синтезу.

Наряду с обществом Гельмгольца контакты с российскими учеными поддерживает и общество Фраунгофера, специализирующееся на прикладных исследованиях. Речь, прежде всего, о таких областях, как материаловедение, информационная и производительная техника. Сейчас ведется работа над проектом создания германо-российской лаборатории для обмена опытом в сфере логистики и технологии. Партнеры – Институт автоматизации производства Фраунгоферовского общества в Магдебурге и Московский автодорожный институт. « Joint - Lab » будет предлагать курсы повышения квалификации по логистике, дистрибьюции и транспорту для менеджеров в сфере промышленности. [5] Российская сторона выигрывает от знакомства с западными производственными стандартами, а германские предприятия знакомятся с российскими фундаментальными исследованиями.

Создаются новые стратегические программы с российскими и немецкими научными учреждениями, которые переходят в новые двусторонние или многосторонние исследовательские проекты. Немецкая сторона приглашает активно использовать научную инфраструктуру центров Гельмгольца. На этом фундаменте строится новое стратегическое сотрудничество, в котором запланировано и серьезное участие российского капитала.

Что касается заинтересованности российской стороны в привлечении прямых инвестиций из Германии, она связана с традиционно высоким технологическим уровнем немецких компаний. Будучи имплантированными на российскую почву созданием совместных производств, германские технологии способны внести существенный вклад в модернизацию отечественного хозяйства, диверсификацию его отраслевой структуры. Заинтересована Россия и в заимствовании управленческого опыта германских компаний, который может передаваться по каналам внутрифирменного взаимодействия менеджеров. В рамках совместных проектов осуществляется переподготовка российского технического персонала. Германские компании традиционно входят в круг ведущих мировых экспортеров, поэтому создание в России совместных производств привлекательно для отечественных предприятий. И как возможность выхода на зарубежные рынки через уже налаженные сбытовые сети немецких партнеров.

Однако имеющиеся возможности для развития двустороннего сотрудничества пока используются не в полной мере. Германия, будучи крупнейшим внешнеторговым партнером России, занимает только пятое место по объему накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику. Правда, по объему накопленных прямых инвестиций она на четвертом месте. В настоящее время на территории России насчитывается около 3,5 тыс. фирм с участием немецкого капитала. [6] Созданные совместные предприятия заняты преимущественно в таких сферах деятельности, как предоставление торгово-посреднических и консультационных услуг, а также финансовые операции. Такое отраслевое распределение немецких инвестиций в целом соответствует общем тенденциям, свойственным процессу привлечения иностранного капитала в российскую экономику. Тем не менее, по сравнению с инвесторами других стран, особенностью поведения германских фирм на российском рынке можно считать то, что немецкие компании проявляют относительно большую готовность к вложениям в перспективные для нашей страны сферы хозяйства.

В некоторых отраслях инвестиционные стратегии германских фирм можно считать пионерными, создающими такие прецеденты деятельности в России, которые будут служить примерами для других зарубежных компаний.

Нефтегазовый комплекс относится к отраслям российской экономики, лидирующим и по объемам экспорта, и по величине привлекаемых иностранных инвестиций. Сотрудничество германской нефтегазовой компании «Винтерсхалл» с российским «Газпромом» началось в 1990-е годы с регистрации в ФРГ совместного предприятия «ВинГаз», в рамках которого была создана распределительная сеть для поставок российского газа в Европу. С капиталом, 65% которого принадлежало германской стороне, а 35% - российской. [7] В июле 2003 года «Газпром» и «Винтерсхалл» на паритетных началах создали совместное предприятие для освоения ачимовских залежей Уренгойского газоконденсатного месторождения. Проект рассчитан на 43 года. Промышленная добыча начнется в 2008 году и будет составлять ежегодно 8,3 млрд. кубометров газа и 2,8 млн. тонн конденсата. В первые четыре года реализации проекта, когда осуществляются инжиниринговые работы и опытная эксплуатация участка, все расходы несет немецкая сторона. Следует отметить, что создание этого СП было вообще первым случаем, когда «Газпром» допустил иностранного инвестора непосредственно к добыче газа в России. Представители российской компании оценивали этот проект как пилотный. В его рамках «Газпром» отработал следующие общие принципы инвестиционного сотрудничества в отрасли:

· Газодобычей может заниматься только компания, зарегистрированная в России;

· На прединвестиционной стадии российский концерн не будет вносить собственные средства, ограничивая свой вклад геологоразведкой;

· Вся прибыль подлежит долевому разделу.

Другой крупный немецкий перепродавец российского газа концерн «Рургаз» в несколько приемов аккумулировал 6,5 – процентный пакет акций «Газпрома» и получил место в Совете директоров российского газового монополиста. После поглощения «Рургаза» другим германским энергоконцерном «Е.ОН» к последнему перешла и доля в капитале «Газпрома».

В 2005 году инвестиционное сотрудничество «Газпрома» с этими немецкими компаниями вышло на качественно новый уровень: начался взаимный обмен активами. В апреле 2005 года было подписано соглашение принципиально нового уровня между «Газпромом» и германским концерном «БАСФ», по которому немецкой стороне была передана 49-процентная доля при освоении Южно - Русского газового месторождения в Западной Сибири. В обмен «БАСФ» взял на себя аналогичную долю при будущем строительстве Северо – Европейского газопровода с правом привлечения в эту долю других инвесторов. Доля «Газпрома» в СП «ВинГАЗ» увеличивается до 50% минус 1 акция. В сентябре 2005 года было заключено еще одно соглашение, по которому половина доли «БАСФ» в газопроводном проекте передается концерну «Е.ОН». Общая длина газопровода от Выборга до Грайфсвальда составит 1200 км, стоимость первой «нитки» оценивается в 2 млрд. евро, а совокупные капиталовложения – 6-7 млрд. евро. [8]

Предприятия с германскими инвестициями уже играют заметную роль в российском машиностроении. Концерн «Сименс АГ» в начале 2000-х годов аккумулировал пакет в 4,38% акций «Силовых машин» - ведущей российской компании в сфере энергетического машиностроения, находившейся в то время под контролем группы «Интеррос». В 2004 году «Сименс» и «Интеррос» достигли договоренности о фактической передаче «Силовых машин» под контроль немецкой компании: предполагалось создать СП, в уставный капитал которого был бы передан 71% акций «Силовых машин», а вклад германской стороны осуществлялся бы в виде инвестиций объемом в 100-150 млрд. долл. Однако эту сделку заблокировало российское антимонопольное ведомство под предлогом того, что часть производств «Силовых машин» имеет оборонную специфику. В конечном счете «Сименс» удовлетворился ролью блокирующего акционера: в начале 2006 года он приобрел за 93 млн долл. еще 20,62% акций «Силовых машин», увеличив тем самым свой пакет до 25% плюс 1 акция. Если же учесть, что контролирующим акционером «Силовых машин» в конце 2005 года стало РАО «ЕЭС России», то данный проект можно рассматривать как один из наиболее значимых примеров партнерства государства, национального частного и иностранного капитала.

Концерн «Сименс» активно сотрудничает и с другим российским естественным монополистом – РАО «Российские железные дороги». В апреле 2005 года стороны создали совместное предприятие, призванное заниматься развитием в России системы высокоскоростного железнодорожного сообщения. К 2007 году должен был появиться первый опытный образец поезда, способного развивать скорость 250 км/ч, а в 2009 году – начаться серийный выпуск таких поездов. Правда, новым руководством РАО этот проект был скорректирован, и согласно контракту, подписанному в мае в 2006 году, поезда будут производиться не в Росси, а на германских мощностях «Сименса».

Между тем в транспортном машиностроении «Сименс» создал в 2005 году еще и СП с российским «Трансмашхолдингом», контролирующим 80% рынка железнодорожного оборудования страны. Специализация созданного СП «Трансконвертер» - разработка в производство высоковольтных статистических преобразователей для пассажирских вагонов, электровозов и электропоездов. Доля «Сименса» в уставном капитале СП – 35%, она внесена в виде прав на технологию. [9] В ноябре 2005 года «Сименс» договорился с российской холдинговой компанией «Электрозавод» о создании СП по оказанию инжиниринговых услуг. Обеим сторонам должно принадлежать по 50% уставного капитала. Новое СП призвано удовлетворять потребности в реконструкции и строительстве новых объектов в области генерации и распространения электроэнергии. В частности, предполагается вести совместные работы по созданию тепловой станции и подстанции в столичном районе Строгино.