Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовая защита авторских прав (стр. 5 из 20)

Отсутствует и система государственной регистрации научных работ[23].

Однако очевидно, что научным произведением может именоваться не только результат работ, выполненных в соответствии с нормами гл. 38 ГК РФ «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, и не только в случае, если он получен лицом, имеющим статус научного работника (сотрудника). Не способны, на наш взгляд, повлиять на квалификацию полученного результата и дополнительные критерии, которые иногда устанавливаются при создании правового режима и сдаче отдельных результатов работ. По общему правилу такие критерии являются требованиями либо к результатам выполнения гражданско-правовых, либо трудовых договоров и не повышают требований к признанию результата как научного произведения в авторском праве.

Созданные учеными схемы и формулы при наличии признаков творчества и объективной формы также должны признаваться научными произведениями, находящимися под защитой авторского права[24].

По мнению Д. Липцик, научным трудом для сферы авторского права следует признавать всякое авторское произведение, выполненное «в соответствии с требованиями научной методики»[25], включая как литературные работы научного характера (в любой сфере науки), так и работы по педагогике, технические документы, географические карты, графики, чертежи и пр. «Оригинальность, отпечаток личности автора заключаются, таким образом, не в композиции, как это происходит в отношении художественных или драматических произведений, где автор может комбинировать факты по своему усмотрению, а в отборе элементов, подробностях и форме выражения»[26].

Таким образом, всякое произведение, имеющее научную направленность (т.е. нацеленное на открытие новых граней окружающего мира и связей в нем), подчиняющееся логике и методике науки, презюмируется как научное.

Определение аудиовизуального произведения дано в ст. 1263 ГК РФ. Им считается произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Прежде всего, к ним относятся кинематографические произведения независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Потребность в наличии специальных технических устройств для восприятия является одним из важнейших квалифицирующих признаков таких произведений. Способ записи к тому же не имеет решающего значения, что позволяет относить к аудиовизуальным произведениям и фильмы, выполненные с помощью компьютерной графики.

Аудиовизуальные произведения обычно представляют собой результат творческих усилий различных людей, но в силу специфика их практического использования авторские права на произведение в целом предоставляются только режиссеру-постановщику, сценаристу и автору музыки, если она создана специально для этого произведения (п. 2 ст. 1263).

При публичном исполнении или сообщении в эфир (по кабелю) композитор сохраняет лишь право на вознаграждение.

Что же касается прав изготовителя (продюсера), то в соответствии с п. 4 ст. 1263 ГК РФ они определяются содержанием прав организатора использования результатов интеллектуальной собственности в составе сложного объекта (ст. 1240 ГК РФ). Иначе говоря, в силу заключения договоров со всеми авторами, произведения которых задействованы в создании аудиовизуального произведения, такое лицо считается получившим исключительные права на использование данных произведений по договорам об отчуждении исключительных прав. Изготовитель также вправе при любом использовании визуального произведения указывать свое имя (наименование). Если нет доказательств иного, производителем признается лицо, указанное на произведении «обычным образом».

Прочие создатели таких произведений сохраняют свое исключительное право только на те конкретные объекты, которые созданы их собственным творчеством (например, художественное оформление сцен, кадров, эпизодов, произведение, положенное в основу сценария). Исключительное право сохраняется за настоящими лицами лишь постольку, поскольку оно не передано изготовителю или не получено иными лицами по другим основаниям. Такой подход ранее являлся спорным, но в связи с ясностью его решения в четвертой части ГК РФ сомнения в порядке распределения и объема прав отпали.

Обычные видеозаписи (например, на любительскую видеокамеру) вряд ли обладают признаками аудиовизуального произведения, поскольку на практике имеется лишь технический, а не творческий вклад в созданное (записанное). Но отечественный законодатель счел необходимым и на видеозаписи распространить правовой режим аудиовизуальных произведений.

Относительно прав на кинофильмы, созданные в нашей стране в период до принятия Закона об авторском праве, некоторое время велась дискуссия[27], не столько научная, сколько имевшая меркантильную подоплеку, так как решался вопрос сугубо имущественный — кому принадлежат права на фильмы, созданные в советский период? На наш взгляд, судебная практика вполне однозначно исходит из следующих соображений. Поскольку государство и его уполномоченные органы обеспечивали киностудии лишь частично финансовыми ресурсами, а формальное право собственности на фильм как «результат производства» не может предоставить авторских прав, то последние должны считаться принадлежащими соответствующим киностудиям.

Фотографические произведения также признаются авторскими произведениями, хотя всегда существовали сомнения о таком их квалификации. Тем не менее, действующий закон презюмирует все такие произведения как авторские[28]. Ранее следовало указать на каждом экземпляре имя автора, место и год выпуска.

Надо также разделить мнение о целесообразности дифференцировать фотографии на информационные (продукт технического труда) и творческие (результат самобытной, авторской работы)[29] с приданием каждому из указанных видов самостоятельного правового режима. Но пока не решена проблема критериев подобного разграничения, правовой режим различных фотографии остается единым.

Произведения архитектуры и градостроительства также защищаются авторским правом. В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»[30] объектам? авторского права являются архитектурный проект и разработанная на его основе документация для строительства. Помимо обычных авторских прав авторы произведения архитектуры (градостроительства) имеют и дополнительные права в ходе реализации их проектов[31]. В частности, они могут требовать от заказчика право на участие в реализации своего проекта, если иное не предусмотрено договором, от собственника объекта — предоставления возможности осуществлять его фото- или видеосъемку. Однако право авторского надзора возникает только при условии получения в надлежащем порядке разрешения на строительство[32]. Не дают право на авторский надзор авторские права на планы, чертежи, макеты, иной вспомогательный материал, не относящийся к архитектурному проекту[33].

Что же касается произведений декоративно-прикладного искусства (п. I ст. 1259 ГК РФ), то традиционное их определение звучало так — это двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведения художественного промысла или произведения, изготовляемые промышленным способом. Уже из определения заметно существенное отличие таких произведений от близких к ним обычных произведений изобразительного искусства. Являясь произведениями искусства, они одновременно предназначены для удовлетворения бытовых практических потребностей человека. Таковы художественно исполненные предметы мебели, посуды, украшений, игрушек и пр. Казалось бы, особой логики в выделении данных произведений нет, поскольку при обладании признаками авторского произведения они неизбежно бы получили защиту закона. Но законодатель обоснованно учел возможность смешения правового режима данных произведений с правовым режимом объектов промышленной собственности, прежде всего с промышленными образцами. В соответствии со ст. 1352 ГК РФ (ср.: ст. 6 Патентного закона) под промышленным образцом понимается художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, если по своим существенным признакам он является новым и оригинальным.

К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов[34]. Опасаясь, что объекты художественного творчества, воплощенные в бытовых, утилитарных вещах, могут оказаться без правовой защиты (например, если промышленный образец не зарегистрирован), законодатель, видимо, и счет уместным специально выделить указанные произведения.