Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовая защита авторских прав (стр. 12 из 20)

Поскольку в результате обращения экземпляры произведений могут оказаться не у обладателя исключительных прав, а у конечного потребителя (например, при покупке гражданином отзываемой книги), уместно задаться вопросом о возможности изъятия такого экземпляра и у него. Право на отзыв действует ограниченно и только в отношении самого обладателя исключительных прав. При возникновении у иных лиц права собственности на экземпляры произведения право отзыва аннулируется. Возможность такого вывода основана на отсутствии в отечественном законодательстве каких-либо норм, которые бы позволяли изымать у собственника легитимно приобретенную вещь помимо правил о конфискации и реквизиции, принудительного изъятия земельного участка и национализации.

Правило об отзыве не распространяется на программы для ЭВМ, служебные произведения и произведения, вошедшие в сложный объект (ст. 1240).

Следующее правомочие — право на неприкосновенность произведения и защиту от искажений. Ранее оно именовалось право на защиту репутации, что, думается, менее точно по сравнению с новым наименованием. Данное правомочие не допускает без согласия автора вносить в его произведение изменения, сокращении и дополнения, снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями ил какими-либо пояснениями (п. 1 ст. 1266 ГК РФ). Как видим, с собственно репутацией данное правомочие может быть, и связано, хотя обычно автор именно таким путем оберегает посягательства на свою честь и достоинство.

Охрана неприкосновенности продолжается и после прекращения авторского права. Ранее уже указывалось, что обладатели исключительных прав имеют право давать или не давать согласи после смерти автора на определенные изменения в произведении, которые не искажают замысел автора, не нарушают целостность его восприятия и не противоречат воле автора, определено выраженной им в завещании, письмах, дневниках или ин: письменной форме. Такие правомочия явно не входят в состав собственно исключительных прав, но предоставляются лицам получившим их. Что же касается защиты права на неприкосновенность произведения, то по трактовке п. 2 ст. 1266 ГК РФ она может производиться по требованию не только обладателей исключительных прав, но и иными «заинтересованными лицами», очевидно, прежде всего, родственниками покойного автора, членами семьи.

Использование данного права, в том числе при всяком изменении произведения, если оно порочит честь, достоинство или деловую репутацию, может сопровождаться также применением мер, предусмотренных ст. 152 ГК РФ. Однако рассматриваемое правомочие самостоятельно, и автор может требовать защиты и в тех случаях, когда его честь, достоинство, деловая репутация не пострадали.

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Автор вправе указать лицо, которое охраняло бы данные полномочия после его смерти. Такое полномочие предоставляется на весь период жизни доверенного лица. При отказе последнего от осуществления предоставленных ему полномочий или отсутствии таких указаний, а также после смерть уполномоченного, охрана названных полномочий осуществляется наследниками, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Самостоятельным правом является, и право на посвящение автора имеет право указывать событие, факт, лицо, кому посвящается произведение. В дальнейшем публикация производится только с указанным посвящением. Посвящение становится как бы часть произведения.

По мнению большинства специалистов, самостоятельным правомочием является право на депонирование. Депонирование не считается изданием, обычно осуществляется в результате микрофильмирования и потому представляет собой лишь особый способ использования произведения.

Особо следует сказать о праве доступа к произведениям изобразительного искусства (ст. 1292 ГК РФ). Авторы таких произведений могут требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения. Поскольку доставка не входит в обязанности собственника, то речь идет о предоставлении доступа, прохода к произведению и совершения соответствующих личных действий автора в виде фотографирования, осуществления видеозаписи, зарисовки и т.д., ест: они направлены на создание идентичного произведения.

Оценка данного правомочия с точки зрения отношений собственности может привести нас к усмотрению здесь сервитут; (ст. 216 ГК РФ), так как четвертая часть ГК РФ является федеральным законом, а текст п. 1 ст. 216 ГК РФ позволяет считать перечень сервитутов (ст. 274, 277 ГК РФ) не исчерпывающим. Что же касается возможности признать такое право автора именно вещным, то следует обратить внимание на суть правомочия - требование направлено к собственнику и именно в отношение определенного использования вещи (материального носителя произведения). Единственно, что мешает признанию права доступа сервитутом, так только отсутствие у автора права воздействовать непосредственно на вещь.

Право воздействия следует отнести к не имущественным и действует оно лишь в отношении объектов изобразительного искусства. Иные объекты, в том числе эскизные проекты, архитектурные решения и проекты, объекты, выполненные в объемно-пространственной форме к таким объектам не относятся[69]. Подобное обстоятельство потребовало специального указания в п. 2 ст. 1292 ГК РФ о праве автора произведения архитектуры требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

Перечисленные личные неимущественные права существуют независимо от имущественных и сохраняются даже тогда, когда отсутствует право на использование произведения.

К сожалению, ряд вопросов защиты неимущественных прав автора не решен. Одним из них является возможность сопровождения произведения рекламой. Рекламные объявления, конечно же, не могут входить в состав произведения, но иногда они размещены (представлены) так, что для зрителя (слушателя) воспринимаются как единое целое (например, баннеры в медиапроизведениях, плакаты при оформлении драматических произведений и пр.).

Для восприятия произведения важно его окружение, порядок и место размещения, представления. Однако после продажи скульптуры, картины иных вещественных объектов, воплощающих произведение, права владения, пользования и распоряжения переходят к собственнику данной вещи (ст. 209 ГК РФ). Именно он и определяет ее судьбу. Имеет ли автор право вмешаться в процесс хранения произведения, контролировать среду размещения? Полагаем, что ответ должен быть отрицательным. То же касается случаев физического уничтожения или повреждения вещей, воплощающих произведение. К сожалению, правовой режим произведения не позволяет автору запрещать данные акты. Правда, у автора сохраняется возможность использовать норму ст. 240 ГК РФ и добиться изъятия соответствующего объекта у собственника в связи с бесхозяйственным содержанием культурных ценностей (с последующей продажей на публичных торгах). Однако возможность соблюдения условий гипотезы данной нормы весьма затруднительна.

Отсутствует и возможность обеспечить защиту репутации автора с помощью специальных условий договора. Отечественна цивилистическая доктрина исходит из того, что акт купли-продажи соответствующей вещи, безусловно, приводит в полному переходу на приобретателя всех прав собственника (ст. 454 ГК РФ Разнообразные оговорки соглашения о продаже (в том числе и о: условиях хранения, среде представления) юридически ничтожны и не создают у приобретателя правовых обязанностей.

Вариантом защиты прав автора в таких случаях могут быть сделки под отменительным условием (п. 2 ст. 157 ГК РФ); например при заключении договора купли-продажи скульптуры сторон о могут установить, что договор прекращает силу и скульптура возвращается автору, если не обеспечены определенные условия а размещения.

ГЛАВА 2. ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ

2.1 Отдельные способы защиты личных неимущественных и исключительных прав

Необходимость изложения некоторых общих положений относительно охраны и защиты прав в рассматриваемой сфере вызвана не только тем, что высший смысл всякой правовой системы заключается в предоставлении надежной защиты при нарушении конкретных субъективных правомочий.

С принятием четвертой части ГК РФ существенно меняется логика действия и структура норм, содержащих соответствующие правила. В частности, нормы о защите в основном помещены в главе 69 ГК, являющейся общей для любых отношений интеллектуальной собственности. Непосредственно в главе 70 («Авторское право») изложены лишь некоторые уточняющие нормы (ст. 1290, 1299-1302); кроме того, применительно к защите смежных прав имеются собственные правила (ст. 1309-1312 ГК РФ).

Конечно же, законодатель попытался скоординировать правила о защите и ответственности, размещенные в разных частях ГК РФ, и гармонизировать возможность их применения с помощью некоторых технических, филологических и логических приемов. Тем не менее, уяснение точного значения подобных правил затруднено.