Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовая защита авторских прав (стр. 11 из 20)

В-седьмых, существенно различаются сроки действия личных авторских прав (по существу их действие бессрочно) и исключительного авторского права. Общий срок действия исключительного права — пожизненно плюс 70 лет после смерти автора начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п. 1 ст. 1281 ГК РФ). Специальные правила установлены для действия таких прав на произведения, созданные в соавторстве — исключительное право действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов и семидесяти лет, считая за годом его смерти. А на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет начиная с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если же в течение указанного срока автор раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного п. 1 ст. 1281 ГК РФ,

Решена и проблема определения срока действия исключительного права на произведение, обнародованного после смерти автора; такое право действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования; условием здесь является обнародование произведения в течение семидесяти лет после смерти автора

Фактически воспроизведена прежняя норма о том, что в случае, если автор был репрессирован и посмертно реабилитирован срок действия исключительного права считается продленными семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения. Если же автор работа во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней срок действия исключительного права увеличивается на четыре года (п. 5 ст. 1281 ГК РФ).

По истечении срока действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние и может использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения (п. 2 ст. 1282 ГК РФ).

Права авторства и права на имя не передаваемы, не переходя в общественное достояние, а отказ от этих прав ничтожен (п. ст. 1265 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 1267 ГК РФ авторство, имя автор и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Рассмотрим основные авторские полномочия неимущественного характера.

Право считаться автором (право авторства). Для выделен; личных неимущественных правомочий в литературе прибегай к различным критериям[61], но практически все исследователи единодушны как в необходимости их обособления от имущественных, так и в том, что граница между данными полномочиями связана с интересами автора. В факте авторства превалирует установление связи с личностью автора, удовлетворение духовных и иных аналогичных потребностей, поэтому данное право определяется как неимущественное.

Правомочие автора в известной степени является решающим. Суть его заключается в том, что только данный человек признается создателем произведения (п. 1 ст. 1265 ГК РФ). В содержание данного правомочия входит также право требовать от всех остальных лиц ссылаться на данное лицо как на автора, признавать его автором[62]. Это правомочие в литературе принято считать неотчуждаемым и бессрочным. Видимо, точнее формулировка нормы п. 1 ст. 1267 ГК РФ, где говорится о том, что три базовых неимущественных блага (авторство, имя автора и неприкосновенность произведения) охраняются бессрочно. Поскольку в силу смерти самого автора нет, не представляется возможным определять данные правомочия как личные права самого автора. Они существуют как субъективные юридические возможности личного характера наследников (иных лиц) и появляются не из факта создания произведения, а под влиянием сложного юридического состава: указания закона (нормы объективного права), факта вступления в наследство.

Такое право, на наш взгляд, может прекратиться в силу истечения срока или иных обстоятельств, автор также может отказаться его осуществлять (хотя не может отказаться от него), но этого права его нельзя лишить принудительно. И. Тулубьева верно указывает, что авторское законодательство нашей страны никогда не знало подобной нормы[63]. Были случаи, когда предусматривались правила об ограничениях, о выкупе, но не о лишении прав. Даже случаи гражданской казни Н.Г. Чернышевского, отлучения от церкви Л.Н. Толстого, репрессии инакомыслящих в советский период не приводили к таким легальным последствиям.

Смысл выделения данного правомочия не всегда очевиден, но многогранен. Например, только лицо, обладающее таким праве способно предоставить прочим иные авторские правомочия. Именно наличие такого права и говорит о том, есть ли само произведение. В силу особенностей режима авторских прав, в частности в связи с отсутствием системы государственной регистрации эти прав, данное правомочие следует считать ключевым.

Право на имя. Автор имеет право использовать или, разрешав использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени (анонимно)[64]. Раскрыть псевдоним или аноним можно только по уголовному дел. Право на имя существует и тогда, когда произведение не обнародовано, в таком случае данное правомочие лишь не реализовано.

Использование псевдонимов — повсеместная практика в литературной среде в силу традиций. Автор может выбрать любе псевдоним, если не нарушает правил, предъявляемых к издаваемой продукции[65]. Псевдоним может представляться и в виде аббревиатуры и т.п.

Известно, что многие писатели (прежде всего популярной беллетристики), политические деятели (например, при подготовке своих мемуаров) используют труд литературных поденщиков (гетеронимов). Возможно ли легитимное их существование в рамках действующего авторского права, в том числе установление определенного правового положения? Ряд исследователей полагает, что возможно[66]. То же касается и спич-райтеров, но здесь ситуация видится несколько иной — спич-райтер выполняет определенную работу в рамках служебных действий, а само произведение носит скорее характер государственного документа и тем самым есть (хотя и незначительная) возможность «вывести» Такие тексты за пределы авторского права.

Деятельность гетеронимов и спич-райтеров необычайно распространена, и маловероятно, что она прекратится. Поэтому ей необходима легитимация как отдельного правового явления.

Авторское право на имя не следует смешивать с более широки понятием «правом на имя», имеющим общеправовое значение[67] хотя и защищаемым преимущественно мерами гражданско-правового воздействия (ст. 150-152 ГК РФ). Право на имя в авторского праве жестко привязано к самому произведению и не может распространяться на иные отношения и иные объекты, например, не следует считать правильным установление ограничений по использованию имени известных ученых для названия изобретений и товарных знаков, если данные ученые их не создавали[68].

Право на обнародование произведения. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, т.е. право осуществит: действие или дать согласие на осуществление действия, которые впервые делает произведение доступным для всеобщего сведен путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом (п. 1 ст. 1268 ГК РФ).

Трудно переоценить значение для автора возможности сделал произведение известным обществу. Данное правомочие охватывает все виды публичного представления труда автора — от вставления картины на международной выставке до чтения стихов в узком кругу друзей. Попытки сузить толкование обнародования до случаев, когда автор утрачивает возможность контролировать ознакомление конкретных лиц с его работой не основаны на законе и не соответствуют его смыслу.

Особые правила существуют для выпуска в свет (т.е. для издания) произведения. Обнародованием является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Передача автором другому лицу произведения для использования рассматривается согласием на обнародование (п. 2 ст. 1268 ГК РФ). В данном случае есть специальные правила использования и без согласия автора, а также обладателей исключительных прав.

Традиционно опубликование от обнародования в отечественной литературе отличают по признаку материального носителя у первого способа использования.

Право на отзыв. Данное право часто включают в состав права на опубликование, но эти права различны не только по направленности, но и по содержанию. Всякий автор вправе решать, готово созданное им произведение для публичного представления или же нет, а также исправить ошибку, отметив ранее принятое решение о передаче произведения для обнародования. Данное полномочие позволяет ему отозвать и обнародованное произведение (дезавуирование обнародования). Автор может изъять из обращения, ранее выпущенные экземпляры произведения (ст. 1269 ГК РФ). В любом случае он обязан возместить причиненные отзывом убытки.

В случае, если автор предоставлял другому лицу исключительные права для использования произведения, размер убытков определяется достаточно легко, поскольку существует определенная доказательная база (например, из текста договора известен тираж). По смыслу ст. 15 ГК РФ к убыткам надо отнести не только фактически понесенные расходы по подготовке к обнародованию, но и ту выгоду, которую получил бы обладатель исключительных прав при реализации проекта. Учитывая специфику рассматриваемой сферы взаимоотношений, здесь, вероятно, следует подумать над установлением легального ограничения размера убытков только величиной реального ущерба и некоторой бонусной суммой отступного (премией). До тех пор пока ограничений нет, право обладателя исключительных прав заключается в том, чтобы потребовать уплаты всех убытков.