5. В вопросе о нормотворчестве субъектов РФ в сфере гражданского права необходимо учитывать еще одно обстоятельство. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" в Закон об общих принципах была добавлена статья 26.3.1, регламентирующая участие органов государственной власти субъектов Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения. В соответствии с указанной статьей "органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 указанного Закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации... если это участие предусмотрено федеральными законами. Указанные Федеральные законы могут содержать положения, предусматривающие: порядок согласования участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении указанных полномочий; возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти Российской Федерации указанных полномочий".
Таким образом, в федеральном законе субъекту Федерации могут быть предоставлены отдельные конкретные полномочия Федерации по правовому регулированию отношений в области гражданского права. Приведенная статья Закона об общих принципах имеет важное значение, поскольку позволяет учитывать индивидуальные особенности конкретных регионов и предусматривает возможность предоставления им отдельных полномочий Федерации как по предметам ее ведения, так и по предметам совместного ведения.
6. Как уже неоднократно отмечалось в юридической литературе, субъекты Федерации могут и должны осуществлять правовое регулирование в сфере гражданского права. Так, В.Д. Зорькин полагает возможным нормотворчество субъектов РФ в сфере гражданского права, указывая, что "Конституция Российской Федерации (ст. 71, п. "о") к предмету ведения Российской Федерации относит гражданское законодательство, именно законодательство, а не все нормативно-правовые акты в сфере гражданского права" .
Как справедливо отмечает Ю.К. Толстой, "в нынешних условиях, как и в сколько-нибудь обозримой перспективе, обойтись без появления норм гражданского права на региональном уровне просто-напросто невозможно" . Однако он предлагает оставить в ведении Федерации лишь принятие Гражданского кодекса, а все остальное гражданское законодательство отнести к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Нам представляется, что помимо Гражданского кодекса, Федерация должна обладать исключительной компетенцией принимать нормативные правовые акты в сфере гражданского законодательства, устанавливающие основы правового регулирования, для всего государства единообразно регулирующие общественные отношения, обеспечивающие единое свободное экономическое пространство на территории РФ.
По мнению В.П. Мозолина, отнесение гражданского законодательства к ведению Федерации не исключает нормотворческую деятельность субъектов Федерации в сфере гражданского законодательства по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Нормы гражданского права, отмечает В.П. Мозолин, могут содержаться, в частности, в земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве об охране окружающей среды. Важно при этом, чтобы законы и иные правовые акты субъектов Федерации, принимаемые по вопросам совместного ведения, находились в соответствии с федеральными законами .
Г.А. Гаджиев и С.Г. Пепеляев указывают, что из формулировки п. "о" ст. 71 Конституции "не следует, что все гражданско-правовые нормы находятся в ведении Российской Федерации. Нет, в ведении Российской Федерации находится только принятие кодифицированных гражданских законов, что не должно исключать права субъектов Федерации включать в свои законы, регулирующие экономические отношения, отдельные гражданско-правовые нормы, не противоречащие федеральным гражданско-правовым нормам" . Однако, как показывает практика, субъекты Федерации не только включают отдельные гражданско-правовые нормы в свои законы, но и принимают отдельные гражданские законы, регулирующие экономические отношения. При этом указанные законы зачастую восполняют пробелы федерального законодателя в регулировании общественных отношений либо принимаются по предметам исключительного ведения субъектов РФ, когда регулирование соответствующих отношений невозможно без норм гражданского права.
Ряд авторов на основании ст. 71 Конституции делают вывод о невозможности регулирования субъектами РФ гражданских отношений.
Так, Е.А. Суханов, анализируя систему гражданского законодательства, отмечает, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления . В то же время Е.А. Суханов указывает: "Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов", указывая при этом, что данные "акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов..." .
Критикуя регулирование земельным законодательством имущественных отношений, связанных с землей, А.Л. Маковский пишет, что в связи с отнесением земельного законодательства к совместному ведению такую возможность получают также и субъекты Федерации и тем самым нарушается "одно из самых важных положений нашей Конституции - то, что гражданское законодательство она относит к исключительному ведению Федерации (п. "о" ст. 71)" .
Анализируя жилищное законодательство Федерации и ее субъектов, В.Н. Литовкин отмечает, что акты жилищного законодательства субъектов Федерации не могут содержать нормы гражданского права и, соответственно, регулировать имущественные жилищные отношения. Однако, по мнению В.Н. Литовкина, если изменение действующей Конституции РФ станет реальностью, то гражданское законодательство в той части, в какой оно охватывает жилищное законодательство, следует перевести в предмет совместного ведения .
По мнению некоторых авторов, субъекты Федерации в рамках их компетенции могут издавать нормативные акты, содержащие административную, управленческую составляющую , и, соответственно, не могут регулировать нормами гражданского права имущественные, земельные или иные отношения в сфере совместного ведения . С этим трудно согласиться потому, что в этом случае Конституция не перечисляла бы такие предметы совместного ведения, как земельное, жилищное законодательство и др., поскольку п. "к" ст. 72 Конституции относит к совместному ведению административное законодательство.
Следует отметить, что указанные в литературе возражения относительно регулирования субъектами РФ отношений в области гражданского права касаются, с нашей точки зрения, исключительно вопроса толкования текста действующей Конституции РФ, но не решают проблему регулирования указанных отношений по существу.
7. В связи с изложенным возникает вопрос: допускает ли Конституция РФ принятие актов, содержащих нормы гражданского права, субъектами Федерации, или необходимо вносить в нее изменения?
Как правило, государства идут не по пути внесения изменений в конституцию, а по пути применения заложенных в ней правовых принципов и правовых норм к современным потребностям общества, что достигается благодаря осуществлению конституционного правосудия и выработке конституционных обычаев. Иначе этот процесс в литературе называется "преобразованием" конституции - без вторжения в ее текст, что также объясняется необходимостью обеспечения политической и экономической стабильности в обществе.
Норма Конституции обладает большим юридическим потенциалом по сравнению с другими правовыми нормами. Конституционные нормы необходимо толковать таким образом, чтобы данное толкование отвечало потребностям современного общества и уровню экономического и политического развития государства. Конституция РФ, хотя и принята в переходный период, тем не менее рассчитана на длительное действие в условиях рыночной экономики.
Конституция РФ позволяет субъектам Федерации устанавливать в своих нормативных правовых актах нормы гражданского права (как в сфере совместного ведения РФ и ее субъектов, так и в сфере ведения субъектов Федерации), что соответствует современным потребностям общественного развития при безусловном соблюдении принципа приоритета федерального законодательства.
Литература
1. Поленина С.В. Система советского гражданского законодательства // Советское государство и право. 1971. N 6. С. 33.
2. Рахмилович В.А. Гражданское право как предмет законодательной компетенции Российской Федерации и ее субъектов // Журнал российского права. 2003. N 8. С. 74.
3. http://www.kremlin.ru/appears/2001/04/03/0000_type63372_28514.shtml.
4. См., например: Хабриева Т.Я. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Перспективы правового регулирования // Право и экономика. 2003. N 3. С. 15.