Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовое регулирование договора продажи жилого помещения (стр. 18 из 23)

13 мая 2006 года истец приобрел у гражданина З. домовладение, расположенное в д. Крутец Конаковского района.

Он оплатил продавцу полную стоимость домовладения и в присутствии свидетелей в простой письменной форме был составлен договор купли – продажи. Данный договор не был составлен и зарегистрирован в установленном законом порядке ввиду отсутствия у него денежных средств на оформление. Гр.Т. намерен был сделать это позже. А 16 октября 2008 года продавец домовладения – гражданин З. умер. В настоящее время истец не может оформить свои законные права собственника на указанную недвижимость, так как продавец умер и не соблюдена форма договора купли-продажи при его заключении. Во вне судебном порядке гр. Т. не может установить принадлежность ему на праве собственности указанного домовладения.

Из обстоятельств, установленных в судебном заседании, посредством исследования медицинских документов и показаний свидетелей, гражданин З. в момент совершения сделки, не был способен в силу своего психического состояния понимать значение своих действий или руководить ими. Ссылки истца на то, что документа, подтверждающего заболевание З., он не видел, суд расценил критически.

В соответствии с положениями ст. 177 ГК РФ, сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина, либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.

Мировым судьей судебного участка №1 Конаковского района исковые требования гражданина Т. оставлены без удовлетворения.

Таким образом, можно сделать вывод, что складывающаяся процедура государственной регистрации прав на жилые помещения, ее административное оформление, обеспечивают необходимую доказуемость при разрешении возникающих споров и в целом обеспечивают стабильность гражданского оборота жилых помещений.

2.3 Гражданско-правовая ответственность сторон по договору продажи жилого помещения

Юридическая ответственность всегда представляет собой реакцию на уже совершенное действие, чем отличается от иных форм ответственности. В качестве отличительных черт юридической ответственности указывают ее обладание особенностями правового явления: по своему содержанию – это применение к лицу санкций в основном штрафного характера; по непосредственному выражению – это претерпевание; по основанию – это «ответная мера» за совершенное правонарушение. В свою очередь юридическая ответственность определенным образом трансформируется в той или иной отрасли права, в частности в гражданском праве. Для гражданско-правовой ответственности характерны все признаки юридической ответственности: это одна из форм государственно – принудительного воздействия на нарушителя; она применяется к лицам, допустившим правонарушение; применяется только уполномоченными на это органами (государственными и иными); состоит в применении к нарушителю предусмотренных законом санкций[57]. Тем не менее, данные признаки определенным образом трансформируются в гражданско-правовых отношениях.

Так, для гражданско-правовой ответственности характерно не всякое государственное принуждение, а только принуждение к несению отрицательных имущественных последствий, возникающих в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности из договора или из причинения внедоговорного вреда. О наступлении отрицательных последствий для правонарушителя как непременном признаке гражданско – правовой ответственности говорится во многих научных исследованиях. Отрицательные последствия могут выражаться в виде дополнительного обязательства, возлагаемого на нарушителя (уплата неустойки, возмещение убытков).

Позиции авторов по вопросу о понятии и особенностях гражданско-правовой ответственности также различны. Несмотря на это, мнения сходятся в имущественном характере ответственности, и этот признак выделяют многие из них. В.П. Грибанов пишет, что гражданско-правовая ответственность есть лишь одна из форм государственно-правового воздействия на нарушителя[58]. В качестве особенностей гражданско-правовой ответственности он называет: имущественный характер ответственности; невыгодность имущественных последствий для лица, нарушившего гражданские права и обязанности; связь гражданско-правовой ответственности с применением санкций.

По мнению Т.И. Илларионовой гражданско-правовая ответственность – «гарантированные силой государства юридические формы реакции потерпевшего лица на совершенное субъектом правонарушение, выражающееся в возложении на правонарушителя мер воздействия имущественного характера»[59]. В данном определении выделяется не только государственная обеспеченность применяемых мер и их правовые формы, но и присущий им имущественный характер.

Также практически все авторы выделяют отличительную особенность гражданско-правовой ответственности как государственное принуждение. Что касается государственного принуждения в рамках гражданско-правовой ответственности, то в юридической литературе верно указывается, что в связи с особенностями присущих гражданско-правовым отношениям «юридических режимов регулирования государственное принуждение пребывает как бы в скрытом виде: правовая активность субъектов имеет здесь столь юридически значимый характер, что достаточно самого факта противоправного поведения и одностороннего требования управомоченного лица, чтобы юридическая санкция вступила в действие и без прямого участия компетентных государственных органов»[60] Поэтому мера гражданско-правовой ответственности может иметь место и при добровольном исполнении лицом обязанности, например, по возмещению убытков. Таким образом, государственное принуждение в гражданском праве, в том числе и при применении мер гражданско-правовой ответственности, может носить как опосредованный (скрытый, косвенный), так и непосредственный (прямой) характер.

Некоторые авторы, формулируя понятие гражданско-правовой ответственности, выделяют в качестве основных, существенных и иные ее признаки. О.С. Иоффе определяет гражданско-правовую ответственность как санкцию за правонарушение, которая влечет для нарушителя определенные лишения имущественного и личного характера[61].

Таким образом, цель гражданско-правовой ответственности можно определить как восстановление имущественного состояния лица за счет имущества правонарушителя или лица, ответственного за правонарушение другого. Для гражданско-правовой ответственности сегодня характерно смещение акцентов в сторону усиления компенсационного характера ее мер и нравовосстановительной функции, чему в немалой степени способствует расширение сферы договорного регулирования. Закон устанавливает, что полное возмещение причиненных убытков включает и реальный ущерб – расходы по восстановлению нарушенного права, и упущенную выгоду – неполученные доходы, которые были бы получены в обычных условиях гражданского оборота, если бы право не было нарушено (ст. 15 ГК РФ). Гражданско-правовая ответственность заключается в достижении того результата, которое предполагалось при вступлении в гражданское правоотношение, в том числе при заключении договора.

Необходимо различать юридическое и фактическое основание гражданско-правовой ответственности. В качестве юридического основания гражданско – правовой ответственности выступает закрепление ее в нормах гражданского права. По этому поводу В.А. Тархов отмечает, что правовое основание ответственности представляет собой юридическое оформление, закрепление основания гражданско – правовой ответственности.

Фактическим основанием гражданско-правовой ответственности выступает состав гражданского правонарушения как совокупность условий, необходимых для привлечения к ней. Традиционно указывалось четыре таких обстоятельства (противоправное поведение, причинная связь, вред (убытки), вина). Для того чтобы привлечь к ответственности в виде возмещения убытков, необходимы также наличие убытков и причинная связь между противоправным поведением должника и убытками. Поэтому состав гражданского правонарушения может быть как полным (противоправное поведение, убытки, причинная связь, вина), так и неполным в зависимости от меры гражданско-правовой ответственности.

Несколько иной позиции придерживается Е.А. Суханов, который выделяет помимо оснований гражданско-правовой ответственности и условия. Он указывает, что основаниями являются те обстоятельства, при которых она наступает. Чаще всего таким основанием является совершение правонарушения (например, неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом возникших из договора обязанностей), хотя в гражданском праве ответственность может в некоторых случаях наступать и при отсутствии правонарушения со стороны ответственного лица (например, ответственность поручителя за нарушение обязанным лицом обеспеченного поручительством договора), то есть в качестве основания гражданско-правовой ответственности могут выступать не только правонарушение, но и другие обстоятельства. Однако, помимо основания ответственности, необходимо установить еще и другие обстоятельства, которые называются условиями гражданско-правовой ответственности. Как правило, требуется четыре общих условия (состав гражданского правонарушения) гражданско-правовой ответственности: противоправный характер поведения, наличие вреда или убытков у потерпевшего, причинная связь между противоправным поведением нарушителя и наступившими вредоносными последствиями, вина правонарушителя[62].