Процессы глобализации, развивающиеся в мировой экономике и проявившиеся наиболее в финансовой сфере, оказывают значительное воздействие на развитие национальных экономик и проведения экономической политики. Качественные изменения внешней среды влияют и на денежно-кредитную политику. Среди предпосылок развития кризиса, связанных с глобализацией экономики и оказавших непосредственное влияние на денежно-кредитную политику, можно выделить следующие:
рост роли финансовых рынков, трансграничных потоков капитала и расширение финансового инструментария. Как связано это с денежно-кредитной политикой. Во-первых, она влияет на финансовую систему, прежде всего через банковский сектор, а в процессе глобализации возросло значение рынков ценных бумаг как механизма перераспределения финансовых средств в экономике. Во-вторых, денежно-кредитная политика практически не учитывала увеличение « финансового рычага» на финансовых рынках в предкризисный период.
В качестве одного из преимуществ глобализации выделяется возможность не инфляционного наращивания совокупного спроса. Она обуславливается тем, что процесс глобализации сам по себе оказывает мощное воздействие на инфляцию в сторону его понижения. Однако побочными эффектами подобного наращивания совокупного спроса становится взрывной рост цен активов и образования финансовых пузырей. В итоге это создает вторичные инфляционные эффекты.
Текущий мировой экономический кризис в значительной степени был вызван особенностями функционирования финансовых рынков. Основными каналами перемещения кризиса из развитых стран в развивающиеся стали отток капитала в развитые страны и сокращение спроса с их стороны на продукцию, производимую в развивающихся странах.
Кризис продемонстрировал высокую взаимозависимость денежно-кредитной системы и финансовых рынков. Помимо прямого воздействия кризиса на банковскую систему, в странах, в финансовых системах которых значительную роль играют финансовые рынки, кризис распространялся на банковскую систему через отдельные сегменты финансового рынка (главным образом связанные с ипотечными бумагами, впоследствии – через рынок акций). Общим итогом этих процессов стало « кредитное сжатие» в банковской системе. Центральные банки стремились увеличить ликвидность банковской системы, в том числе оказывая помощь отдельным, системообразующим банкам, но до лета 2008г. они были в некоторой степени связаны повышением «инфляционным фондом».
На первом этапе кризиса центральные банки использовали стандартный инструментарий денежно-кредитной политики (операции на открытом рынке и изменение базовой ставки процента), стараясь увеличить с его помощью предложение денег. Результатом этой политики стало снижение до нулевой отметки процентных ставок центральных банков ряда стран (США, Японии, Швейцарии, Великобритании). Тем самым проводить стандартную денежно-кредитную политику оказались существенно ограничены.
Несмотря на многочисленные меры, направленные на увеличение денежного предложения и помощь отдельным системообразующим финансовым институтам, антикризисная денежно-кредитная политика в развитых странах не смогла предотвратить снижение совокупного спроса и спада производства. Это наглядно демонстрирует динамика ВВП и промышленного производства в конце 200- начале 2009 года.
Ключевая проблема заключалась в том, что возникли затруднения в функционировании традиционных трансмиссионных механизмов денежно-кредитной политики. Из-за нарушения в работе денежного рынка важное звено передачи сигналов через механизм снижения процентной ставки перестало работать. Кроме того, в условиях снижения доверия и повышения оценки рисков банки ввели дополнительные ограничения по кредитованию, что привело к ослаблению действия кредитного канала.
В России первые потрясения на мировом финансовом рынке в августе 2007г, привели к изменениям в модели денежно-кредитной политики России. В связи с потрясениями на межбанковских рынках развитых стран российские банки испытали нехватку ликвидности. Для решения этой проблемы ЦБ РФ ослабил денежно-кредитную политику. Но реагируя на темп роста инфляции, ЦБ с начала 2008г. начал ужесточать денежно-кредитную политику. Были повышены нормативы обязательного резервирования, началось постепенное повышение ставки рефинансирования, Однако при этом продолжалось наращивание валютных резервов, способствовавшие росу предложения денег. Полномасштабное распространение кризисных явлений на российскую экономику началось в июле-августе 2008г. по тем же каналам, как и в случае, их распространения от развитых экономик к развивающимся (отток иностранного капитала и падение экспорта). Вслед за снижением экспорта произошло падение промышленного производства и сокращение инвестиционных программ предприятий топливно-энергетического комплекса. Как следствие, производство продукции обрабатывающей промышленности стало сокращаться опережающими темпами по сравнению с обрабатывающей.
Банковская система столкнулась с серьезными проблемами в условиях резкого спада фондового рынка, практически полной остановки межбанковского рынка и падения доверия к ней вкладчиков. Вклады физических лиц за сентябрь-октябрь 2008г. сократился на 7,4 %.
Борьбу с кризисом Россия в 2010 году будет вести методами кредитно-денежной политики. На первом этапе приоритетность вопросов поддержки именно банковской системы порождалась осознанием угрозы того, что рухнет вся существующая платежная система. Именно недопущение этого краха являлось первичной целью не только Банка России, но правительства страны. Эта задача, по всей видимости, решена, но продолжение борьбы с кризисом методами кредитно-денежной, а не бюджетной политики стало основой всей экономической политики страны на 2010 год.
Все это заставило изменить модель денежно-кредитной политики. Реакция на полномасштабный финансовый и экономический кризис развивался по двум направлениям.
Во-первых, была продолжена политика помощи банковской системы, уже проводившаяся на первой волне кризиса, только в большем масштабе и с помощью большего числа инструментов.
С августа - сентября 2008 г. ЦБ резко увеличил предоставление средств коммерческим банкам по традиционным каналам. При этом основным предоставлением кредитования банков были операции репо, а пик предоставления помощи пришелся на конец 2008-начало 2009г.
Были введены новые инструменты денежно-кредитной политики, Основными среди них стали безналоговые кредиты. Банк России начал предоставлять кредиты под обеспечение « нерыночными» активами (залог векселей, права требования по кредитным договорам).
В период острой фазы кризиса для регулирования денежно-кредитной сферы с целью предоставления помощи банковской системы использовались инструменты экономической политики: размещение временно свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах; кредиты Внешэкономбанка на обслуживание внешних займов компаний и субординированные кредиты банкам, собственники которых увеличивали их капитал в период кризиса.
Во-вторых, было проведено регулирование динамики валютного курса. Это было связано со стремлением поддержать внешнюю и внутреннюю конкурентоспособность своих производителей, с высоким уровнем внешних заимствований, с наличием значительных активов, номинированных в иностранной валюте и обращающих в национальной экономике.
Во время кризиса сталкивались две противоположные тенденции: с одной стороны, стремление удержать национальную валюту от стремительного обесценивания и связанных с этим неуправляемых инфляционных процессов и оттока капитала, с другой – поддержать конкурентоспособность национальной экономики посредством управляемого снижения валютного курса.
Следует отметить, что в период стремительного падения курса рубля в январе 2009г. ЦБ РФ достаточно неожиданно объявил о границах валютного коридора, тогда как до этого практиковалось имплицитное таргетирование валютного курса. Очевидно, что переход к той или иной форме явного таргетирования валютного курса в период кризиса при невыполнении цели угрожает подрывом доверия к денежным властям и национальной валюте.
Давление на валютном рынке осенью-зимой 2008г. было вызвано как действием негативных внешних факторов (падением цен на нефть, оттоком иностранного капитал), так и низким уровнем доверия экономических агентов внутри страны и значительными ожиданиями обесценения национальной валюты. В результате средства, предназначенные банковской системе, оказались на валютном рынке и уходили из страны.
На взгляд Некипелова и Головина, именно стремление сдержать отток капитала из страны и поддержать динамику валютного курса обусловило политику повышения процентных ставок ЦБ РФ в разгар кризиса: ставка рефинансирования была увеличена с 11% в июле 2008г. до 13% в декабре 2008г.
Общим результатом двух направлений денежно-кредитной политики на острой стадии кризиса стало сокращение денежной массы, что свидетельствует о преобладании направления, связанных с регулирование валютного курса. Таким образом, стоявшая перед денежно-кредитной политикой задача поддержать совокупный спрос не была решена.
У подобной политики была альтернатива, которая позволила бы избежать столь значительной растраты валютных резервов и сохранения процентных ставок на высоком уровне: введение валютных ограничений, которое изначально было отвергнуто властями страны.
После завершения этапа обесценения рубля модель денежно-кредитной политики в России вновь изменилась. С весны 2009г. ЦБ стал постепенно наращивать валютные резервы и сокращать объем поддержки банковской системы. В это же время он начал цикл снижения ставки рефинансирования. Общий эффект от денежно-кредитной политики в этот период был связан с некоторым ростом денежной массы (на 15,7% с 1 февраля по ноябрь 2009г.), однако окончательно оценивать его результаты пока преждевременно. В течение этого периода произошло одно важное качественное изменение: ЦБ существенно ослабил свое воздействие на динамику валютного курса рубля.
Современный мировой экономический кризис поставил новые вызовы перед денежно-кредитной политикой, на который развитые и развивающиеся страны отреагировали существенным смягчением политики и совершенствованием ее инструментария. В настоящее время для развитых стран особую актуальность приобретает соотнесение денежно-кредитной политики с новыми тенденциями функционирования финансовой системы, при том, что сама эта система требует кардинального реформирования. Для России более актуально создание трансмиссионных механизмов денежно-кредитной политики (которые помогут повысить эффективность ее воздействия на экономику, будут способствовать развитию финансовой системы) с учетом рисков, которые высветил современный мировой экономический кризис и которые затронули нашу страну в меньшей степени. Создание таких механизмов позволило бы перенести центр тяжести в инструментарий денежно-кредитной политики с валютных интервенций на использование процентной ставки, не форсируя при этом формальный переход к режиму инфляционного таргетирования. В ближайшей перспективе для снижения негативного воздействия внешних шоков целесообразно вернуться к практике использования отдельных валютных ограничений.
щиесяоц политикойое изменение: ЦБ существенно ослабил свое воздейтсвие на динамику валютне средства, предназначеные банковской системе, оказались на валютном рынке и уходили из страны.л), так и низким уровне