Требования к организационно-правовой форме фондовой биржи обусловлены задачами обеспечения интересов инвесторов. Определяя в свое время организационно-правовую форму биржи, Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР (п. 55) указывало, что «фондовая биржа создается в форме закрытого акционерного общества и при этом является некоммерческой организацией, не преследующей цели получения собственной прибыли». В связи с принятием Закона о рынке ценных бумаг фондовые биржи стали функционировать только в форме некоммерческого партнерства. Тем самым законодатель оставил в силе основную идею, заложенную в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, – биржа может быть только некоммерческой организацией. Однако изменения, внесенные в Закон о рынке ценных бумаг в 2002 г., дали возможность организации фондовых бирж в форме акционерных обществ.
Такие новеллы вызывают обоснованную критику со стороны специалистов. «Вряд ли инвесторы будут покупать или продавать бумаги на бирже, созданной в виде акционерного общества, нацеленного на получение прибыли. В этом случае не удается избежать злоупотреблений, связанных с различным доступом к информации о ценах на бирже у акционеров и участников торгов (эти категории чаще всего не совпадают)»[56]. Да, в целях ограничения влияния отдельных участников на биржу установлено, что одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20% и более акций, а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20% и более голосов на общем собрании членов биржи. Представляется, что такие меры явно недостаточны для обеспечения равноудаленности биржи от всех своих членов, поскольку неформальное объединение двух или трех членов биржи позволяет им полностью определять ее деятельность.
Правоспособность фондовой биржи определяется целью ее создания. В последнее время объем правоспособности биржи существенно расширен. Помимо деятельности по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг, биржа вправе совмещать указанную деятельность с некоторыми иными, в том числе с деятельностью валютной биржи, товарной биржи, клиринговой деятельностью, деятельностью по распространению информации, издательской деятельностью, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. Такие изменения вызваны необходимостью обеспечения фондовым биржам, и прежде всего региональным, возможности увеличения своих доходов. Они, по сути, являются компромиссом между принципом исключительной деятельности и задачей сохранения существования фондовых бирж в стране[57].
В качестве основного вида деятельности Закон о рынке ценных бумаг признает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. При этом сам организатор торговли не участвует в совершении сделок, не становится стороной по сделкам. Его задача – создать условия для заключения сделок между иными профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Таким образом, деятельность по организации торговли ценными бумагами является услуговой и представляет собой разновидность посреднической деятельности (ст. 779 ГК РФ). В связи с этим в литературе подвергается сомнению характеристика деятельности биржи как предпринимательской[58]. Представляется, что такие сомнения необоснованны. Биржа, как отмечалось, оказывает услуги на систематической основе, что является одним из признаков предпринимательской деятельности. Кроме того, важно понимать, что по существу единственным источником существования биржи является та прибыль, которую она может получить от оказания услуг, а значит, извлечение прибыли является одной из целей деятельности биржи. Главной причиной коммерциализации бирж «является осознание того факта, что деятельность по организации рынков является бизнесом», пусть и особым, с учетом «общественных функций», выполняемых организатором торговли. Таким образом, организационная форма этой деятельности должна соответствовать предпринимательской мотивации[59]. О тенденции коммерциализации биржевой торговли говорит и А.В. Каширин[60].
При моделировании требований к участникам биржи законодатель выбрал путь депрофессионализации. Дело в том, что если ранее членами фондовой биржи могли быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг, то сейчас такие ограничения применимы только к биржам, являющимся некоммерческими партнерствами. В целях обеспечения стабильности биржевого оборота законодатель определил, что в любом случае участниками торгов могут быть только профессиональные участники рынка: брокеры, дилеры и управляющие, хотя в ряде стран участие биржевых посредников для совершения сделок не является обязательным. Такое требование следует расценивать позитивно, поскольку участие в торгах только профессиональных участников позволяет существенно снизить риск неисполнения сделок[61]. Членство на бирже является основанием для заключения договора об оказании биржевых услуг. На практике между членом биржи и его клиентом заключаются договоры комиссии, хотя закон и не воспрещает заключение договоров поручения, однако только в этом случае возможно соблюдение правила об участии в торгах исключительно членов биржи. В то же время информационными и консультационными услугами биржи может пользоваться любое лицо. Как отмечает А. Каширин, «важная функция фондовой биржи – контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. И контроль за добросовестностью сделок на торговой площадке. Контроль осуществляется посредством допуска профессиональных участников рынка ценных бумаг к биржевым торгам и путем определения порядка заключения и исполнения сделок, правил, ограничивающих манипулирование ценами и иными мерами…»[62].
Важной особенностью деятельности биржи является то, что условия ее осуществления должны быть отражены во внутренних, локальных актах. К таковым относятся следующие документы: правила биржевых торгов, положение о порядке раскрытия информации и т.д. Указанные акты принимаются либо общим собранием членов биржи, либо исполнительным органом. По существу, речь идет о присоединении участников торгов к тем условиям, которые изложены в указанных документах. Значит, договор на оказание услуг между биржей и ее членом является по своей природе договором присоединения (ст. 428 ГК РФ).
К торгам на фондовой бирже могут быть допущены соответствующие требованиям законодательства РФ эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги, в том числе инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов в процессе их выдачи и обращения. Инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов допускаются к выдаче и обращению на фондовой бирже в случаях и порядке, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 14 Закона о рынке ценных бумаг).
Дискуссионным в литературе является вопрос о возможности признать в качестве биржевого товара так называемые опционы и фьючерсы. Последние в мировой практике получили общее название «производные инструменты» (derivative). Законодательство разных стран определяет их по-разному.
Так, ст. 5 Закона Швейцарии о биржах и торговле ценными бумагами определяет производные инструменты как инструменты, цена на которые определяется ценами на финансовые ценности (акции, облигации, иные товары) или курсовой стоимостью. В соответствии с Законом Финляндии «О торговле стандартизированными опционами и форвардами» (Act on Trade in Standartized Options and Forwards) опцион – соглашение, по которому одна сторона (держатель опциона) получает от другой стороны (автора опциона) в обмен на премию право купить или продать по согласованной цене в будущем определенное количество ценных бумаг или иного имущества или право получить исполнение, рассчитанное на основании изменения индексов, отражающих развитие цены на основной (реальный) товар. Форвард, в свою очередь, – это соглашение на продажу (связанное с основным товаром), на определенную цену или дату, когда исполнение или заменяющая его компенсация осуществляется по требованию или когда исполнение осуществляется без требования, или соглашение, определяющее взаимность в исполнении определяемого на основании развития цен на биржевой товар. Тем самым по законодательству Финляндии производные инструменты определяются через понятие «договор» и не относятся к категории securities, хотя ими и торгуют на бирже. Сходную позицию относительно деривативов как договоров занимает и Г. Райнер[63]. Противоположную позицию занимает О. Рохина, отмечая, что «фьючерсная сделка не является сделкой с ценными бумагами, и, следовательно, деятельность, способствующая заключению фьючерсных сделок, не может быть отнесена к деятельности организатора торгов на рынке ценных бумаг»[64]. Итак, опционы и фьючерсы не являются предметом биржевых сделок. Речь должна идти только о совершении определенного вида сделок с биржевым товаром: опционных и фьючерсных договоров (контрактов), что, безусловно, входит в объем правоспособности фондовой биржи.