Смекни!
smekni.com

Валютная система мира в межвоенный период (стр. 3 из 4)

2.3. Германия

Инфляция в Германии в 20-е годы достигла наивысшей стадии - гиперинфляции. К концу 1923 г. оптовые цены поднялись в среднем в 1,4 трлн. раз: газета стоила 200 млрд. рейхсмарок, а купюры выпускались достоинством до 100 трлн. Анархия ценообразования нарушала привычную сопоставимость товаров и услуг: так, иногда было дешевле проехать по железной дороге из одного города в другой, чем оплатить трамвайную поездку. 20 ноября 1923 г. старую рейхсмарку постиг печальный конец, а вместе с ней, по удивительному совпадению, скончался и глава Рейхсбанка - Рудольф Хавенштайн.

В 1924 г. был разработан так называемый «план Дауэса», предназначенный для улучшения платежеспособности Германии по репарациям, в соответствии с которым ей предоставлялись международные кредиты для совершения репарационных платежей.

В этих особых условиях поддержки извне Германия уже в 1924 г. при проведении денежной реформы смогла вернуться к фиксированному курсу марки по отношению к золоту, опередив в этим и Великобританию и Францию. Следует отметить, однако, что обратимость в золото была восстановлены лишь на базе золото-валютного стандарта,

т. е. еще более урезанной разновидности золотого стандарта, чем золотослитковый. Эта форма обратимости обеспечивала возможность косвенной конверсии в золото: необратимая в золото марка конвертировалась в обратимые в золото валюты стран, где был установлен либо золотомонетный стандарт - доллар США, либо золотослитковый стандарт - фунт стерлингов, французский франк и ряд других.

Германия, приняв золотовалютный стандарт, одной из первых отгородила свои золотые резервы от частнокапиталистического сектора. Перекрыв каналы для утечки золота, Германия начиная с 1924 г. привлекла из-за границы вдвое больше средств, чем она выплачивала в счет репараций. Политика «жизни в кредит» позволила Германии укрепить курс марки, повысить доверие к ней. Это явилось стимулом для притока дополнительных иностранных капиталов, которые германские милитаристские круги впоследствии использовали в своих реваншистских целях.

В условиях мирового экономического кризиса, когда усилилась утечка капиталов из Германии, резко возросло давление на ее золото-валютные резервы, из-за чего летом 1931 г. Германия была вынуждена фактически отказаться от золото-валютного стандарта, хотя формального отказа от него в то время еще не было.

Подводя итог анализу периода, в основном охватывающего 20-е годы, можно отметить следующее. Возврат к золотому стандарту в эти годы слагался из отдельных некоординированных акций разных государств. Каждая страна, не согласовывая свои действия с другими странами, в одностороннем порядке пыталась подыскать приемлемый курс к валютам своих наиболее значительных партнеров и конкурентов. В результате одни страны устанавливали паритеты своих валют исходя чуть ли не единственно из соображений национального престижа (Великобритания), другие - явно занижали реальность паритетов для достижения внешнеторговых преимуществ (Франция), третьи - избирали их под влиянием случайных краткосрочных движений капитала.

В итоге к концу 1925 г. лишь около 35 стран либо смогли перевести курсы своих валют на статус фиксированных с золотыми паритетами, либо поддерживали их устойчивые уровни.(7) В течение 1926 г. фактический переход к одной из разновидностей золотого стандарта был завершен в Италии, Бельгии, Польше, Франции и ряде других стран. К концу 1928 г. фиксированные по отношению к золоту курсы были де-юре восстановлены почти во всех странах, где золотой стандарт существовал до войны. Однако золотые паритеты не отражали, как правило, реальную сопоставимую покупательную силу различных валют.

Анализируя итоги первого десятилетия после окончания первой мировой войны, нетрудно заметить, что капиталистические страны не смогли добиться действительной валютной стабильности, поскольку за провозглашенным различными странами стремлением вернуться к фиксированным по отношению к золоту курсам скрывались различные исходные позиции, разные цели и пути из достижения.

3. Тридцатые годы

Экономическое ослабление Великобритании в 20-х годах доказало сомнительность устойчивого характера восстановления золотого стандарта. Следуя рекомендациям Генуэзской конференции, многие страны держали международные резервы в виде фунтовых депозитов в Лондоне. Однако золотые запасы Великобритании были ограничены, а переживаемая страной стагнация вселяла мало надежды в ее способность выполнить внешние обязательства. Начало Великой депрессии после 1929 г. сопровождалось крахами банков по всему миру. Иностранные держатели фунтов потеряли доверие к обязательству Великобритании поддерживать стоимость валюты и стали переводить свои фунтовые вклады в золото. Многие страны отказывались от своих обязательств по золотому стандарту и позволяли своим валютам свободно колебаться на международном валютном рынке. США отошли от золотого стандарта в 1933 году., но вновь вернулись к нему в 1934 г., повысив долларовую цену с 20,67 до 35 долл. за унцию. Несколько других стран также вернулись к какой-либо из форм золотого стандарта после девальвации. Такого рода «конкурентные девальвации» предпринимались каждой из стран в надежде сохранить золото и переключить мировой спрос на свою продукцию. Однако большей частью они компенсировали друг друга и, следовательно, помогали странам бороться с безработицей, в какой мере мировая кредитно-денежная экспансия обеспечивалась повышением денежной цены золота.

Наибольший экономический ущерб наносили ограничения международной торговли и платежей по международным сделкам, которые проистекали из попыток государств сократить импорт и сохранить совокупный спрос в стране. Введенный США в 1930 г. тариф Смута-Холи оказал разрушительное воздействие на занятость за границей. В ответ зарубежные страны ограничивали розничную торговлю и принимали преференциальные торговые соглашения.(8)

Неопределенность в отношении политики государства вела к резким колебаниям резервов у стран с фиксированным валютным курсом и резким колебаниям валютных курсов у стран с плавающим курсом. Чтобы ограничить такое воздействие валютного рынка, многие страны запрещали сделки по счету движения частного капитала. Для распределения ограниченных резервов иностранной валюты между альтернативными способами использования некоторые государства применяли также административные методы или манипуляцию валютным курсом. Торговые барьеры и дефляция в промышленных странах Европы и Америки, особенно латиноамериканских государств, у которых исчезал экспортный рынок, вели к широкому распространению отказа от выплаты международных долгов.

Обесценение валюты подобно тарифной политики называется политикой «разоряй соседа», если она приносит выгоду собственной стране лишь потому, что ухудшает экономическую ситуацию за границей. Во время охватившей весь мир Депрессии политика «разоряй соседа» неизбежно осложняла международные отношения и часто ухудшала положение всех стран.

Серьезные потрясения на мировых ранках продолжались до начала в 1939 г. Второй мировой войны, несмотря на ограниченные шаги в направлении международного экономического сотрудничества, предпринятые в конце 1930-х гг. Накануне Великой депрессии многие страны сделали выбор между внешним и внутренним равновесием, сократив торговые связи с остальным миром и исключив государственным декретом возможность сколько-нибудь существенного внешнего дисбаланса. Однако такой путь, уменьшавший выгоды от торговли, навязывал высокие издержки мировой экономике и способствовал тому, что выход из Депрессии был медленным и к 1939 г. во многих странах так и не закончился. Все страны могли бы выиграть от более свободной международной торговли, если бы международное сотрудничество помогло каждой из них поддерживать внешнее равновесие и финансовую стабильность, не поступаясь внутренним целям.

4. Финансовая система постреволюционной России

В годы гражданской войны торговля как таковая была ликвидирована и заменена планомерным распределением продуктов в общегосударственном масштабе. Снабжение гражданского населения велось через потребительскую кооперацию.

При разрушенном хозяйстве, в условиях войны у государства не могло быть солидных источников доходов. Производство падало, сократилась сумма производимых материальных ценностей. Несмотря на экспроприацию денежных накоплений, расходы государства были несоизмеримо выше доходов. Громадных средств требовала война. Кроме того, впервые в истории началось государственное финансирование промышленности, которая не давала доходов. Расходов требовало и содержание государственного аппарата. Дефицит государственного бюджета, который в 1920 г. превысил 3 млн. руб., пришлось покрывать только за счет эмиссии бумажных денег. Ввиду огромного роста денежной массы к концу 1920 г. покупательная способность бумажного рубля упала в 13000 раз по сравнению с 1913 г. (9)

В 1920 г. был выпущен почти триллион рублей бумажных денег, а реальный доход от такой колоссальной эмиссии составлял всего 144 млн. золотых рублей. Процесс колоссального роста эмиссии бумажных денег привел страну к сильнейшей инфляции. В условиях глубокой натурализации хозяйства деньги фактически перестали служить средством учета и контроля над соотношением труда и потребления. Денежные функции стали выполнять тогда особо дефицитные товары - хлеб, соль, керосин, ситец. Поэтому кредитно-банковская система оказалась ненужной. В связи с этим в январе