Продукция фирмы отличается неповторимостью и разнообразием цветового решения, декоративными цветочными композициями, сюжетной росписью в традициях старого русского батика.
Творческая художественная мастерская была создана в 1992 году, и с тех пор озерский батик покорил посетителей международных выставок. Коллекции одежды из шелка демонстрировались на подиумах Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Новосибирска, а также многих городов Европы — Парижа, Праги, Трира, Лейпцига.
В 1996 году в Вашингтоне фирма «Камелия» получила престижную международную награду «Факел Бирмингама».
«Кунцево»
Фирма «Кунцево» создана на базе фабрики плетельных изделий, с 1995 года производившей текстильно-галантерейные изделия — головные платки, шарфы, кашне с художественной росписью в стиле «батик».
Роспись тканей отличается разнообразной композицией и изысканным колоритом. Своими достижениями фирма во многом обязана творческой группе художников: Т. Я. Рождественской, Л. Л. Хромовой, А. И. Железнову, М. Ф. Великановой и другим.
В настоящее время коллектив фирмы помимо текстильно-галантерейной продукции выпускает женские костюмы из натурального шелка ручной росписи в стиле «батик», принимает заказы на выполнение вышивок, эмблем, фирменных лент, в том числе разнообразных деталей и нашивок для детской одежды.
«Русский батик»
Мытищинская фабрика художественной росписи тканей занимает достойное место в современном русском искусстве текстиля. Практически за одно десятилетие на фабрике сложился высокопрофессиональный коллектив художников и мастеров, на основе традиций русского народного искусства сформировался собственный почерк росписи текстильных изделий.
Художественная роспись ткани выполняется вручную по авторским рисункам опытных художников фабрики с обязательным варьированием каждого рисунка в цвете. Изделия выпускаются малыми сериями, в подарочном варианте.
Для изготовления женских головных платков традиционно применяются только натуральные шелковые ткани. С XIX века в качестве отделки русских шалей и платков используется бахрома ручного вязания, которая украшает изделия и придает им композиционную завершенность.
Текстильные изделия выполняются в технике холодного батика с использованием сетки-матрицы для нанесения резерва — контура рисунка на ткань.
Таковы основные предприятия народных художественных помыслов России, включенные в состав Ассоциации «НХП». Но более убедительным примером вовлеченности всех областей Российской Федерации в производство изделий художественных промыслов послужит карта размещения предприятий на территории нашей страны.
Говоря о современных художественных промыслах, я упомянула об основных традициях народного изобразительного искусства, которые должны быть максимально закреплены в художественных производствах. Остановимся на характеристике этих традиций, определяющих специфику художественных промыслов как отраслей специализации.
Естественной функцией народных художественных промыслов является выпуск утилитарно-художественной продукции, то есть бытовых изделий, художественно оформленных. Некоторое время назад широко распространилось мнение о том, что художественным промыслам надлежит отказаться от своей предметной первоосновы, перейти к выпуску собственно декоративных изделий. Истоки такой позиции заключались в массовом изготовлении и распространении фабричных предметов быта, монотонность которых должна была бы разрушаться, облагораживаться изделиями промыслов, обладающих повышенными декоративными качествами. На практике это привело к тому, что наряду с безликими машинными предметами обихода, в нашем быту появилось множество художественного «мусора» — безделушек, ни о чем не говорящих сувениров, ни к чему не приложимых полудекоративных, полустанковых произведений. Это скоро стало истинной проблемой культуры быта, с одной стороны, и проблемой промыслов — с другой. Теперь очевидна правота тех специалистов, которые настаивали на необходимости сохранения утилитарного характера выпускаемой промыслами продукции.
Другая, не менее противоречащая традициям народного искусства оплошность заключалась в усиленном поиске путей осовременивания образного языка выпускаемых промыслами изделий. Такая постановка вопроса должна быть раз и навсегда признана абсурдной, ибо все то ценное, что мы наследуем от народного изобразительного искусства, приходит к нам в виде конкретной художественной традиции, ассортимента, формы, декора произведений, сохранять и органично развивать которые промыслы обязаны в первую очередь.
Специфическая особенность продукции народных художественных промыслов заключается в том, что для ее изготовления используются традиционные природные материалы. Никакие иные изделия, создаваемые сегодня, не дают современному обществу столь реальной возможности конкретного общения с природными материалами. Это высоко ценимо в современной культуре. Как уже отмечалось, природные материалы отпускаются современному человеку достаточно скупо, это требует от мастеров особого умения пользоваться ими, выявлять их красоту.
Эстетика материала познается мастерами в их конкретной будничной практике, в процессе изготовления изделий. Здесь не требуются какие-либо специальные формы обучения: свойства и возможности материала ощущаются рукой, воспринимаются глазом, пробуждая в душе мастера желание творить. С проблемой оптимального использования природных материалов неразрывно связан вопрос о сохранении в деятельности промыслов традиционных художественно-ремесленных приемов, лежащих в основе творческого труда мастеров.
Ручной творческий труд народного мастера естественно сочетает в себе различные стороны человеческой деятельности. Вне разумного использования ручного творческого труда невозможно само существование народных художественных промыслов. Отказ от рукотворного создания предметов быта означает практически прекращение основной традиции народного искусства. В этом и заключается специфика художественных промыслов.
Несмотря на современную механизацию труда, художественные промыслы все же сохранили свою особенность, что и выделяет их среди прочих промышленных производств.
В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».
В настоящее время Ассоциация объединяет более 250 организаций народных художественных промыслов из 62 регионов страны. Среди них всемирно известные, составляющие национальную гордость России центры народного искусства, которые изготавливают изделия с хохломской и городецкой росписью по дереву, гжельский фарфор и майолику, ростовскую и сольвычегодскую финифть, вологодское и елецкое кружево, богородскую и беломорскую резьбу по дереву, кубачинские и великоустюжские ювелирные украшения, холмогорские, чукотские и тобольские резные изделия из кости, нижнетагильские и жостовские подносы, скопинскую и псковскую керамику, торжокские золотошвейные изделия, кисловодский, сысертский и вербилковский фарфор, уникальные изделия златоустовских и тульских оружейников, изделия узорного художественного ткачества и вышивки.
Отраслевая наука в Ассоциации представлена Московским НИИ художественной промышленности, включающим Музей народного искусства с его уникальной коллекцией произведений народных мастеров, и Нижегородским научно-исследовательским конструкторско-технологическим институтом. В Ассоциацию входят 10 учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для предприятий промыслов, и несколько специализированных магазинов-салонов.
Ассоциацией разработан широкий комплекс предложений к законодательным и нормативным актам по оказанию промыслам значительной государственной поддержки, позволивших предотвратить процесс распада многих творческих коллективов, а также подготовлен проект федерального закона «О народных художественных промыслах». В 1998 году была завершена работа над проектом федеральной целевой программы «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов России на период до 2005 года».
Депутат Валерий Тарасов в запросе к заместителю Председателя Правительства указал на необходимость срочной разработки правовых нормативных актов, предусмотренных федеральным законом «О народных художественных промыслах». К этой работе он предлагает привлечь членов рабочей группы Комитета Государственной Думы по культуре, специалистов ассоциации «Народные художественные промыслы России», НИИ художественной промышленности, ведущих организаций промыслов. В. Тарасов руководил рабочей группой Комитета по культуре, которая занималась дорабатывала проекта федерального закона «О народных художественных промыслах», введенного в действие с января 1999 года.
Законом предусмотрено утверждение в порядке, устанавливаемом Правительством, двух подзаконных актов: Типового положения о художественно-экспортном совете по народным художественным промыслам и Перечня видов их производств и групп изделий народных художественных промыслов. «Договор на разработку этих подзаконных актов, — пишет В. Тарасов, — Минэкономики России заключило с институтом Информэлектро, который не имел отношения ни к разработке проекта закона, ни вообще к народным художественным промыслам. Проекты Типового положения и Перечня, разработанные институтом Информэлектро, не соответствуют задачам, для которых предназначены эти подзаконные правовые нормативные акты. И не могут служить основой для формирования соответствующих подзаконных актов».