Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовая охрана имущественных прав и интересов несовершеннолетних (стр. 9 из 12)

Временное помещение ребенка опекуном (попечителем) в такое учреждение не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении этого ребенка.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в указанных учреждениях. Защита прав выпускников этих учреждений возлагается на органы опеки и попечительства.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

– воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание и обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

– причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

– сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

– защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со ст. 56 СК;

– льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях.

Согласно ст. 149 СК аналогичные права имеют дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях.

Распоряжение имуществом несовершеннолетнего лица, находящегося под опекой или попечительством, регулируется нормами гражданского и семейного законодательства.[50]

Так, согласно ст. 37 ГК доходы подопечного несовершеннолетнего, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без такого разрешения опекун или попечитель не вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, в том числе обмену или дарению, сдаче его в наем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог. Без разрешения указанных органов опекун и попечитель не вправе совершать также какие-либо сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел долей, а также любых других сделок, направленных на уменьшение имущества подопечного.

Кроме того, опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками. Близкими родственниками согласно ст. 34 УПК РФ[51] (подпункт 9) считаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, а также супруг.

При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.

При осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст. 37 ГК, то есть норм, установленных для опекунов и попечителей.

Доверительное управление имуществом прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства (ст. 38 ГК).

Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 50-ФЗ[52] установлено, что для обмена жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда, в которых проживают несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, в том числе временно отсутствующие, и являющиеся членами семей нанимателей, требуется разрешение органов опеки и попечительства. При этом обмен жилых помещений, в которых проживает исключительно та же категория несовершеннолетних, производится их законными представителями с разрешения органов опеки и попечительства, а в случае достижения несовершеннолетними возраста 14 лет – самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система обеспечения имущественных прав и интересов несовершеннолетних в нашей стране все еще имеет существенные недостатки: разрозненное законодательство, отсутствие специализированных органов и учреждений, призванных осуществлять функции охраны и защиты интересов (в том числе и гражданско-правовых) детей.

В ст. 2 Конституции РФ закреплена обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Выполнять эту обязанность призваны как Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также действующие в стране признанные законом общественные объединения.[53]

В современных условиях Россия рассматривает себя частью мирового сообщества. Среди средств обеспечения прав и свобод человека наиболее распространенной является судебная защита. Ее принципы и формы осуществления предусмотрены в разных международно-правовых актах и в Российской Конституции, ст. 46 которой предусматривает, что решение или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. При этом гарантируется каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ).

Таким образом, охрана имущественных прав и интересов несовершеннолетних осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.

На основании изучения и анализа научной юридической литературы, материалов судебной практики можно сделать следующие выводы:

1. Современное Российское законодательство, регулирующее гражданско-правовое положение несовершеннолетних, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан.

2. Взаимодействие различных отраслей права при определение правового статуса несовершеннолетних в нормах различной правовой принадлежности создают предпосылки к созданию комплексных нормативных актов, посвященных правам несовершеннолетних.

3. Необходима конкретизация правовых предписаний, повышение качества действующих норм права, что должно снять имеющиеся в законодательстве противоречия в отношении гражданско-правового положения несовершеннолетних и таким образом способствовать совершенствованию практики их применения.

Любое право и обязанность гражданина становится реальной соци­альной ценностью лишь при наличии достаточных правовых гарантий. А они возможны, прежде всего, при законодательном закреплении са­мого права. В существовании прав, обязанностей, ответственности ре­бенка никто не сомневается, но в едином законодательном акте право­вой статус несовершеннолетних граждан России не зафиксирован.

В целях дальнейшего совершенствования правовой базы предлагаю:

1. Норма законодательства о судопроизводстве, устанавливающая порядок рассмотрения заявления об эмансипации, могла бы быть сформулирована следующим образом: "Заявление об эмансипации рассматривается судом с обязательным участием самого заявителя, его законного представителя и органа опеки и попечительства. При рассмотрении заявления суд должен установить наличие достаточных оснований для объявления лица полностью дееспособным, а также наличие или отсутствие согласия на эмансипацию законных представителей несовершеннолетнего". Таким образом, в процессе рассмотрения дела об эмансипации суд должен исследовать все обстоятельства, свидетельствующие о достижении лицом психической зрелости и о необходимости проведения процедуры эмансипации. В этой связи желательно было бы производить психиатрическую и психологическую экспертизу в отношении заявителя, выявлять наличие у него необходимого минимума имущества.