3. Функциональный разрыв. Кроме того, существуют также разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов. Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов.
Эффект вытеснения
Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.
Предположим, что экономика находится в состоянии спада и правительство прибегает к дискреционным фискальным мерам, увеличивая государственные расходы. Для этого правительство выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентную ставку, то есть цену за заимствование денег. Поскольку расходы изменяются обратно пропорционально процентной ставке, некоторые инвестиции будут отвергнуты, или вытеснены.
Хотя лишь немногие подвергают сомнению описанную логическую схему, но масштабы эффекта вытеснения остаются предметом оживленных дискуссий. Например, некоторые экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рациональное зерно такой позиции состоит в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением государственных расходов, могут улучшить ожидания будущих прибылей у предпринимателей, что является важной детерминантой инвестиционных расходов. А значит, инвестиционные расходы не обязательно сократятся — они могут даже увеличиться, хотя ставка процента возрастет.
Правительственные органы, ведающие денежной политикой, могут увеличить предложение денег в достаточной степени, чтобы покрыть вызванный дефицитом дополнительный спрос на деньги. В этом случае равновесная процентная ставка не должна измениться и эффект вытеснения будет нулевым.
Компенсирующие сбережения
Некоторые экономисты выдвигают такую теорию: расходы дефицитного бюджета покрываются равновеликим увеличением частных сбережений. Люди якобы знают, что сегодняшние дефицитные расходы в конечном счете обернутся повышением налогов для них самих или их наследников. Поэтому они увеличивают свои сбережения (сокращают текущее потребление) в преддверии этих более высоких налогов. Бюджетный дефицит - государственное расходование сбережений - вызовет увеличение частных сбережений. Эта концепция, впервые выдвинутая английским экономистом Давидом Рикардо в начале XIX в., называется теоремой эквивалентности Рикардо. Говоря более формализованным языком, это теорема гласит, что финансирование дефицита за счет заимствований оказывает такое же ограниченное влияние на ВВП, как и финансирование, путем повышения существующих налогов.
Скрытые формы присвоения благ оказывают обратное влияние на фискальную политику государства, замедляя либо ускоряя принятие соответствующих решений. Например, современная преимущественно экспансионистская, фискальная политика российского государства в немалой степени явилась закономерным следствием массового ухода от налогов, вызванного в свое время фискальной рестрикцией. И хотя ожидаемых результатов сниженные налоговые ставки не дали, тем не менее именно в них можно видеть один из факторов стратегической социально-экономической стабилизации в современной России.
Современное положение бюджета
Все плохое уже случилось, и нового витка кризисного сжатия экономики не будет, а кризис в России закончится не позднее 2 квартала 2010 года. [4] В оставшуюся часть 2009 года и в 2010 году эксперты ожидают сначала замедления спада, а потом и медленного восстановления экономики. Однако российская экономика выйдет на свою "крейсерскую скорость" (более 5% в год) только в 2015 году. Это означает, что расходы федерального бюджета придется все-таки урезать.
Итак, что касается года нынешнего, то, произойдет сокращение внутреннего спроса за счет падения инвестиционного на 16,2%. Население, скорее всего, начнет копить, из-за падения реальных доходов. Внешний спрос, в отличие от внутреннего, сократится куда более существенно. Валютная экспортная выручка снизится на 40%, что с учетом снижения цен на товары российского экспорта эквивалентно падению физического объема экспорта примерно на 8-9%.
К важному "позитивному" фактору 2009 года эксперты относят падение импорта, вызванное ослаблением рубля, а также резким сокращением доступности банковского кредитования. По прогнозам, импорт снизится на 40% в стоимостном выражении, в физическом падение составит скорее всего 30%. Именно по этой причине падение ВВП окажется менее сильным, чем сокращение спроса. Если нефтяные цены будут держаться на уровне 55 долл. и выше, то в России сохранится положительное торговое сальдо (88 млрд. долл.), а счет текущих операций составит 32 млрд. долл. Отток частного капитала, прогнозируют эксперты, достигнет в текущем году 67 млрд. долл. При этом львиная доля утекла в начале года.
Замедление оттока в конце года позволит Банку России избежать значительной девальвации, которая может составить, по оценкам экспертов, 2,2% по отношению к текущему уровню курса.
[1] Трофимова Т.И. Фискальная политика: Учеб. - метод. пособие. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001.
[2] Бункина М.К., Семёнов А.М.. Макроэкономика – М.: «Дело и Сервис», 2000.
[3] Прыкин Б.В. //Новейшая теоретическая экономика. Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
[4] По данным Центра Фискальной политики РФ