Смекни!
smekni.com

Гражданский кодекс Франции (стр. 1 из 2)

Гражданский кодекс Наполеона является источником французского гражданского права. В его разработке приняли участие такие видные французские юристы, как Порталис, Тронше, Мальвиль и др., опиравшиеся на римское право, дореволюционную судеб­ную практику и кутюмы, которые они переработали в соот­ветствии с потребностями нового общества. Первый консул лично участвовал в обсуждении ряда статей Кодекса. Он устранил из проекта некоторые положения, которые ассо­циировались с революцией, а в послереволюцион­ный период, представлялись чрезмерно радикальными.

Несмотря на отдельные консервативные отступления, именно в Кодексе Наполеона гражданское право Франции нашло свое классическое выражение. Поэтому и сам Кодекс имел для своей эпохи революционное значение, сыграл ис­ключительно важную роль в разработке и утверждении многих принципов нового гражданского права.

Кодекс отличался стройностью изложения, сжатостью юридических формулировок и дефиниций, определенностью и четкостью трактовки основных понятий и институтов гра­жданского права. ГК Наполеона насчитывал 2281 статью и состоял из вводного титула и 3 книг. Его структура отрази­ла схему построения институций римского права: лица, вещи, наследование и обязательства. Данная структура Кодекса получила в гражданском праве название институционной.

Французский гражданский кодекс 1804 г. (ФГК) занимает центральное место в системе наполеоновских кодексов, поскольку им регулируются важ­нейшие экономические отношения капиталистического общества. Этот кодекс наиболее значителен по своему объему (при первоначальном издании в нем насчитывалась 2281 статья), и он же считается наиболее совершенным из "классических" кодексов по форме изложения, в том числе по структуре. ФГК состоит из вводного титула и трех книг. В небольшом вводном титуле изложе­ны правила действия гражданских законов во времени и пространстве, а также некоторые правила, относящиеся к вступлению в силу и применению право­вых норм. Эти правила распространяются не только на ФГК, но и на иные французские законы.

Книга первая "О лицах" открывается нормами, регулирующими правовой статус французов и гражданские права иностранцев во Франции. В этой же книге содержатся положения о порядке и последствиях признания лица безве­стно отсутствующим, о браке и разводе, о правовом статусе несовершеннолет­них, об опеке и попечительстве. В книге второй "Об имуществах и различных видоизменениях собственности" сосредоточены нормы, определяющие недви­жимое и движимое имущество, государственную и коммунальную собствен­ность, права собственников и пользователей имуществом. В книге третьей "О различных способах, которыми приобретается собственность", наиболее зна­чительной по объему, собраны нормы, регулирующие' многие институты фран­цузского гражданского права. Книга открывается нормами о наследовании и дарении. В ней подробнейшим образом изложены нормы, относящиеся к обя­зательственному праву, к договорам купли-продажи, найма, займа, поручения, поручительства, залога и др. В этой же книге изложены, применительно к инс­титуту дарения, правила исчисления сроков приобретательской и исковой дав­ности.

ФГК подвергался многочисленным изменениям и дополнениям, в ходе ко­торых из него нередко изымались целые разделы либо включались дополни­тельные главы, заново регламентирующие крупные правовые институты, не говоря уже об исправлениях текста, коснувшихся большинства статей кодекса. Наибольшим преобразованиям подверглась книга первая ФГК в сфере регу­лирования брачно-семейных отношений, а также относительно объявления лица безвестно отсутствующим, которое ныне производится по правилам со­ответствующего акта 1977 г. Такого рода изменения и дополнения кодекса на­чали осуществляться еще в XIX в., однако самые значительные из них отно­сятся к периоду после второй мировой войны и по настоящее время.

Положения ФГК, относящиеся к самому важному из регулируемых им правовых институтов — праву собственности, подверглись существенным из­менениям. Ранее провозглашавшийся тезис об "абсолютном" характере права собственности дополнен возможностями ограничения этого права в интересах общества. Большое развитие получила государственная собственность, собст­венность компаний и других юридических лиц, в том числе на средства произ­водства и иную недвижимость.

В сфере обязательственного права наименьшим изменениям подверглись самые общие положения ФГК об основаниях возникновения, доказывании и исполнении обязательств, а также об ответственности за их невыполнение. Многие виды договоров ныне регулируются самостоятельными актами, либо включенными в текст ФГК, либо представляющими собой отдельные новые "кодексы".

В сфере семейного права по сравнению с нормами ФГК в первоначальной редакции 1804 г. к настоящему времени произошли весьма существенные из­менения, в частности после издания важных законодательных актов в этой об­ласти в 1965, 1975 и 1985 гг. Если, согласно прежнему законодательству, же­на не только была обязана следовать за мужем при перемене места жительст­ва, но и в распоряжении совместным имуществом и в ряде других вопросов пользовалась меньшими правами, то ныне достаточно последовательно проводится закрепленный в ст.216 ФГК принцип: "Каждый супруг обладает полной правоспособностью". Со временем была значительно упрощена проце­дура заключения брака, расширен перечень оснований для развода, получил распространение институт санкционированного судом раздельного прожива­ния супругов, существенно расширились права незаконнорожденных и усы­новленных детей и т. д. Согласно закону 1965 г., супруги вправе заключить договор, в котором закрепляется выбранный ими режим имущественных взаи­моотношений. Правовой статус усыновленных и ряд связанных с этим инсти­тутом вопросов ныне регулируются Законом об усыновлении, изданным в 1981 г., и другими актами.

Наследование имущества, согласно действующим нормам ФГК, осуществ­ляется либо по закону, либо по завещанию (эти два вида наследования ныне регулируются статьями ФГК в редакции двух ордонансов 1958 г. и Закона 1972 г. и последующих актов). При этом на протяжении десятилетий просле­живается тенденция ограничить круг наследников по закону близкими родст­венниками и пережившим супругом. При наследовании по завещанию в зако­не оговорены права на обязательную долю детей наследодателя, в том числе внебрачных. Эта доля зависит от числа детей и составляет от половины до трех четвертей наследственного имущества.

Статья 731 ГК предусматривает четыре категории наследников по закону: 1) дети и другие нисходящие родственни­ки наследодателя; 2) восходящие родственники наследодателя; 3) родственники наследодателя по боковой линии; 4) переживший супруг. При этом ст. 725 устанавливает, что наследниками могут быть лица, “существующие в момент открытия наследства”. По­нятие существования является более широким, нежели, напри­мер, понятие нахождения в живых, и позволяет наделить наслед­ственной правоспособностью зачатых, но еще не родившихся де­тей. Напротив, мертворожденные дети и дети, родившиеся “не­жизнеспособными”, наследниками не признаются. Другая катего­рия лиц, правовое положение которых в наследственных отношениях не всегда легко определить, — это безвестно отсутствующие. Поэтому Законом № 77—1447 от 28 декабря 1977 г. в ст. 725 ГК было внесено дополнение, прямо предусматривающее, что наслед­никами могут быть лица, в отношении которых вынесена пре­зумпция безвестного отсутствия.

Еще одна категория наследников по закону, о которой следует сказать особо, — это лица, наследующие по праву представления.

Статья 739 ГК определяет право представления как юриди­ческую фикцию, позволяющую признать за представителем поло­жение, степень родства и права, которыми обладал по отношению к наследству и наследодателю представляемый. Например, если у наследодателя было три сына, один из которых умер, оставив двух дочерей, то две внучки призваны к наследованию вместе с двумя оставшимися в живых сыновьями, как бы замещая умершего отца. Статья 744 ГК уточняет, что право представления не может иметь места в отношении лиц, находящихся в живых. Согласно этой же статье отказ представителя от наследства представляемого не препятствует представителю замещать представляемого в насле­довании по закону. Так, в нашем примере внучки будут призваны к наследованию даже в том случае, если ранее они отказались принять наследство своего отца.

Право представления действует только по нисходящей и боко­вой линиям родства, без ограничения степеней родства по прямой линии, и включая племянников и их нисходящих по боковой линии. Гражданский кодекс не содержит четкого определения оче­редности призвания к наследованию наследников по закону. Одна­ко анализ его положений позволяет вывести пять очередей на­следников.

Первую очередь образуют дети наследодателя и другие прямые нисходящие родственники, наследующие по праву представления.

Вторую очередь составляют родители наследодателя, а также его братья и сестры и их нисходящие, наследующие по праву пред­ставления.

В третью очередь входят дед, бабка и прямые восходящие родственники более отдаленных степеней.

В четвертую очередь наследует переживший супруг.

Пятая очередь состоит из боковых родственников, не попада­ющих во вторую очередь, до шестой степени родства включитель­но (к родственникам шестой степени относятся, например, троюродные братья и сестры). Однако в случае, когда наследодатель был неспособен к составлению завещания, в пятую очередь вхо­дят боковые родственники до двенадцатого колена включительно.

Гражданский кодекс различает пять линий родства: нисходя­щую, восходящую по матери, восходящую по отцу, боковую по матери, боковую по отцу. В каждой из линий более близкие родст­венники устраняют от наследования более отдаленных, за исклю­чением случаев, когда более отдаленные наследуют по праву пред­ставления.