Смекни!
smekni.com

Страны ОПЕК (стр. 4 из 7)

Ирано-иракский конфликт, его воздействие на ситуацию в регионе.

Конфликт между Ираном и Ираком имеет глубокие исторические корни. Территориальные претензии друг к другу, религиозные разногласия отмечались еще в тот период, когда Ирак входил в состав Османской импе­рии. Первые попытки определить границу между двумя государствами были предприняты в середине XIX в. В 1847 г. между турецким и иранским правительствами при посредничестве Великобритании н России был под­писан Эрзерумский договор, в соответствии с которым ирано-иракская граница была определена по левому иранскому берегу реки Шатт-эль-Араб. Эти гранины оспаривались Ираком множество раз, что и привело к крупномасштабной войне, начавшейся 22 сентября 1980 года. В январе 1984 года Ирак объявил северо-западную часть Персидского залива районом боевых дейсвий. С 1983 года третьим участником конфлика стали США.

Это сильно отразилось на экономике. Если в 1980 г. добыча нефти в Саудовскою Аравии состав­ляла 497 млн. т, то в 1987 г. этот показатель сократился более чем вдвое — 225 млн. т; примерно в таком же положении нахо­дятся и другие крупные производители нефти — Кувейт и ОАЭ. В 1980 г. добыча нефти в Кувейте составляла 81.5 млн, т, в 1987 г.— 02,7 млн. т. в ОАЭ соответственно 82 и 47,5 млн. т.

Действия США не ограничелись только на военном участии. Курс администрации Рейгана на ослабление влияния ОПЕК и удержания цен на нефть на низком уровне наряду с манипулированием курсом доллара отнюдь не приветствовался в арабских странах залива.в результате снижалось доверие к США как к военно-политическому и экономическому лидеру. На рынке вооружений в заливе всё уверенней утверждались ФРГ, Бразилия, Китай.

Характерным символом утраты доверия к США стал перевод золотовалютных авуаров стран залива из США в другие страны, в частности в Западную Европу и Японию, куда было переведено 32 млрд. долларов из общей суммы 82 млрд. долл.

США начали теснить японские и западноевропейское монополии, увеличившие объем экспорта в район зали­ва при сохранении высокого уровня закупок нефти и га­за. Наметилось значительное сокращение экспорта из США в арабские страны (в общем объеме американско­го экспорта доля этих стран понизилась с 1980 ло 1986 гг. с 8,2% до 3,8%).

Все это, вместе взятое, поставило в повестку дня вопрос об известном пересмотре или корректировке аме­риканской политики в регионе. Экономические предпосылки для этого оказались США на руку. Из-за фактической девальвации доллара, сделавшей американские товары более конкурентоспо­собными, в 1987 г. впервые за последние пять лет США увеличили свой экспорт в арабские страны на 2,36%.

Но особенно впечатляющим был возрастающий объем импорта, в основном нефти. По сравнению с 1986 г. рост импорта США из этих стран составил в 1987 г. для Саудовской Аравии 20%, ОАЭ — 85. Кувейта — 85, а для Омана—440%,

Саудовская Аравия, предоставив специальные дого­ворные цены четырем американским компаниям—парт­нерам по «Арабиен-америкэн ойл компани» (АРАМКО). вновь стала третьим для США по значению (после Ка­нады и Венесуэлы) поставщиком нефти.

В странах Персидского залива находится 50 тыс. американских граждан, из которых 17 тыс. человек ра­ботают на различных объектах, создаваемых с участием 700 американских фирм и компаний.

США имеют планы по форсированию экспорта оружия и военный техники на Ближний и Средний Восток. В частности, продажа американского оружия на 1988 г. предусматривала его поставки в Саудовскую Аравию на сумму свыше 950 млн. дол., Кувейт --40 млн., ОАЭ — 213 млн., в Бахрейн — 205 млн. Зна­чьте.чьную часть военной техники составляют современ­ные средства ПВО. включая радары и оборудование по их модернизации, а также оснащение саудовских ВВС системой современной компьютерной связи «Линг-2», ко­торая позволила бы координировать действия саудов­ских ВВС и ВМФ через самолеты АВАКС с американ­ским флотом в заливе.

Система безопасности.

Традиционно нестабильное ноложсннс в районе Персндского залива всстда выдвигало в качестве первооче­редного вопрос, о создании здесь своего рода системы коллективной безопасности. Эта тема неоднократно об­суждалась на встречах представителей всех восьми рас­положенных здесь государств еще до иранской револю­ции, но так и не получила продвижения. Покойный шах Ирана на выступал за заключение коллективного пакта безопастности под эгидой Ирана, против чего резко воз­ражали Саудовская Аравия и Ирак, которые высказы­вались за проведение соответствующих мероприятий на двусторонней основе.

После иранской революции инициативу создания си­стемы коллективной безопасности взяли на себя саудовцы, выдвинувшие тезис о том, что если под угрозой ока­жется безопасность одного или нескольких государств, это скажется на безопасности всех остальных. Саудов­ская Аравия призвала к сотрудничеству в деле создания структуры коллективной безопасности. Она предложила установить широкое сотрудничество между полицией и силами внутренней безопасности всех заинтересован­ных стран. В то же время идея заключения военных союзов и оборонительных пактов между государствами региона и иностранными державами отвергалась.

Пракцы предлагали создание арабских коллективных сил безопасности в районе залива. План ирак­цев предусматривал организацию совместного военного командования для руководства этими силами, которое пользовалось бы автономным статусом.

Султан Омана Кабус предлагал в конце 70-х годов вариант создания вооруженных сил для обеспечения бе­зопасности залива с подключением ВМС США н ряда западных держав, деятельность которых финансирова­лось бы странами Персидского залива.

Переговоры пылились в то, что 4 февраля 1981 г. министры иностранных дел шести государств залива-Бахрейна, Кувейта, Омана. Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ прибыли в Эр-Рияд н провозгласили создание Совета сотрудничества арабских государств Персидско­го залива (ССГПЗ). Ирак не вошел в союз, как позже разъяснялось, из-за существенных различий в форме го­сударственного правления, а Иран не был допущен фор­мально из-за «языковой н этнической обособленности». Па деле же создание Совета явилось ответом на эскалацию ирано-иракского конфликта.

Было провозглашено, что конечная цель — дости­жение единства во всех областях жизни входящих в Со­вет государств. И действительно, в отличие от всех про­чих международных альянсов н организаций, члены ССГПЗ имеют одну и ту же форму государственного правления. У этих стран не только общая судьба, проб­лемы, но и общие преимущества, которые выделяют их в отдельную группу среди других арабских стран.