Введение
Золотым веком советской эпохи по праву можно считать период Новой экономической политики (1921 – 1928), учитывая грандиозность решенных тогда задач. Первая четверть двадцатого века была переломным периодом для нашей страны. Происходили глубокие социальные, политические, экономические изменения, повлиявшие на дальнейшее историческое развитие России. Многие проблемы требовали немедленного решения. После гражданской войны, в условиях мирного времени, «военный коммунизм» оказался крайне неэффективным методом хозяйствования. Экономический коллапс и угроза полномасштабной войны с крестьянством, не смирившимся с продразверсткой, заставили В. Ленина остановить коммунистический штурм и сделать шаг навстречу рынку. В частности, было необходимо разрешить кризис денежной системы, и в первую очередь нормализовать денежное обращение. В этом и состояла роль червонца.
Цель данной работы: рассмотреть такую важную часть экономической истории России, как введение советской конвертируемой валюты «червонца».
Задачи: выявить предпосылки, проследить ход проведения денежной реформы вообще и введения конвертируемой валюты «червонца» как составной части этой реформы.
Во время работы по подготовке контрольной работы было использовано несколько источников информации, в том числе литература по истории денежных реформ, статьи в периодических изданиях и официальные ресурсы в сети Интернет.
1. Предпосылки денежной реформы
Проведение реформ 1922-1924 годов во многом определили условия, которые сложились к началу преобразования денежной системы. Денежная масса в обращении к 1 марта 1917 года увеличилась в 4 с лишним раза по сравнению с уровнем 1913 года. Интенсивная работа печатного станка и одновременное сокращение производства и переориентация его на выполнение военных расходов вызвали быстрый рост цен. И если в 1915 цены выросли всего на 30%, то в 1916 уже на 100%. К февралю 1917-го рубль на внутреннем рынке обесценился почти в 4 раза.
В 1917 году дефицит госбюджета достиг 22 568 млн. рублей. Способы его покрытия были традиционными: увеличение налогов, внутренние и внешние займы, эмиссия бумажных денег. За восемь месяцев, с марта по ноябрь 1917-го, Временное правительство выпустило в обращение примерно такое же количество денежных знаков, какое было эмитировано за два с половиной года войны.
Несмотря на значительную эмиссию денег в обращении все время не хватало. Рост цен и, следовательно, увеличение денежного выражения товарной массы, тезаврация крупных купюр состоятельными слоями города и особенно деревни, вызывали недостаток денег в обращении и диспропорции в покупюрном составе денежной массы. Недостаток в обращении денежных знаков, особенно мелких и средних купюр, привел к тому, что кроме общегосударственных денежных знаков в некоторых городах и губерниях появились свои средства обращения. Другими словами при Временном правительстве начался распад единой денежной системы страны, усиливавший общую дезорганизацию денежного обращения и способствовавший дальнейшему усилению инфляции.
Советское правительство столкнулось с теми же проблемами, с которыми не могло справиться ни царское, ни Временное правительства. Пытаясь их решить, новое правительство Совет Народных Комиссаров (СНК) осуществлял меры, которые стали составными частями сложившейся в 1918-1920 гг. специфической системы производства, обмена и безденежного распределения (так называемой системы военного коммунизма), предполагавшей постепенное отмирание денег. Но поскольку хозяйственный оборот в тот период реально не мог обойтись без денег, большевикам приходилось мириться с их наличием, а Совету Народных Комиссаров бороться с денежным голодом и решать проблему доставки денег в разные концы Советской республики.
В годы первой мировой войны, революции, гражданской войны и после ее окончания, в период инфляции в стране, на территории Советского Союза, было выпущено свыше 10 (а по другим подсчетам — порядка 20) тысяч разновидностей различных купюр центральных и местных денежных знаков, как обязательного обращения, т. е. выпущенные какой-либо властью, так и не обязательные — «частные», выпущенные разного рода организациями и предприятиями.[1]
На IV конгрессе Коминтерна Владимир Ленин заметил, что русский рубль можно считать знаменитым хотя бы потому, что количество рублей превысило квадрильон. В августе 1921 года Ленин рекомендовал наркомпродовцам продавать крестьянам соль исключительно за хлеб и ни в коем случае не на дензнаки.[2]
Именно в это время в Архангельске появились чеки Архангельского отделения Госбанка, прозванные «моржовками», т.к. на них в том числе были изображены и моржи. Кроме «моржовок» были в Архангельске ещё и «чайковки», уже по имени главы Временного правительства Северной области Н.В. Чайковского.1
Рост рыночных цен в условиях полуразрушенной денежной системы также был беспрецедентным. В марте 1921 года рыночные цены почти в 30 тысяч раз превышали довоенный уровень.
Значительное снижение реальных доходов населения вызывало недовольство, и, в конечном счете, привело к массовым забастовкам в городах и крестьянским восстаниям.
В стране начался переход к новой экономической политике (НЭП). Одним из условий проведения НЭПа было наличие устойчивой денежной единицы, которая также была необходима для составления и исполнения госбюджета, восстановления системы кредита, организации торговли.
Следует особо подчеркнуть, что, поскольку одним из принципов НЭПа было включение страны в международное разделение труда и развитие сотрудничества с зарубежными странами, новая валюта должна была быть конвертируемой, а это требовало создания денежной системы того же типа, что и в промышленно развитых капиталистических странах.
2. Подготовка денежной реформы
Решение о стабилизации рубля в условиях, когда страну истощили империалистическая и гражданская войны, военная интервенция, и в связи с этим проводимая капиталистическими странами в течении первых лет НЭПа политика экономической и финансовой блокады Советского государства, представляло грандиозные трудности.
Фактически проблема реформирование денежной системы заключается в том, чтобы использовать срок до момента гибели старой денежной системы и оздоровить за это время все финансовое хозяйство, то есть в том, что бы правильно наметить момент начала и момент окончания денежных преобразований, оставив достаточный промежуток времени для ликвидации бюджетного дефицита.
Именно в силу условий хозяйственной обстановки и вследствие соображений все более крепла мысль о неизбежности создания наряду с казначейской эмиссией советских денежных знаков еще и второй эмиссии каких- либо иных и притом обязательно лучших по сравнению с ними денег.
До осени 1921 г. денежная политика фактически по-прежнему ограничивалась вопросами выпуска и распределения денежных знаков. В октябре 1921 г. создаётся Государственный банк – это первый важный шаг в регулировании денежного оборота. Первостепенной задачей Госбанка стало укрепление денежного обращения и развитие товарно-денежных отношений в стране.1
К этому времени уже готовы несколько проектов денежной реформы. Один их них, проект Н. Кутлера предлагал, используя имевшийся на тот момент золотой запас, выпустить в обращение золотые монеты и прекратить эмиссию бумажных денег. Уже выпущенные бумажные деньги должны были быть девальвированы по существовавшему тогда рыночному курсу и обращаться наряду с вновь выпущенными монетами. Он предлагал связать будущую денежную систему с восстановлением государственного кредита и добиться котировки русского рубля за границей. Другой проект, известного до революции банковского деятеля В. Тарновского, предлагал выпустить в обращение разменные на золото банкноты, которые должны были иметь хождение наряду с бумажными денежными знаками. По указанию Председателя Правления Госбанка А. Шейнмана был разработан проект девальвации, который основывался на идеях и Н. Кутлера и В. Тарновского.
Тем временем Наркомат финансов вплоть до ранней осени 1923 г. стремился нормализовать денежное обращение путем стабилизации совзнака. Глава Наркомата Г. Сокольников планировал сначала постепенно сократить эмиссию совзнаков, а затем подвести под совзнак золотое основание и перейти впоследствии к золотому обращению.
Планы стабилизации совзнака в период с 1921 г. до ранней осени 1923 г. разрабатывались неоднократно. Но одни из них так и не осуществились, а те, что были реализованы, не привели к ожидаемым результатам. В ходе борьбы Наркомата финансов за стабилизацию совзнака были проведены две денежные реформы в форме деноминации.
3. Деноминация
Для ликвидации большого разнообразия в видах находящихся в обращении в стране денежных знаков и с целью экономии бумаги и красок в конце 1921 года было решено провести деноминацию, т. е. обмен старых денег на новые по определенному соотношению.
Таким образом, осенью 1922 года были выпущены государственные денежные знаки РСФСР образца 1922 года. Новый 1 рубль приравнивался к 10 тыс. прежних рублей.
Этой деноминацией была изжита пестрота состава бумажноденежной массы в стране. Однако, она не выполнила всех поставленных перед нею задач, так как пересчет со старого курса на новый должен был производиться «отбрасыванием четырех нолей», что серьезно затруднило пользование новыми купюрами. Новые 100 рублей продолжали называть «лимоном», так как они соответствовали прежнему миллиону рублей.1
Поэтому в октябре 1922 года Совнарком РСФСР постановил провести вторую деноминацию. 1 рубль новых денежных знаков РСФСР образца 1923 года приравнивался 100 рублям образца 1922 года или 1 миллиону рублей знаками старых выпусков, изъятых к тому времени из обращения. Как отмечалось в объяснительной записке Наркомата Финансов ко второй деноминации1, ее целью являлось устранение затруднений, встречавшихся при расчетных операциях. При больших цифрах терялось ощущение размера цены и для спекулянтов расширялась почва для несоразмерного увеличения цен. Поскольку «лимон» теперь соответствовал по своей покупательной способности рублю, то порядок счета, введенный при второй деноминации, оказался более удобным. На денежных знаках образца 1923 года было указано: «Один рубль 1923 года равен одному миллиону рублей дензнаками 1922года. Прием по сему расчету обязателен для всех».