Смекни!
smekni.com

Неполная занятость в России (стр. 1 из 3)

Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики

Факультет второго высшего образования

Кафедра социально-экономической теории

Контрольная работа по дисциплине:

«Экономика и социология труда»

на тему

«НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ В РОССИИ»

Выполнила:

Гусарова Г.А.

Проверила:

Андронова И.В.

Самара 1999

Содержание

1.

Введение

3

2.

Скрытая безработица или неполная занятость?

4

3.

Масштабы и динамика неполной занятости

6

4.

Регулирование неполной занятости на промышленных предприятий

9

5.

Заключение

16

Список литературы

17

1. ВВЕДЕНИЕ

Занятость в режиме неполного рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также административные отпуска без сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских пред­приятиях. Существуют две противоположных трактовки данного феномена: либо как неполной занятости, либо как формы скрытой безработицы. Некоторые авторы занимают промежуточную позицию, называя неполную занятость скрытой безработицей, но не соглашаясь с позицией тех, кто предлагает ее учитывать при определении фактического уровня безработицы.

Проблема различий в интерпретации данного явления - это не просто академический спор о понятиях. Она имеет прямое отношение к тому, как статистически измерять безработицу, как характеризовать российский рынок труда. Вполне очевидно, что за различиями в трактовке скрываются разные ориентиры для выработки краткосрочной и долгосрочной политики на рынке труда. К чему надо стремить­ся: к превращению скрытой безработицы в открытую и тем самым охватить соответствующей поддержкой тех, кому она была недоступ­на в состоянии скрытой безработицы, либо разрабатывать меры по снижению масштабов неполной занятости и стимулированию более полной и производительной занятости.

2. Скрытая безработица или неполная занятость?

Мы рассматриваем практику использования сокращенной рабочей недели и административных отпусков как особое состояние неполной занятости, а отнюдь не безработицы, которое в России в настоящее время носит переходный характер. Его можно назвать "переходной" занятостью, или, вернее, одной из переходных форм между состоянием занятости и безработицы либо между разными состояниями или местами занятости.

В международной статистике труда принято, что "неполная занятость имеет место, когда работа индивида неудовлетворительна с точки зрения определенных нормативов или другой возможной работы с учетом его квалификации (подготовки и опыта работы). Различают две формы неполной занятости: невидимую и видимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника (скрытая неполная занятость) или низкая производительность (потенциальная неполная занятость). Статистическое измерение неполной занятости, как правило, ограничивается ее видимыми аспектами.

Согласно подходу, используемому Международной организацией труда, в российских условиях категория не полностью занятых объединяет:

- лиц, работающих "неполную рабочую неделю" или "неполный рабочий день" по условиям трудового договора в связи с тем, что не смогли найти работу на большее количество времени;

- лиц, переведенных на неполную рабочую неделю по инициати­ве администрации (работодателя) или вынужденных перейти на не­полную рабочую неделю по причине спада экономической активности;

- лиц, находящихся в отпусках по инициативе администрации. Очевидно, что отнесение работающих в режиме сокращенного рабочего времени к не полностью занятым не вызывает вопросов. Но можно ли назвать не полностью занятыми людей, находящихся в административных отпусках? Временное отсутствие на работе из-за вынужденного административного отпуска не дает оснований назы­вать человека безработным, наиболее важным моментом в этой ситу­ации является то, что работник сохраняет связь со своим рабочим местом. Такой подход не противоречит следующим международным критериям неполной занятости:

- получение заработной платы или жалованья;

- возможность вернуться на работу после изменения определенных обстоятельств или наличие согласованной даты возвращения на работу;

- фиксация срока отсутствия на работе, которым в определенных случаях может быть тот срок, в течение которого работник полу­чает компенсационные выплаты.

Отношения с предприятием наемных работников, находящихся в вынужденных административных отпусках, удовлетворяют второму критерию формальной связи с рабочим местом, а лиц, находящихся в частично оплачиваемых административных отпусках, - также и первому.

Следовательно, в отличие от безработных работники, находящие­ся в административных отпусках, имеют рабочее место и возмож­ность вернуться обратно на работу с полным рабочим днем. Специ­альные исследования показывают, что подавляющее большинство работников, занятых в режиме неполного рабочего дня, в конечном счете либо возвращаются на свое предприятие, либо за время адми­нистративного отпуска находят работу на другом предприятии, не пополняя ряды безработных.

3. Масштабы и динамика неполной занятости

За весь период государственного статистического наблюдения за применением режима неполной занятости на крупных и средних предприятиях (с 1994 г.) наиболее значительные масштабы этого явления отмечены в 1996 г. В среднем в месяц в 1996 г. в режиме неполного рабочего дня (недели) работали 3,2 млн., или 6,7% работников круп­ных и средних предприятий. Более 2 млн. (4,5%) работников находились в административных отпусках. Всего за 1996 г. в администра­тивных отпусках побывали 7,5 млн. человек. Суммарная продолжительность отпусков на одного работника, который был в отпуске, составила за год 40 дней. Более 3,3 млн. человек, или 43% работников, имевших в 1996 г. административные отпуска, не получали за период отпуска денежной компенсации.

В 1996 г. доля работников, переведенных на режим неполного рабочего дня (недели), увеличилась по сравнению с 1995 г. в 1,7 раза, доля работников, которые находились в административных отпусках, изменилась незначительно. Таким образом, увеличение масштабов неполной занятости в основном обусловливалось расширением практики перевода работников на неполный рабочий день или неделю. Общие масштабы неполной занятости в 1996 г. на крупных и средних предприятиях достигли 3715 млн. человеко-часов, или 1,8 млн. условных работников, приведенных к полному рабочему времени.

Наиболее широко неполная занятость распространена на предприятиях легкой промышленности, где в 1996 г. более половины работников ежемесячно были не полностью заняты на производстве, в машиностроении (около 50%), промышленно­сти строительных материалов, химической и нефтехимической, стекольной и фарфорофаянсовой промышленности (27-29%), а также на транспорте (около 20%), в строительных и научных организациях (16%). В легкой промышленности в 1996 г. Из работников в различные периоды времени были в административных отпусках, в машиностроении и промышленности строительных материалов - около половины. Наиболее длительными по продолжительности были административные отпуска в машиностроении, промышленности строительных материалов, легкой промышлен­ности - от 47 до 66 дней в расчете на одного работника, который был в отпуске (в целом по промышленности - 44 дня).

В 1996 г. средняя фактическая продолжительность рабочей не­дели у лиц, имевших административные отпуска и вынужденно работавших в режиме неполного рабочего дня или недели, в целом на крупных и средних предприятиях была соответственно на 6,6 и на 8,6 часа короче, чем у лиц, работавших полное рабочее время, и составила 30,1 и 28,1 часа.