Угольная промышленность занимает существенное место в отраслевой структуре большинства регионов. В Якутии, Амурской, Сахалинской, Магаданской областях, в меньшей степени в Приморском крае. Это одна из ведущих отраслей экономики и в последние годы, несмотря на падение добычи угля, удельный вес отрасли в промышленной структуре регионов вырос. До 1980 г. основным поставщиком топлива на Дальнем Востоке была Амурская область, где ежегодно добывалось более 14 млн. т. Весь этот объем давали разрезы Райчихинского буроугольного месторождения, эксплуатировавшегося более 50 лет. С истощением его запасов и выходом на проектную мощность Бикинского и Нерюнгринского месторождений лидирующие позиции в добыче угля заняли Приморье и Республика Саха (Якутия). В 1985-1990 гг. эти регионы добывали по 14-18 млн. т. каждый. Их суммарная доля в добыче на Дальнем Востоке составляла 63%. В 1998 г. добыча угля в Приморье и Якутии снизилась до 9,4 и 9,6 млн. т. соответственно, но вследствие более сильного спада в других регионах их общая доля в угледобыче выросла до 70%.
Схема размещения угледобывающих предприятий, сформированная в прошлые десятилетия, в условиях рынка оказалась неэффективной. На Дальний Восток ежегодно завозилось до 10 млн. т. энергетических углей. В то же время местные ресурсы осваивались недостаточно. В настоящее время дефицит твердого топлива в большинстве регионов сохраняется. В больших объемах ввозится уголь в Хабаровский и Приморский края (по 8-10 млн. т.). Почти полностью на привозном топливе работает энергетика Камчатки (около 500 тыс. т). Частично в других регионах закупает уголь Сахалин. Амурская область, после исчерпания Райчихинского месторождения, также поставлена перед необходимостью ввоза топлива из Восточной Сибири и Якутии.
Для усиления сырьевой базы Приморской ГРЭС начато строительство разреза "Лучегорский-2" мощностью 1,5 млн. т. в год. Электроэнергетика южной части Приморского края будет подпитываться за счет Павловского буроугольного месторождения, где в ближайшие годы планируется вывести на проектную мощность два разреза - "Павловский-2" (4,5 млн. т.) и "Северо-Западный" (450 тыс. т. в год).
Электроэнергетика Амурской области постепенно переходит на богучанские и ерковецкие угли марок Б1. В более отдаленной перспективе намечается вовлечение в эксплуатацию Свободненского буроугольного месторождения в комплексе с новой ГРЭС (возможна открытая добыча 10-15 млн. т. в год), а также масштабное освоение более качественных каменных углей Огоджи (более 3 млн. т. в год).
Угольная промышленность Хабаровского края расширит свой потенциал благодаря дальнейшему освоению колоссальных запасов Ургальского и Бикинского месторождений, где существующими проектами предусматривается увеличение добычи угля на 2,3 млн. т. в год открытым и более чем на 1 млн. т. шахтным способом.
На Сахалине почти полностью истощенное месторождение Вахрушевское, на углях которого работала Сахалинская ГРЭС и которое когда-то обеспечивало почти треть потребностей области в энергетических углях, восполняется постепенным наращиванием добычи на Солнцевском месторождении.
Большие усилия в последние годы предпринимаются по созданию конкурентоспособных угледобывающих предприятий на базе малых разрезов. Особое внимание этому направлению уделяется в Приморском, Хабаровском краях, в Магаданской области, Корякском и Чукотском автономных округах. Реализация программы "Малые разрезы" в Приморье позволит, по оценкам ее разработчиков, увеличить добычу угля в крае на 1,5 млн. т. В северных регионах освоение местных мелких месторождений должно привести к существенному снижению доли дорогостоящих привозных углей и стабилизировать работу коммунального хозяйства.
Угольной отрасли Дальнего Востока в ближайшие годы предстоит преодолеть ряд серьезных проблем, свойственных, впрочем, всей топливной промышленности России. Главная из них - повышение эффективности производства в добывающем секторе за счет технического и технологического обновления угольных компаний и реструктуризации либо закрытия нерентабельных предприятий. Политика государства в решении этой проблемы направлена на превращение угольной промышленности в бездотационную или малодотационную отрасль. В то же время федеральное правительство не имеет достаточных инвестиционных ресурсов для помощи компаниям в проведении технической и технологической модернизации. По этой причине реструктуризация отрасли свелась, по сути дела, к закрытию нерентабельных шахт и переориентации на добычу открытым способом. Этот процесс затронул практически все регионы Дальнего Востока, за исключением Амурской области, где добыча угля изначально велась на разрезах. В настоящее время в Приморском крае открытым способом добывается почти 90% угля, при том, что в целом по России на долю открытой добычи приходится 62%. Более экономичная открытая добыча интенсивно наращивается в Хабаровском крае и Сахалинской области. Однако в стратегическом плане этот процесс имеет очевидный недостаток: закрытие шахт приводит к сокращению доли высококачественных углей в добыче и снижению ценности угольной продукции.
Экспортный потенциал отрасли. Присутствие угледобывающих предприятий Дальнего Востока на внешнем рынке за последние десять лет не только не усилилось, но стало даже менее заметным, чем в начале экономических реформ. В относительно крупных масштабах экспортные поставки угля и кокса осуществляет Якутия. Максимальный объем экспорта нерюнгринских углей - 8 млн. т. - был достигнут в 1990 г. В несопоставимо меньших количествах поставляется на внешний рынок приморский (макс. 89,9 тыс. т в 1996 г.) и сахалинский (80 тыс. т в 1995 г.) уголь. В весьма ограниченных масштабах уголь экспортируется также из Амурской области.
География экспортных поставок дальневосточного угля - Япония, Южная Корея, Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Горнорудная промышленность.
Горнорудная промышленность района представляет собой добычу золота, алмазов, оловосодержащих, вольфрамовых, свинцово-цинковых и других руд, производство цветных металлов, а также чёрную металлургию.
Очевидно, что горнорудная промышленность ориентируется на запасы сырья, следовательно, центры горнорудной промышленности находятся вблизи богатых месторождений сырья. Также большое значение имеют 2 следующих фактора: фактор природных условий и экологический фактор.
Быстро росла на Дальнем Востоке добыча цветных металлов, да и сейчас она испытывает не такой значительный спад, как в других отраслях производства. На Дальнем Востоке добывается основная часть олова страны, значительна доля района в общероссийской добыче золота, серебра, вольфрама, свинца, цинка, ртути, флюорита, висмута и других ценнейших полезных ископаемых.[i]
”Королевой Дальнего Востока” продолжает оставаться золотодобывающая промышленность, которая относится к старейшим отраслям народного хозяйства края. Предприятия этой отрасли размещены по всей территории Дальнего Востока. Она давно ведётся в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Буреи, Амгуни, в горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Сейчас же районами золотодобычи стали новые районы — Колымо-Индигирский и Чукотский; в первом добыча золота была начата в 30-е годы, во втором — в 60-е. Магаданская область и Республика Саха дают 2/3 всего золота в России. Наиболее старый район добычи золота — Амурская область. Именно она в своё время создала мировую славу Дальнему Востоку как крупнейшему золотоносному району. И сегодня Амурская область даёт стране много золота. Основной способ добычи золота тут наиболее дешёвый, дражный. Колымо-Индигирский горнопромышленный район связан автострадой с Магаданом и Якутском, а морскими путями — с югом дальневосточного района. Размещение золотодобычи носит очаговый характер. Границы очагов определяются ареалами распространения рудных образований и россыпного золота разрабатываемых месторождений, созданием для определённой группы приисков единых сфер обслуживания и инфраструктуры: электростанций, строительных, ремонтных, снабженческих и торговых баз, школ с интернатами, лечебных учреждений и т.п. Такой очаговый характер горнорудной промышленности характерен, кстати, и для других северных районов Дальнего Востока.
Добыча и обогащение оловосодержащих руд на Дальнем Востоке распространены также во многих местах. По добыче олова в число ведущих районов страны после войны выдвинулся Хабаровский край.[ii] Первенец оловодобывающей промышленности здесь — комбинат “Хингалово”, который в1948 году дал первый концентрат на своей обогатительной фабрике. В 60-х годах в Хабаровском крае вступил в строй оловянный горнообогатительный комбинат ”Солнечный”. Сейчас на этом комбинате работают два карьера и обогатительная фабрика. Кроме Чукотки, добыча и обогащение оловосодержащих руд ведутся в Верхне-Аянском районе Якутии, где на Депутатском комбинате добываются руды с самым высоким содержанием олова и потому дешевле, чем в других местах России. Оловосодержащие руды также добывают на западе Еврейской автономной области и вблизи Комсомольска. Но особо значительные масштабы их добыча получила на юге Сихотэ-Алиня, в районе Дальнегорска-Кавалерово. Здесь сложился крупный комплекс разнообразной горной промышленности. Ещё до революции была начата добыча золота и разработка свинцово-цинковых руд, а за советские годы построено несколько оловодобывающих и обогатительных предприятий. Район имеет развитую транспортную сеть, единые базы ремонта горной техники.
С вводом в действие рудника ”Пламенное” в Магаданской области на Дальнем Востоке появилась новая отрасль — добыча ртути. В 70-е годы были открыты новые месторождения ртути в Корякском нагорье. В 1959 году вошёл в строй горнорудный комбинат ”Иультин” на Чукотке и этим было положено начало вольфрамовой промышленности Дальнего Востока.