Представляется, что исключительное право все-таки необходимо, так как, хотя само доменное имя уникально, его использование может осуществляться несколькими лицами. Причем, в отличие от, допустим, телефонного номера, где это возможно лишь теоретически, так как проще получить свой собственный телефонный номер, чем использовать чужой, в доменных именах ценность имеет использование именно данного конкретного доменного имени. Ведь если телефонные номера абстрактны и не имеют смысла, доменные имена воспринимаются осмысленно и могут быть использованы для индивидуализации определенных объектов. Если какой-то объект или группа объектов может быть индивидуализирована только конкретным обозначением, у обладателя такого объекта возникает интерес в конкретном доменном имени, а не в каком-то другом, и значит, возникает возможность спора между несколькими субъектами или же уступки на возмездной основе доменного имени одним субъектом другому. Соответственно, необходимо наделить лицо, владеющее доменным именем, правом на исключительной основе контролировать использование доменного имени, и защищать его от всех третьих лиц, в том числе от регистратора. Это можно сделать только путем установления исключительного права на доменное имя.
Итак, есть право на доменное имя, и это право носит исключительный характер. Но каково содержание этого права? Статья 1545 Проекта говорит об «исключительном праве использования доменного имени любым не противоречащим закону способом», не предусматривая закрытого перечня правомочий правообладателя. В качестве отдельных разновидностей правомочий, входящих в содержание исключительного права на доменное имя, Проект указывает «использование доменного имени в отношении информационных ресурсов в сети Интернет» и «выделение новых доменов в составе адресного пространства, на которое указывает доменное имя». К сожалению, приведенные в Проекте примеры правомочий правообладателя не позволяют определить, что все-таки образует содержание исключительного права на доменное имя.
Попробуем обратиться к статье 1229 Проекта, устанавливающей общие положения об исключительном праве. Как представляется, ключевым здесь является положение абзаца 2 п.1: «Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации». Недаром исключительные права в дореволюционной литературе называли «правами воспрещения». Содержание исключительного права можно определить путем указания на действия, которые может совершать только сам правообладатель, и которые он вправе запретить совершать всем остальным. Необходимо в связи с этим разобраться, право запрещать какие действия необходимо предоставить обладателю исключительного права на доменное имя. Первое и, наверное, главное – использование доменного имени для идентификации информационных ресурсов в сети Интернет (п.1 статьи 1542 Проекта). Это следует из сути доменного имени и его назначения. Использование чужого доменного имени для идентификации ресурса в сети Интернет (например, в результате хакерской атаки) является безусловным нарушением исключительного права. Впрочем, стоит отметить, что такое нарушение встречается крайне редко. Данное правомочие имеет значение скорее не в качестве «права воспрещения», а в качестве нематериального блага, которое можно уступать за вознаграждение.
Второе – правомочие создавать и использовать домены третьего, четвертого и т.п. уровня. Такие домены охватываются исключительным правом на первоначальное доменное имя, а следовательно, могут быть введены в коммерческий оборот в качестве отдельных, хоть и производных, объектов. Право запрещать использование доменов более низкого уровня без своего согласия – неотъемлемое право обладателя доменного имени.
Как можно продолжить этот перечень? Можно ли говорить о том, что владельцу доменного имени принадлежит исключительное право на нанесение сведений о доменном имени на упаковку товара (например). Можно, но лишь постольку, поскольку это необходимо для идентификации ресурса владельца доменного имени в сети Интернет. Доменное имя не может подменить собой товарный знак, коммерческое обозначение и т.п. и не может сливаться с ними. Доменное имя предназначено для индивидуализации ресурсов сети Интернет, товарный знак – для индивидуализации товаров, работ и услуг. В них могут использоваться совпадающие обозначения, но это все равно будут два разных объекта правовой охраны, с разными задачами и механизмом использования. Соответственно, если кем-то на упаковку товара наносится информация о доменном имени третьего лица, на сайте которого продаются аналогичные товары, данные действия не нарушают права этого третьего лица на доменное имя, так как они никак не связаны с индивидуализацией ресурса в сети Интернет – то есть той единственной функцией, которую, по определению, выполняет доменное имя как объект исключительного права.
Другое правомочие, обычно входящее в состав исключительного права на средства индивидуализации – возможность использовать доменное имя в рекламе. Может ли владелец доменного имени запретить третьим лицам использование его доменного имени в этих целях? Может, но опять-таки, если речь идет об индивидуализации ресурса в сети Интернет: только владельцу доменного имени принадлежит право рекламировать данный информационный ресурс или не рекламировать его. Но если речь не идет об Интернете или информационных ресурсах в нем, право запретить использование доменного имени в рекламе у обладателя доменного имени нет, так как в этом случае используется не доменное имя, а наименование, совпадающее с ним. Возвращаясь к началу: владелец домена www.piter.fm не может запретить рекламу фильма Питер FM, так как никто не использует его доменное имя.
Детальный анализ содержания исключительного права на доменное имя показывает, что границы данного права достаточно узки и ограничены использованием доменного имени для идентификации информационных ресурсов в сети Интернет (включая домены более низкого уровня). Это предопределено сутью доменного имени и его функциями.
Доменное имя является самостоятельным объектом правовой охраны, отличным от товарных знаков, коммерческих обозначений, фирменных имен и т.п. Поэтому право на доменное имя не может охватывать его использование в целях, для которых используются другие объекты: для индивидуализации товаров и субъектов. Законодательством могут предусматриваться механизмы, позволяющие разрешить споры между лицами, намеревающимися использовать одно и то же наименование в качестве разных объектов, например, доменного имени и товарного знака. Но эти механизмы (например, статья 1546 Проекта) не описывают содержание соответствующих исключительных прав. С этой точки зрения положение статьи 1545 Проекта является абсолютно корректным. Лицу, на которое зарегистрировано доменное имя, принадлежит исключительное право использования доменного имени – в качестве доменного имени, то есть для идентификации информационных ресурсов в сети Интернет. Во всех остальных случаях нет использования доменного имени как такового, а следовательно, нет и исключительного права
Список использованной литературы:
Нормативные акты:
1.Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. 2006 г.
2. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть третья / под редакцией Т.Е. Аботовой и А.Ю. Кабалкина – Москва, 2006 год.
3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. (с изменениями от 07.08.2001 г.)
Научная литература:
1. Гвоздева И.Н. «Вопросы наследования» - бюллетень нотариальной практики» Издательство НОРМА, Москва, 2004г.
2. Пояснительная записка к проекту 4-й части Гражданского кодекса РФ от 05. 11.2006г.
3. Воройский Ф.С. Информатика: Новый систематизированный толковый словарь-справочник. Москва, 2003г.