Из этого положения следует, что в проблеме правового регулирования статуса несовершеннолетних граждан необходимо, показать взаимодействие и взаимовлияние норм различных отраслей российского права, что даст возможность увидеть все юридические грани правового статуса рассматриваемой категории граждан.
К сожалению, до сих пор учеными-юристами не предпринимались попытки синтеза с учетом своего предмета регулирования различных отраслей права для создания целостного правового статуса несовершеннолетнего гражданина[10].
Несовершеннолетние разделены на две группы. По сравнению с ранее действовавшим законодательством возрастные рамки в пределах этих двух групп изменены. По прежнему законодательству малолетними считались лица в возрасте до 15 лет, а сейчас до 14 лет - это первая группа, соответственно во вторую группу входят несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. В пределах первой возрастной группы выделены несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет и круг сделок, которые они могут совершать в этом возрасте. Такое возрастное деление позволяет сделать вывод, что несовершеннолетние в возрасте до 6 лет полностью недееспособны. Несовершеннолетним в возрасте от 6 до 14 лет предоставлено право самостоятельно совершать, помимо мелких бытовых сделок, сделки направленные на безвозмездное получение выгоды (если они не требуют нотариального удостоверения), а также сделки по распоряжению средствами, которые предоставили им их законный представитель, либо третьи лица с согласия законного представителя для определенной цели, либо для свободного распоряжения.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают довольно широким объемом дееспособности. Они вправе совершать разнообразные сделки в пределах, указанных в законе.
Все такие сделки можно разделить на две категории:
o сделки, совершаемые самостоятельно, без согласия своих законных представителей, т.е. родителей либо усыновителей или попечителей;
o сделки, совершение которых требует письменного согласия родителей (усыновителей, попечителей).
Без согласия законных представителей несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе:
· распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
· осуществлять права авторов произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
· в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
· совершать мелкие бытовые сделки, а также некоторые иные сделки:
· направленные на безвозмездное получение выгоды;
· не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
· сделки по распоряжению средствами, которые родители (усыновители, попечители) предоставили несовершеннолетнему либо разрешили предоставить иным (третьим) лицам на расходование для определенной цели или для свободного распоряжения[11].
Родители, усыновители или опекуны отвечают за ненадлежащее воспитание, в том числе и за ненадлежащий надзор за малолетними. Соответствующие учреждения несут ответственность за вред, который ребенок причинил в то время, когда находился под надзором этого учреждения.
Объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (за исключением тех, которые приобрели полную дееспособность до наступления совершеннолетия), ограничен в меньшей степени, чем объем дееспособности малолетних[12]. Несовершеннолетние этой группы вправе сами совершать сделки, получив на это согласие своих законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей).
Новым Гражданским Кодексом расширен круг сделок, которые несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать самостоятельно: это все те сделки, которые разрешено совершать малолетним в возрасте от 6 до 14 лет. Кроме того, несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией/иными доходами, осуществлять авторские права (получить патент, заключить договор на издание своего произведения и т.д.), вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.
При наличии достаточных оснований, несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может быть ограничен или лишен права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами и имеет право делать это лишь с согласия своих законных представителей.
Необходимость такого ограничения может быть вызвана различными причинами: неразумная трата средств, расточительство, увлечение азартными играми и т.п. Это может сделать суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей, либо органов опеки и попечительства. Ограничение дееспособности несовершеннолетнего по названных основаниям производится судом в порядке, установленном ГПК РФ[13].
Если попытаться вычленить из всего объема общественных отношений, регулируемых правом, лишь те, участниками которых являются несовершеннолетние граждане, то, при всем их многообразии, видны, тем не менее, наиболее значимые из них.
Эти отношения можно было бы классифицировать следующим образом:
1. Отношения, возникающие в связи с рождением ребенка, возникновением родительских прав и обязанностей по его воспитанию, необходимостью оказания на этом этапе социальной и медицинской помощи со стороны государства в лице органов исполнительной власти, а также органами местного самоуправления семье, детским учреждениям (в том числе бесплатное медицинское обслуживание).
2. Отношения, возникающие по поводу осуществления несовершеннолетним права на начальное и среднее общее образование, отдых, пользование достижениями культуры, науки и т.д.
3. Общественные отношения, складывающиеся в ходе дальнейшей социализации несовершеннолетнего: трудоустройство, трудовая деятельность, поступление в учебное заведение, учеба.
4. Отношения, возникающие по поводу нарушения несовершеннолетним правовых норм и запретов (нарушение норм уголовного, административного, трудового права).
Учитывая неполную правосубъектность несовершеннолетних граждан, даже в первом приближении очевидна необходимость гарантированной защиты их прав в процессе участия в каждой из перечисленных групп общественных отношений.
Следует заметить, что, особенно в раннем возрасте, защита прав и законных интересов детей возложена на родителей или лиц, их заменяющих. Однако на сегодняшний день в российском обществе сложилась ситуация, когда родители не всегда могут, в силу объективных причин, а в ряде случаев не желают (отказываются) защищать права несовершеннолетнего, а зачастую и выполнять родительские обязанности.
Закон допускает также частичную дееспособность. По сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 13 ГК 1964г.) в ГК РФ понижен возраст, с которого возникает частичная дееспособность несовершеннолетних. Поступки несовершеннолетнего с 14 лет по сравнению с действиями малолетних получают иную юридическую окраску. Одним из проявлений нового положения подростка является, в частности, то, «что его действия перестают быть безразличными с точки зрения закона, они влекут определенные юридические последствия, поскольку закон признает молодого человека уже в определенной мере дееспособным. Так, уголовная ответственность, по общему правилу, устанавливается с 16, а за особо опасные преступления – с 14 лет». Определенным комплексом возможностей наделяет несовершеннолетнего и гражданское законодательство[14].
С достижением 14-летнего возраста несовершеннолетний наделяется правом совершать самостоятельно любые сделки (например, принять наследство, отказаться от него; заключать договор купли-продажи недвижимого имущества, а также движимого имущества, когда требуется регистрация прав на имущество и т.д.), при условии письменного согласия его законных представителей. Кроме того, родители, усыновители, опекуны (попечители) ребенка не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать (от имени малолетних) и давать согласие (несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет) на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества ребенка, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества ребенка[15]. Но, исходя из анализа судебной практики, можно сделать вывод, что совершение таких сделок не редкость в наше время.
Так, решением городского суда от 6 сентября 1995 года правильно был удовлетворен иск Конаревой С.А. к АО «Пик-инвест» о признании договоров приватизации, купли-продажи и мены жилого помещения недействительными. В судебном заседании было установлено, что в трехкомнатной квартире проживали Конарева С.А., 4 мая 1977 года рождения и ее родители. В 1993 году квартира была приватизирована матерью Конаревой С.А. и продана АО «Пик-инвест». В том же году АО «Пик-инвест» совершило договор мены квартиры. Приватизация квартиры и последующее ее отчуждение были произведены без согласия Конаревой С.А., а также органов опеки и попечительства. Поэтому, исследовав все материалы дела, суд признал сделки недействительными[16].
Представляется, что согласие органов опеки и попечительства должно быть выражено в постановлении главы местного самоуправления. Согласие законных представителей может быть получено как до совершения сделки, так и быть письменным одобрением уже состоявшейся сделки. Но это правило действует лишь тогда, когда сделка подлежит нотариальному удостоверению или государственной регистрации. А все остальные практически совершаются без всякого на то одобрения, выраженного в письменной форме. А последующее его письменное подтверждение вообще нонсенс, как считает Нечаева, и практического применения не имеет. Поэтому правомерна постановка вопроса об изъятии из ГК РФ подобного рода нежизнеспособных искусственных правил.