Смекни!
smekni.com

Международные гарантии прав человека (стр. 1 из 6)

Оглавление

Ведение............................................................................................................... 3

I. Историческое формирование института гарантий прав и свобод человека и гражданина........................................................................................................ 4

1.1 Возникновение основных прав и свобод.................................................. 6

1.2 Возрастание роли международного права............................................. 8

II. Международные гарантии прав и свобод человека и гражданина: их действие в РФ ................................................................................................................. 11

2.1Международные документы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина .................................................................................................. 11

2.2 Международный механизм реализации права на международную

защиту.......................................................................................................... 16

Заключение....................................................................................................... 28

Библиографический список ............................................................................ 31

Приложение..................................................................................................... 33


Введение

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых, демократических обществах − права и свободы человека считаются самыми важными. В основе этих взглядов лежит либерально-демократическая традиция общественно-политической мысли, развиваемая уже почти три столетия. Вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности. Эта ценность − достоинство человека. Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю за выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.

Классическая правовая доктрина традиционно разделяла государство и гражданское общество как фундаментально различные и непримиримые явления. Понимание отношений человека и государства как пра­воотношений не означает тотальной зарегламентированности. Для человека смысл этих правоотношений состоит в по­лучении защиты своих прав (при необходимости), а для го­сударства — в обязанности оказать эту защиту. Одновре­менно человек и государство «выясняют отношения» по по­воду конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных фор­мах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязаннос­ти. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается сво­бодным. Характерно, что миллионы сознательных людей в демократических государствах за всю свою жизнь не имеют ни одного столкновения с властью.

В цивилизованном государстве, основанном на подлинно гуманитарных и демократических ценностях, всё более чётко выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении политических, экономических и социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном мировом масштабе. Составляя приоритет демократического государственного и правового порядка, права человека не только определяют содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех событий и действий, происходящих в мире.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время большинство государств стремится к созданию правового государства, где главной ценностью является человек, его права и свободы. Отсюда вытекает и необходимость в гарантиях соблюдения этих прав не только на уровне государства, но и на международном. Это касается и России.

Степень разработанности темы. Основу исследования составила как специальная юридическая литература, так и труды в области философии, истории и других наук. Разносторонние аспекты, актуальные проблемы прав человека и их ограничений нашли свое отражение в работах следующих отечественных ученых в области конституционного права: М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, А.А. Белкина, Л.Д. Воеводина, В.Т. Кабышева, Л.М. Карапетяна, Ю.В. Кудрявцева, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашевой и др.

Работы отдельных специалистов в области теории государства и права и философии права, посвященные правам человека, их сущности, содержанию, в той или иной степени касались проблемы ограничений прав и свобод. Это труды таких ученых как: В.И. Гойман, В.М. Ведяхин, Н.В. Витрук, Д.А. Керимов, С.А. Комаров, Н.И. Матузов, А.В. Мицкевич, B.C. Нерсесянц.

Использовались также труды ученых в области международного права: И.П. Блищенко, Г.В. Игнатенко, В.А. Карташкина, Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова, Р.А. Мюллерсона, В.Я. Суворовой, А.Н. Талалаева, О.И. Тиунова, Г.И. Тункина, М.Л. Энтина и др.

Нормативно-правовую основу настоящего исследования составили: международные универсальные и региональные договоры, международные акты рекомендательного характера, решения Европейской комиссии и Европейского суда по правам человека, конституции и законы зарубежных стран.

Цель исследования − выявить существующие международные гарантии прав и свобод человека и гражданина и выявить их действие в РФ.

Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи:

- исследовать нормативные акты, в которых закрепляются гарантии и прав и свобод;

- определить какие международные организации защищают права и свободы граждан;

- ответить на вопрос: действуют ли на территории РФ нормы международного права в сфере защиты граждан;

Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в сфере защиты прав и свобод граждан.

Предмет исследования − международные организации защищающие права и свободы граждан, а также важнейшие нормативные акты, издаваемые ими.

Методологической основой работы являются общеизвестные принципы, вытекающие из поставленной задачи, куда включаются диалектический метод и историзм, изучение и анализ правоприменительной практики, и другие.

Теоретико-правовой основой настоящей работы являются труды Тункина Г.И., Блищенко И.П., Богуславского М.М., Карташкина В.А., Кудрявцева В.Н., Лукашевой Е.А. и других ученых.

Структура курсовой работы обусловлена ее целями и задачами. Она состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, библиографического списка и приложения.

I. Историческое формирование института гарантий прав и свобод человека и гражданина

1.1 Возникновение основных прав и свобод

Зарождение идеи прав человека возникает в V ­­− IV вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), проявление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав между различными классовыми структурами было неизбежной частью для тех этапов развития общества. Каждая новая ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла их на все более широкий круг субъектов. Происходило это не стихийно, а в результате постоянной борьбы и в течении долгого периода времени. Права человека − сложное, многомерное явление, в значительной мере зависящее от генезиса правовых норм (в которых они сформулированы). Появившись сначала, как мононорма, позднее трансформировалось в норму права. Большой вклад в развитие гражданских прав и свобод, через совершенствование норм права, внесли римляне. В период средневековья свобода была крайне ограничена т.к. феодальное общество − общество всеобщей зависимости. Но уже были попытки ограничения прав монархов н.п. в Англии в 1215 г. была принята “Великая Хартия Вольностей ”. Так, в ст. 39, которую многие ученые-юристы называют «перлом» Английской юриспруденции записано: «Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объяв­лен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным образом обездолен, и мы не пойдем на него, и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны».. Уже в 1628 г. “ Петиция о праве ” возлагала на короля определенные обязанности по защите прав поданных. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился “ Хабеас корпус акт ” 1679 г., который ввел понятие “надлежащей процедуры”, установил гарантии неприкосновенности личности, презумпцию невиновности.

Современному человеку трудно представить, что первые идеи прав и свобод человека воспринимались когда-то как социальная утопия, что идеи великих мыслителей прошлого, на много опередивших свое время и оказавшие огромное влияние на все последующие политические события, очень медленно и трудно приживались в сознании людей и обществе в целом. Первые попытки воплотить эти идеи в реальность предприняты в период буржуазных революций во Франции, Англии, Америке, когда на законодательном уровне были закреплены основные права и свободы человека, используемые в юридической практике и поныне. В частности, во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация прав и свобод человека и гражданина и гражданина, а в Америке 26 сентября того же года − Билль о правах (поправка к Конституции США). Однако, фактически, вплоть до гигантских социальных потрясений XX века - первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., второй мировой войны − даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Достаточно вспомнить отношение к евреям и другим некоренным национальностям в фашистской Германии и в России.