В современной судебной системе РФ компетенцией в области разрешения отнесенных к их ведению гражданских дел наделены суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Эти суды действуют самостоятельно и независимо друг от друга (ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской федерации» (далее – ФКЗ о судёбной системе)). К ним относятся:
— суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
— арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ.
Систему судов общей юрисдикции составляют федеральные суды трехуровневой (трехзвенной) структуры и мировые судьи, являющиеся судами субъектов РФ (ст. 1 Ф3 «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее — ФЗ о мировых судьях)).
В системе общегражданских федеральных судов действуют суды трех уровней: 1) районные суды; 2) Верховные суды республик, краевые, областные, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суд Еврейской автономной области, суды автономных округов (далее — суды субъектов РФ) и 3) Верховный Суд РФ. К федеральным судам общей юрисдикции относятся также военные суды (ст. 4, 22 ФКЗ о судебной системе) и специализированные суды.
Нормы о подсудности гражданских дел в основном содержатся в ГПК и АПК. Подсудность гражданских дел, отнесенных к ведению общих судов, регулируется правилами подсудности, установленными ГПК (ст. 23 – ЗЗ), которые разграничивают компетенцию между судами общей юрисдикции. Общим для всех судов общей юрисдикции РФ является их право рассматривать гражданские дела в качестве суда первой инстанции.
Подсудность гражданских дел арбитражным судам определяется нормами АПК (ст. 24 – 31).
Каждый из судов первой инстанции вправе разрешать лишь те гражданские дела, которые законом отнесены к его компетенции т.е. подсудны ему.
Подсудность устанавливает объем (пределы) компетенции того или иного суда относительно круга гражданских дел, которые он правомочен рассмотреть в качестве суда первой инстанции. Подсудность как средство разграничения компетенции внутри каждой судебной системы следует отличать от подведомственности, которая позволяет отграничить компетенцию судов общей юрисдикции в целом как системы от иных судов, а также других юрисдикционных органов.
Разграничение компетенции между судами по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции осуществляется с одной стороны по роду (характеру) дел подлежащих разрешению судами различного уровня, с другой – в соответствии с территориальной юрисдикцией однородных судов (одного и того же уровня).
По этим основным признакам в процессуальной науке различают два вида подсудности родовую и территориальную.
Нормы о подсудности, служащие разграничению правомочий судов различного уровня по рассмотрению гражданских дел внутри системы судов общей юрисдикции (арбитражных судов) составляют родовую подсудность, именуемую иначе предметной.
Нормы о подсудности, территориально разграничивающие юрисдикцию одного и то же уровня судов судебной системы, составляют территориальную подсудность, которую иногда обозначают как местную или пространственную.
Соответственно эти правила призваны последовательно определить в системе судов общей юрисдикции (арбитражных судов) суд «в двух плоскостях» во-первых по вертикали, во-вторых, по горизонтали.
Современное представление о подсудности, в том числе в области гражданской юрисдикции, неразрывно связано с конституционными нормами, имеющими высшую юридическую силу и непосредственное действие. Действующая Конституция РФ впервые установила принципиальные положения по рассматриваемому институту, закрепив право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ). В соответствии с Конституцией РФ подсудность должна определяться законом, что неоднократно подчеркивал в своих решениях КС РФ. Правовая позиция КС РФ по данному вопросу заключается в том, что в законе должны быть закреплены критерии, которые в нормативной форме (в виде общего правила) предопределяли бы, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное дело, что позволяло бы суду (судье), сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в этом вопросе.
Определение подсудности дела не на основании закона, произвольное ее изменение, является нарушением ч. 1 ст. 47 Конституции РФ.
Реализация конституционного права связана не только с содержанием, но и формой законодательного закрепления института подсудности. Так, в соответствии с требованиями ст. 128 Конституции РФ установление полномочий федеральных судов должно составлять предмет федерального конституционного закона.
Закрепление института подсудности в Общей части ГПК и АПК дополнительно подтверждает его основополагающую роль, в гражданском судопроизводстве.
Итак, определить подсудность того или иного гражданского дела – значит установить компетентный, надлежащий суд по данному делу.
Определение надлежащего суда, которому подсудно конкретное гражданское дело, необходимо как лицу, обращающемуся в суд, так и судье при принятии заявления. Судья при решении вопроса о возбуждении производства по гражданскому делу должен проверить соблюдение заинтересованным лицом, обращающимся в суд, правил подсудности, нарушение которых влечет возвращение искового заявления (п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК, п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК).
Дело, принятое судом к производству с нарушением правил подсудности, выявленным в процессе рассмотрения, подлежит передаче в тот суд, которому оно подсудно (п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК, п. 3 ч. 2 ст. 39 АПК).
2. Гражданские процессуальные отношения и их особенности
В производстве по гражданскому делу между судом, с одной стороны и всеми лицами, участвующими в процессе рассмотрения и разрешения дела, а также исполнения решения суда – с другой, возникают общественные отношения (связи), регулируемые гражданским процессуальным правом. Эти отношения являются гражданскими процессуальными правоотношениями.
Закон наделяет суд и всех участников гражданского процесса соответствующими правами и обязанностями. Последовательная их реализация приводит к разрешению дела в суде первой инстанции путем вынесения судебного решения, а также к возбуждению других стадий процесса с вынесением соответствующих постановлений.
Основанием возникновения гражданских процессуальных правоотношений являются юридические факты, предусмотренные процессуальным законом. Так, основанием возникновения гражданского процессуального правоотношения в суде первой инстанции являются следующие факты обращение в суд истца, принятие заявления судьей и вынесение им определения о возбуждении гражданского дела. Это приводит к возникновению правоотношения не только с истцом, но и с ответчиком, а также с другими участниками процесса в зависимости от характера и особенностей конкретного дела. Но отношения типа «суд – ответчик», «суд – третье лицо», «суд – свидетель», «суд – эксперт» и др. являются элементарными правоотношениями, входящими в состав единого сложного (комплексного) процессуального правоотношения. Все отдельные права и обязанности участников процесса, составляющие содержание элементарных правоотношений, имеют смысл только в общей их связи самостоятельного значения они не имеют.
Гражданские процессуальные правоотношения существенно отличаются от материальных, в частности гражданских, правоотношений. Основной предпосылкой возникновения гражданских процессуальных отношений является процессуальный закон, т.е. эти отношения возможны лишь в правовой форме. Субъекты гражданского процессуального права (граждане и коллективные образования) могут вступать в процессуальные правоотношения с судом по различным основаниям. В зависимости от цели участия в гражданском процессе они могут занять положение сторон, третьих лиц, заявителей или заинтересованных лиц, граждане – также положение представителей, свидетелей, экспертов переводчиков, понятых.
Все лица, участвующие в процессе, являются субъектами гражданского процессуальную правоотношения, в котором другая сторона – суд.
Всех субъектов гражданского процессуального правоотношения в зависимости от того, на какой стороне правоотношения они выступают можно разделить на две группы:
1) суды: а) коллегиальные; б) судья единоличный;
2) участники процесса: а) лица, участвующие в деле; б) лица, содействующие правосудию.
Обязательными субъектами гражданского процессуального правоотношения являются суд, стороны в исковом производстве и а производстве по делам, возникающим из публично-правовых отношений, а также заявители и заинтересованные лица – в делах особого производства.
В предусмотренных законом случаях обязательными субъектами гражданского процессуального правоотношения выступают прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и другие организации и лица, по заявлению которых возбуждается гражданское дело в защиту прав других ли (ч. 2 ст. 4 ГПК).
Все другие участники процесса – необязательные субъекты гражданского процессуального правоотношении.
Состав субъектов гражданского процессуального правоотношения не является неизменным и постоянным. Он зависит от стадии процесса и характера совершаемых действий в ходе развития и движения процесса, оснований привлечения (вступления) в процесс тех или иных участников, обстоятельств дела, предмета судебной защиты, в частности от характера спорного материального правоотношения и состава его субъектов.
Суд – орган власти, наделенный компетенцией (полномочиями) по осуществлению правосудия путем разрешения гражданских и уголовных дел. Поэтому суд – не только обязательный, но и решающий субъект гражданского процессуального правоотношения. Властные полномочия суда проявляются одновременно как его права и обязанности, для выполнения суды совершают многочисленные процессуальные действия.