Особенностью договора купли-продажи товаров в кредит является также то, что товары с момента их передачи и до фактической оплаты покупателем признаются находящимися в залоге у продавца. Следовательно, в случае неисполнения покупателем обязанности по оплате этих товаров продавец может обратить на них взыскание преимущественно перед иными кредиторами.
Договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрено условие об оплате товара в рассрочку. Специфика такого договора состоит в том, что его существенным условиями становятся условия о цене товара, порядке, сроках и размерах платежей (п. 1 ст. 489 ГК РФ). Помимо всего права, которыми наделяется продавец по любому договору о продаже товара в кредит, при наличии в таком договоре условия об оплате в рассрочку в ситуации, когда покупатель не производит в установленный договором срок очередной платеж за товар, продавец получает право отказаться от исполнения договора и потребовать возврата проданного товара. Это право не может быть реализовано продавцом только в том случае, если сумма внесенных покупателем платежей превышает половину цены товара (п. 2 ст. 489 ГК РФ).
По общему правилу право собственности на товар, а вместе с ним и риск случайной порчи товара переходят на покупателя с момента передачи ему товара.
Однако ГК РФ (ст. 491) допускает возможность заключения договора купли-продажи с условием о том, что право собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств. Условие о сохранении права собственности за продавцом означает, что получивший товар покупатель не вправе до перехода к нему права собственности отчуждать товар или распоряжаться им иным образом. Кроме того, продавец, остающийся собственником товара, вправе потребовать его возврата, если этот товар в установленный срок не будет оплачен покупателем либо не наступят обстоятельства, предусмотренные договором.
В качестве выводов можно утверждать, что правовое регулирование договора купли-продажи, получившее закрепление в ГК РФ, в основном достигает необходимых результатов в смысле обеспечения стабильности, паритетных начал и равной судебной защиты всех участников этих гражданских правоотношений.
Существенным условием договора купли-продажи жилого помещения, в котором проживают лица, сохраняющие право пользования соответствующим жилым помещением после его приобретения покупателем, дополнительно признается перечень таких лиц с указанием их прав пользования продаваемым жилым помещением. При несоблюдении этого требования договор считается незаключенным.
В силу правила п. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилье сам по себе не является основанием для прекращения права пользования этим помещением со стороны членов семьи прежнего собственника, ранее проживавших в этом помещении. Иначе говоря, данное право как бы «обременяет» такую недвижимость, в принципе следуя ее судьбе, что сближает его с вещными правами. Практически это означает, что при отчуждении или ином распоряжении собственником – гражданином, принадлежащим ему жильем, без согласия совместно проживающих с ним членов его семьи они продолжают пользоваться прежним помещением на законном основании, и новому приобретателю (или иному владельцу) не удастся прекратить их право. Таким образом, в данном «праве пользования» вещные элементы преобладают над обязательственными, что и дает основания закону объявить его вещным правом. Хотя вновь принятый ЖК РФ значительно ослабил эти положения, следует учитывать верховенство Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения, в том числе несовершеннолетние, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.
Однако переход права собственности на жилой дом или на квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника (п. 2 ст. 292 ГК РФ, п. 1 ст. 35 ЖК РФ).
В то же время в силу п. 4 ст. 292 ГК РФ отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается только с согласия органа опеки и попечительства[32].
Поэтому требованием закона (ст. 558 ГК РФ) стала необходимость указания в договоре купли-продажи перечня лиц, сохраняющих право пользования отчуждаемым жилым помещением с указанием их прав на пользование жилым помещением, либо информация, исходящая от собственника, о том, что подобные лица отсутствуют. Смена собственника жилого помещения не может отражаться на жилищных правах членов его семьи, причем членов семьи как настоящих, так и бывших. Именно эти их права и закрепляются в договоре. Перечень таких лиц выявляется на основании справки жилищно-эксплуатационной организации либо паспортного стола по месту нахождения отчуждаемого жилого помещения, и в договоре должна присутствовать ссылка на реквизиты этой справки.
В справке указывается:
· для приватизированных жилых помещений – кто проживал в жилом помещении на момент приватизации и кто проживает в настоящее время;
· для жилых помещений, приобретенных иным способом – кто проживает в настоящее время.
Эти сведения необходимо знать для того, чтобы определить – кто, кроме собственника, вправе претендовать на пользование жилым помещением.
К таким лицам в соответствии с действующим законодательством РФ, относятся:
· члены семьи прежнего собственника, оставшиеся проживать в помещении (ст. 292 ГК РФ). На данный момент по новому Жилищному кодексу РФ: «в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется. Действие положений ч. 4 ст. 31 не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором;
· наниматель жилого помещения и постоянно проживающие с ним граждане. Их перечень определяется по правилам ст. 677 ГК РФ;
· гражданин, являющийся поднанимателем жилого помещения в пределах срока действия договора найма (ст. 685 ГК РФ).
Бывшие члены семьи собственника теряют право пользоваться его жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними и собственником например, брачным контрактом. Когда семейные отношения прекращены, бывшие члены семьи собственника должны освободить его жилое помещение прекратить им пользоваться. В противном случае он вправе выселить их в судебном порядке ст. 35 ЖК РФ. Данная норма не касается случаев, если жилое помещение хотя и было приобретено и зарегистрировано на имя только одного из супругов, но является их общей собственностью. Таким образом, один из супругов – титульный собственник жилого помещения не вправе выселить другого, если судом будет установлено, что жилое помещение приобретено в совместную собственность супругов. В данном случае они оба являются собственниками и речь может идти только о разделе общего имущества.
При проведении обобщения было установлено, что суды допускают ошибки в применении положений ст. 31 ч. 4 ЖК РФ, и, установив, что прекращение семейных отношений имело место до 1.03.2005 года, применяют положения ЖК РСФСР. Данный вывод является ошибочным, поскольку положения ст. 31 ЖК РФ не ставятся в зависимость от того момента, когда были прекращены семейные отношения между собственником жилого помещения и бывшим членом его семьи. Поэтому если семейные отношения между собственником жилого помещения и бывшим членом его семьи были прекращены до 1 марта 2005 года, то положения ч. 4 ст. 31 ЖК РФ распространяются на требования о выселении бывших членов семьи.
Можно спорить о нравственности такого подхода. Как жить дальше выселяемому? Но ведь без эффективной государственной защиты права собственника не возможно создание процветающего общества. Государство обязано вмешиваться в подобные отношения, тем более что они носят массовый характер. По истечении срока, установленного судом, право пользования жилым помещением прекращается, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Бывший член семьи собственника может потерять право пользования его помещением и до того, как истек срок, установленный решением суда, в случае, если прекращено право собственности на это жилое помещение самого собственника, если отпали основания, по которым суд решил сохранить право пользования, либо появились новые обстоятельства, которые могут существенно повлиять на ранее вынесенное решение. В подобных случаях суд своим решением вправе выселить бывшего члена семьи собственника до истечения установленного срока.
При рассмотрении данной категории споров, возникает вопрос, становится ли ребенок бывшим членом семьи собственника жилого помещения по правилам ст. 31 ЖК РФ, если после расторжения брака его родители стали проживать раздельно, а он – с тем из родителей, который в собственности жилья не имеет?
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Из положений указанной нормы следует, что членом семьи собственника является лицо, проживающее совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.