Во-вторых возникли существенные сбои в воспроизводстве
профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется
естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим
профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под
угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства прежде всего
машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной
подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным
требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего
возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом
необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).
В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.
Особый интерес представляет анализ положения молодежи на
российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя
важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они – будущее страны.
Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.
На молодежный возраст приходятся главные социальные и
демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.
Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном
учащихся средних школ и профессиональных училищ. В большинстве они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение
жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.
Молодежь в возрасте 18-24 лет – это студенты и молодые люди,
завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они
являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не
имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную
квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они
знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.
Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости
среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы
время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников
учебных заведений.
Несмотря на кризис, в экономике все больше ощущается рост
потребности в повышении общеобразовательного уровня работников,
увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации.
К сожалению, то, чем Россия заслуженно гордилась, наши квалифицированные кадры, на грани исчезновения. Выборочный анализ по ряду передовых отраслей (авиационно-космической, ракетной и т.п.) показывает, что средний возраст квалифицированных рабочих и инженеров приближается к 60-ти (составляет 56-58 лет). В основном это люди, выбравшие свой путь на заре космической эры в конце 50-х - начале 60-х. Смены им почти нет - очень мало высококвалифицированных кадров моложе 40 лет. Фактически это означает, что через пять лет некому уже будет поднимать промышленность. Подготовка высококвалифицированного персонала (как рабочих, так и инженеров) занимает 10-15 лет. Минимальный срок - 5 лет (и не для всех специальностей это возможно).
Нехватку квалифицированных кадров ощущают в первую очередь руководители. Именно они первыми сталкиваются с невозможностью найти квалифицированного рабочего или инженера. Уже сейчас отсутствие специалистов сдерживает развитие ряда производств. Это стало заметным даже на фоне депрессии. Любые попытки развивать или даже просто поднимать промышленность приведут к тому, что дефицит кадров станет проблемой N1. Особенно важна эта проблема для Сибири, где много ресурсов, но мало людей. Квалифицированные специалисты мигрируют в западные регионы страны и за границу (в том числе - в Китай, который, несмотря на сравнительную бедность жизни, оплачивает работу специалистов из России намного выше, чем их Родина).
Также переходят специалисты в другие отрасли (например, инженер становится "челноком") и дисквалифицируются - для дисквалификации обычно достаточно 3-5 лет.
В этом году организаторы школьного образования неожиданно для себя обнаружили, что часть первых классов приходится закрывать из-за отсутствия набора. Между тем подсчет очень прост:
· в 1991 году начались радикальные реформы;
· в 1992 году не родилось почти 40% детей, которые могли бы родиться в нормальное время;
· в 1999 году этим не родившимся детям исполнилось бы 7 лет ...
Можно предсказать, что в 2009 году "неожиданно" для организаторов высшего образования резко упадет конкурс в вузы, а в 2010 - призыв в армию.
Сокращение численности населения в Сибири началось позже, чем в других регионах, - с 1992 года, что особенно заметно в Красноярском крае. При общей численности жителей края – 3 млн. человек, - уменьшение составило немногим более 2.5 %. По отдельным составляющим динамики населения край имел показатели лучше, чем по стране в целом. Так, в 1997 году на 1000 человек населения коэффициент рождаемости в крае составил 9.1 человека (по стране в среднем – 8.6), смертности - 12.7 (13.8), естественного прироста – минус 4.2 человека (5.2). При этом удельный вес городского населения в крае не просто увеличивался, но его рост происходил быстрее, чем в других сибирских регионах.
Однако, проводившиеся в Красноярском крае опросы молодежи показывают, что планируемый коэффициент воспроизводства (число детей на одного взрослого) составит около 1/2. Практически никто не хочет иметь более одного ребенка на семью. Критический анализ этих данных показывает, что реальный коэффициент воспроизводства будет заметно меньше. Это означает, что через 20-30 лет нас ожидает падение трудоспособного населения более, чем вдвое. Население Сибири сократится до 10-12 млн. чел. (против 23 млн. в настоящее время).
Ситуацию существенно улучшить уже нельзя. Демографическая катастрофа уже произошла. Мы просто еще не столкнулись со всеми ее последствиями. Можно только работать на дальнюю перспективу - более 20 лет.
Долг власти - осваивать работу на дальнюю перспективу, всемерно развивая проекты по поддержке и поощрению материнства и детства, по восстановлению общественной нравственности.
Происходящие социально-экономические изменения повлекли за собой изменения в миграционных процессах в Российской Федерации. По данным официальной статистики за 10 лет в Россию прибыли 8 млн. человек из стран нового зарубежья и более 0,6 млн. из других государств. Одновременно выбыли из России соответственно 3,8 млн. и 1,2 млн. человек.
До 1994 года происходило постоянное увеличение въезда и одновременное сокращение оттока. 1994-й год стал “пиковым” по количеству иммигрантов из стран СНГ и Балтии и по размеру чистой миграции. Сказались такие факторы как наличие большого миграционного потенциала - относительно лучшая экономическая ситуация в России, а значит возможность получения работы или занятий приносящих доход.
Начиная с 1995 года, иммиграционный поток заметно снижается. Это об утрате Россией явных экономических преимуществ. Эта же тенденция сохранялась и в 1999 году.
Основной поток мигрантов в последние годы Россия приняла из Казахстана (его доля в общем потоке мигрантов выросла к 1998 году до 42%). Стабильно высока остается доля Украины - 20-25% от общего объема прибытий за последние годы.
С 1992 года, по мере возрастания естественной убыли населения России, миграция стала играть компенсирующую роль в динамике численности населения страны. За период с 1992-го по 1994-й годы миграция восполнила почти 80% сокращения численности населения. Затем миграционный прирост начал сокращаться и соответственно сокращалась его позитивная роль в росте численности населения (в 1995 г. - 60% от естественной убыли, в 1996-98 гг. - немногим более 40%). И уже в 1999 г. миграционному приросту удалось перекрыть естественную убыль населения лишь менее чем на 20%.
Иммиграция в Россию из стран СНГ и Балтии пополняется за счет въезда в поисках заработка трудящихся мигрантов, которые в последующем возвращаются к постоянному месту жительства. Эта форма миграции в условиях развивающихся рыночных отношений, когда цена труда определяется стоимостью рабочей силы и при неразвитом рынке жилья получила большое распространение. Особенно в сфере применения преимущественно физического труда.