Смекни!
smekni.com

Фискальная политика 6 (стр. 2 из 2)

3. Функциональный разрыв. Кроме того, существуют также разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов. Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов.

Эффект вытеснения

Сущность эффекта вытеснения со­стоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фи­скальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

Предположим, что экономика находится в со­стоянии спада и правительство прибегает к дискре­ционным фискальным мерам, увеличивая государ­ственные расходы. Для этого правительство выхо­дит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентную ставку, то есть цену за заимствование денег. Поскольку расходы изме­няются обратно пропорционально процентной став­ке, некоторые инвестиции будут отвергнуты, или вытеснены.

Хотя лишь немногие подвергают сомнению опи­санную логическую схему, но масштабы эффекта вытеснения остаются предметом оживленных дис­куссий. Например, некоторые экономисты счита­ют, что в случае высокой безработицы это вытесне­ние будет незначительным. Рациональное зерно такой позиции состоит в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением государствен­ных расходов, могут улучшить ожидания будущих прибылей у предпринимателей, что является важ­ной детерминантой инвестиционных расходов. А значит, инвестиционные расходы не обязательно сократятся — они могут даже увеличиться, хотя став­ка процента возрастет.

Правительственные орга­ны, ведающие денежной политикой, могут увели­чить предложение денег в достаточной степени, чтобы покрыть вызванный дефицитом дополнитель­ный спрос на деньги. В этом случае равновесная процентная ставка не должна измениться и эффект вытеснения будет нулевым.

Компенсирующие сбережения

Некоторые экономисты выдвигают такую теорию: расходы дефицитного бюджета покрываются равно­великим увеличением частных сбережений. Люди якобы знают, что сегодняшние дефицитные расхо­ды в конечном счете обернутся повышением нало­гов для них самих или их наследников. Поэтому они увеличивают свои сбережения (сокращают текущее потребление) в преддверии этих более высоких на­логов. Бюджетный дефицит - государственное рас­ходование сбережений - вызовет увеличение част­ных сбережений. Эта концепция, впервые выдвину­тая английским экономистом Давидом Рикардо в начале XIX в., называется теоремой эквивалентнос­ти Рикардо. Говоря более формализованным языком, это теорема гласит, что финансирование дефицита за счет заимствований оказывает такое же ограни­ченное влияние на ВВП, как и финансирование, пу­тем повышения существующих налогов.

Скрытые формы присвоения благ оказывают обратное влияние на фискальную политику государства, замедляя либо ускоряя принятие соответствующих решений. Например, современная преимущественно экспансионистская, фискальная политика российского государства в немалой степени явилась закономерным следствием массового ухода от налогов, вызванного в свое время фискальной рестрикцией. И хотя ожидаемых результатов сниженные налоговые ставки не дали, тем не менее именно в них можно видеть один из факторов стратегической социально-экономической стабилизации в современной России.

Современное положение бюджета

Все плохое уже случилось, и нового витка кризисного сжатия экономики не будет, а кризис в России закончится не позднее 2 квартала 2010 года. [4] В оставшуюся часть 2009 года и в 2010 году эксперты ожидают сначала замедления спада, а потом и медленного восстановления экономики. Однако российская экономика выйдет на свою "крейсерскую скорость" (более 5% в год) только в 2015 году. Это означает, что расходы федерального бюджета придется все-таки урезать.

Итак, что касается года нынешнего, то, произойдет сокращение внутреннего спроса за счет падения инвестиционного на 16,2%. Население, скорее всего, начнет копить, из-за падения реальных доходов. Внешний спрос, в отличие от внутреннего, сократится куда более существенно. Валютная экспортная выручка снизится на 40%, что с учетом снижения цен на товары российского экспорта эквивалентно падению физического объема экспорта примерно на 8-9%.

К важному "позитивному" фактору 2009 года эксперты относят падение импорта, вызванное ослаблением рубля, а также резким сокращением доступности банковского кредитования. По прогнозам, импорт снизится на 40% в стоимостном выражении, в физическом падение составит скорее всего 30%. Именно по этой причине падение ВВП окажется менее сильным, чем сокращение спроса. Если нефтяные цены будут держаться на уровне 55 долл. и выше, то в России сохранится положительное торговое сальдо (88 млрд. долл.), а счет текущих операций составит 32 млрд. долл. Отток частного капитала, прогнозируют эксперты, достигнет в текущем году 67 млрд. долл. При этом львиная доля утекла в начале года.

Замедление оттока в конце года позволит Банку России избежать значительной девальвации, которая может составить, по оценкам экспертов, 2,2% по отношению к текущему уровню курса.


[1] Трофимова Т.И. Фискальная политика: Учеб. - метод. пособие. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001.

[2] Бункина М.К., Семёнов А.М.. Макроэкономика – М.: «Дело и Сервис», 2000.

[3] Прыкин Б.В. //Новейшая теоретическая экономика. Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

[4] По данным Центра Фискальной политики РФ