Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовая охрана имущественных интересов несовершеннолетних (стр. 4 из 19)

"Имущественные права ребенка относятся к категории малоисследованных и неоднозначных понятий в юридической науке", - утверждает Л.И. Носенко[22]. "Сложность вызывает отсутствие законодательного закрепления норм, регулирующих имущественные отношения ребенка как субъекта права. Конвенция ООН о правах ребенка, рассматривая личные неимущественные права детей, вскользь затрагивает отношения имущественного характера, ст. 27 Конвенции ограничивается положениями об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих финансовых возможностей. В Конвенции даже не содержится упоминания о праве собственности ребенка.

Возразим Ю.Г. Долгову, который полагает, что "содержащийся в Семейном кодексе перечень имущественных прав несовершеннолетних, которыми наделяется каждый гражданин с момента его рождения, не дает полного представления об их объеме (ст. 18 ГК РФ). Это происходит в результате отождествления понятий "имущественные права" и "право собственности на имущество"[23]. На наш взгляд, семейное законодательство исходит из признания наличия у ребенка имущественных интересов, реализация которых может быть обеспечена при осуществлении им права собственности и иных имущественных прав, в том числе права на получение содержания.

Истересы несовершеннолетнего гражданина дополняют права и и учитываются при реализации прав не только несовершеннолетних, но и взрослых граждан.

Интересы несовершеннолетних учитываются в следующих случаях:

Совершение несовершеннолетним гражданско-правововых сделок;

Распоряжение доходами;

Интересы при выражении желания стать полностью дееспособным;

Интересы при совершении сделок не только самим несовершеннолетним, но и от его имени;

Имущественные интересы несовершеннолетнего присуствуют в наследовании;

Интересы несовершеннолетнего учитаваются при разводе и разделе имущества, в том числе посредством брачного договора;

Особое место занимают жилищные интересы несовершеннолетнего.

Имущественные интересы ребенка в семье гарантированы и при совершении им различных гражданско-правовых сделок.

Согласно ст. 28 ГК РФ малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения. Все остальные сделки от имени малолетних могут совершать только их родители, усыновители или опекуны. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе и по тем, которые он совершил самостоятельно, несут его родители, усыновители, опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителей: распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, совершение которых разрешено для малолетних. Все другие сделки несовершеннолетние совершают с письменного разрешения своих законных представителей, причем закон допускает последующее письменное одобрение названными лицами уже совершенной сделки. Несовершеннолетние несут самостоятельную имущественную ответственность.

Заработная плата, стипендия и иные доходы ребенка признаются собственностью ребенка и могут расходоваться им по своему усмотрению. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своими доходами, за исключение случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел полную дееспособность до достижения возраста 18 лет. В соответствии с российским законодательством несовершеннолетний не обязан содержать себя и участвовать в несении бремени семейных расходов.

Вопрос обеспечения интересов ребенка может возникнуть при выражении несовершеннолетним (или его родителями?) желания стать полностью дееспособным, т.е. эмансипированным. В соответствии со ст. 27 ГК РФ подросток, достигший возраста 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью. Решение принимается органом опеки и попечительства, а если законные представители ребенка или хотя бы один из них возражают, то решение принимает только суд.

Как верно замечает Г.В. Богданова: "В данной ситуации оба родителя, как выступающий за эмансипацию, так и выступающий против нее, не вправе быть представителями эмансипируемого ребенка в суде, поскольку до его решения никто не может сказать, что наиболее отвечает интересам ребенка"[24]. В связи с чем автор заявляет, что в таком случае в качестве представителя в суде должен принять участие субъект, назначенный органом опеки и попечительства.

Можно предложить внести соответствующие изменения в п. 1 ст. 27 ГК РФ и изложить ее в следующей редакции: "Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в то числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя желает заниматься предпринимательской деятельностью".

В особой охране и защите нуждаются законные права и интересы несовершеннолетнего одаряемого, что объясняется безвозмездностью данного вида имущественных правоотношений и спецификой объекта дарения. Как уже отмечалось, ст. 575 ГК РФ запрещает дарение от имени малолетних и более никаких запретов в этой сфере законодатель не устанавливает. Обратим внимание на некоторые моменты, имеющие важное практическое значение. Так, Е.А. Рязанова рассуждает: "Существенным признаком договора дарения является согласие одаряемого на получение дара... Несовершеннолетний, достигший 14-летнего возраста, принимает дар, т.е. выступает стороной в договоре дарения с согласия законных представителей - волеизъявление несовершеннолетних находится под контролем их законных представителей. Ребенок, не достигший возраста 14 лет, становится стороной в договоре дарения через своих законных представителей, которые должны действовать от имени и в интересах своего ребенка... Таким образом, особенность принятия жилого помещения в дар, связанная с неполной дееспособностью несовершеннолетних, состоит в том, что - либо законные представители, либо несовершеннолетний, но с их согласия принимают дар"[25]. Совершенно верно Е.А. Рязанова отмечает далее: "Но могут возникнуть ситуации, когда интересы родителей не совпадают с интересами детей: родители не хотят нести расходы по принятию имущества, не хотят принять дар или дать согласие на принятие дара из-за личных неприязненных отношений с дарителем"[26]. Действительно, следуя положению гражданского законодательства, повлиять на ситуацию невозможно, так как данная сделка не влечет уменьшения имущества несовершеннолетнего и не предполагает участие органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 37 ГК РФ). С целью обеспечения интересов детей в этой и других сферах имущественных отношений с участием несовершеннолетних представляется необходимым изменить содержание названного пункта Закона и распространить его применение на все сделки, совершаемые с имуществом несовершеннолетнего, влекущие как уменьшение, так и увеличение этого имущества.

Имущественные интересы ребенка являются предметом особой защиты и в наследственных правоотношениях.

В ст. 1116 ГК РФ определен круг лиц, которые могут призываться к наследованию. Среди граждан - потенциальных наследников особо названы дети наследодателя, зачатые при его жизни и родившиеся живыми после открытия наследства. Таким образом, закон охраняет имущественные интересы еще не родившегося ребенка наследодателя. Как следует из ст. 1166 ГК РФ, раздел наследства может быть осуществлен только после рождения такого наследника.

Так, ребенок относится к числу наследников первой очереди (ст. 1142 ГК РФ), причем закон здесь использует термин "дети наследодателя" в широком смысле, что допускает возможность призвания к наследованию лиц старше 18 лет, но являющихся детьми умершего.

В соответствии со ст. 1147 ГК РФ при наследовании по закону усыновленный и его потомство с одной стороны и усыновитель и его родственники - с другой приравниваются к родственникам по происхождению (кровным родственникам).

Действующее семейное законодательство допускает возможность наследования ребенка как после смерти своих кровных родителей и их родственников, так и после смерти усыновителей и их родственников. Дело в том, что, согласно ст. 137 СК РФ, если один из родителей ребенка умер и дедушка или бабушка со стороны этого родителя просят о сохранении прав и обязанностей родственников умершего по отношению к усыновленному ребенку, то исходя из интересов ребенка суд может вынести решение о сохранении имущественных и личных неимущественных отношений между данными кровными родственниками. Например, если ребенок привязан к бабушке, дедушке, тете, другим близким родственникам и прекращение контактов с ними может нанести ему психологическую травму. При этом, как отмечает Пленум Верховного Суда РФ, не требуется согласия усыновителей на сохранение правовой связи с родственниками умершего родителя.