Смекни!
smekni.com

Ресурсный потенциал персональных финансов в реализации инновационно-инвестиционной политики (стр. 1 из 2)

Ресурсный потенциал персональных финансов в реализации инновационно-инвестиционной политики

Землянский Александр Александрович,канд. экон. наук, доцент, помощник руководителя Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Бондарева Светлана Александровна,аспирант кафедры финансов и кредита Волгоградского филиала Российского государственного торгово-экономического университета

В настоящее время по-прежнему актуальна проблема формирования ресурсного потенциала инновационно-инвестиционной деятельности. Развитие механизма трансформации сбережений индивидов в инвестиции предопределяет объективные изменения в структуре источников инвестиционных ресурсов. Наиболее важной задачей при решении проблем инновационного развития экономики будет эффективное использование потенциала персональных финансовых ресурсов как оптимального источника инвестиций в инновации. В статье проведен анализ потенциала персональных финансов как инвестиционного ресурса для реализации российской модели инновационного развития.

Инновационная модель развития признана основой модернизации российской экономики. Однако декларативность программ стратегического развития страны не позволяет достичь реальных структурных сдвигов в общественном производстве. В настоящее время необходима разработка и применение действенных механизмов переориентации отечественной экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Инновационная экономика - это интеллектуально-ориентированная экономика, основанная на синтезе практических знаний и творческого мышления, направленных на непрерывный и целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, позволяющих повышать эффективность функционирования общественного воспроизводства.

Необходимость радикальных перемен в стратегии экономического развития обусловлена негативными последствиями сырьевой зависимости экономики России, называемой «голландской болезнью». Используемый в настоящее время «сырьевой путь» развития ведет не только к экономической зависимости от мировой конъюнктуры, но и к падению конкурентоспособности российской экономики. Кроме того, экспортно-сырьевая ориентация экономики приводит к разрушению реального сектора и примитивизации производства, активизации импорта капиталоемких товаров и инновационных технологий, стагнации научно-исследовательского сектора, оттоку финансового капитала.

Мировой опыт экономического развития доказывает, что в настоящее время невозможно обеспечить процветание страны и повышение уровня и качества жизни населения без реализации инновационно-инвестиционной модели экономического роста. Важно учитывать, что инновационное развитие невозможно без роста инвестиционного и предпринимательского потенциала, поэтому одним из критериев эффективности экономической политики страны становится увеличение расходов на накопление человеческого капитала. Кроме того, системообразующим принципом инновационной экономики является активный процесс поиска, привлечения и инвестирования финансовых ресурсов в инновационные проекты.

Для комплексного стимулирования и стабильного финансирования инновационных процессов необходима правильно ориентированная инновационно-инвестиционная политика. Инновационно-инвестиционная политика представляет собой совокупность целенаправленных мер по реализации стратегических задач развития экономики на базе знаний и инноваций посредством приоритета интеллектуального и предпринимательского потенциала, сбалансированного с производственными и инвестиционными ресурсами.

В России уже действуют программы инновационного развития, создаются научно-исследовательские центры, фонды поддержки инноваций, однако многие результаты инновационной деятельности формальны и не востребованы бизнесом. Для решения этой проблемы необходимо внедрение новых императив инновационно-инвестиционного развития, в частности использование потенциала персональных финансов.

Персональные финансы стали предметом исследования финансовой науки лишь в последние годы.

Финансы населения вообще и финансы домохозяйств в частности были выделены в отдельное звено финансовой системы сравнительно недавно. Заметим, что в СССР теория финансов игнорировала домашние хозяйства, так как кроме заработной платы у советских людей не было и не могло быть других доходов. Ситуация коренным образом изменилась в ходе рыночных преобразований. У российских граждан появились не только трудовые, но и нетрудовые доходы: имущественные, спекулятивные и т. д.

Однако эти и другие денежные потоки (доходы, расходы, сбережения) населения некоторое время изучались исключительно в рамках финансов домашних хозяйств. Персональные финансы как самостоятельная категория приобрели актуальность в связи с постановкой проблем финансового поведения, управления финансами на уровне отдельных физических лиц (так называемые «нанофинансы»), финансовой грамотности и финансовой безопасности населения [1, с. 193]. Выяснилось, в частности, что идиллическая картинка, на которой группа лиц, ведущая совместное хозяйство, за круглым столом коллективно принимает согласованное финансовое решение, смазывается в силу феномена гендерного доминирования [2, с. 52]. Мало того, в России, как и в других развитых странах, неуклонно растет число домохозяйств, состоящих из одного-единственно- го лица. Всероссийская перепись населения 2010 года выявила данную тенденцию. Так, по ее окончательным итогам, сегодня в России число домохозяйств, состоящих из одного человека, составляет 25,7% против 22,3% в 2002 году [3].

Особую значимость персональные финансы, по нашему мнению, приобретают в связи с постановкой вопроса об их роли в инновационно-инвестиционной деятельности. Дело в том, что инновационная деятельность неразрывно связана с предпринимательством, а точнее, с качественными характеристиками индивидуального предпринимателя. Инновационное предпринимательство, а именно оно лежало в основе технологических прорывов новейшей истории, предполагает длительный инкубационный период, связанный с индивидуальным творчеством. Риски инвестиций данного этапа самые высокие и могут быть преодолены исключительно доверием, верой самого новатора в собственные идеи. Поэтому финансовые решения индивидуального предпринимателя инновационного типа носят всегда персональный характер. Реализация инвестиционной функции персональных финансов имеет свои особенности [4, с. 82]. Это необходимо учитывать в инновационно-инвестиционной политике, в решении проблемы перехода от сырьевого типа роста к «экономике знаний».

Следствием роста сырьевого экспорта в российской экономике является накопление значительного объема финансовых ресурсов. Кроме государственных резервов, корпоративных фондов накоплен достаточный потенциал финансовых ресурсов, имеющих персональный характер. Под потенциалом персональных финансовых ресурсов будем понимать совокупность денежных накоплений населения, формируемых за счет разницы персональных доходов и текущих расходов, включающих расходы на потребление и уплату обязательных платежей. К персональным накоплениям могут быть отнесены средства на счетах в банках, вложения в иностранную валюту, ценные бумаги, недвижимость.

Согласно статистическим данным, размеры персональных накоплений в последнее время значительно увеличиваются.

За период 1997-2011 годов объем персональных финансовых ресурсов в России увеличился с 422,8 млрд рублей до 7,3 трлн рублей, то есть почти в 20 раз, что свидетельствует об их высоком инвестиционном потенциале. Основными формами инвестирования персональных финансовых ресурсов остаются банковские вклады (1,8 трлн рублей в 2011 году), покупка недвижимости (1,4 трлн рублей в 2011 году), приобретение иностранной валюты (1,5 трлн рублей в 2011 году), лидируют вложения в бизнес (индивидуальное предпринимательство) (1,9 трлн рублей в 2011 году), а инвестиции в ценные бумаги и прочие активы снижаются (0,7 трлн рублей в 2011 году).

Исследуя структуру персональных вложений, стоит отметить постепенное снижение доверия к иностранной валюте как объекту инвестиций внутри страны, исключая период 2008 года, и рост расходов на приобретение недвижимости, в том числе инвестиционного характера.

Следует отметить, что трансформация персональных накоплений в реальный капитал должна сопровождаться движением знаний, предпринимательского опыта и улучшением инвестиционного климата. Отсутствие этих факторов провоцирует «бегство» капитала в оффшоры для его сохранения. Такие процессы активизировались в России в период мирового финансового кризиса.

Так, в 2011 году объемы перечислений россиян на собственные счета в иностранных банках возросли в два раза, достигнув рекордных 11,2 млрд долларов США. Более половины всех средств было переведено в коммерческие банки Швейцарии, Кипра, Соединенного Королевства и Испании. При этом перечисления на счета в банки Кипра выросли в 4 раза по сравнению с 2010 годом [7]. Как показал кипрский финансовый кризис, основная часть вкладчиков кипрских банков - состоятельные российские граждане.

Интересная закономерность выясняется при анализе динамики финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей в России. С начала 2000-х годов средства индивидуальных предпринимателей занимают стабильный удельный вес в структуре финансовых ресурсов граждан. Это свидетельствует о высоком потенциале финансовых ресурсов предпринимателей. При этом, несмотря на цикличность экономики, предпринимательские доходы и изменения средств на счетах предпринимателей растут высокими темпами.

Следовательно, основная декларируемая проблема развития малого предпринимательства в России - недостаток финансовых ресурсов - несколько преувеличена. На наш взгляд, следует акцентировать внимание на проблеме отсутствия инновационно-инвестиционной направленности индивидуального предпринимательства.