Смекни!
smekni.com

Деловые игры в поцессе обучения (стр. 5 из 7)

Важным аспектом групповой динамики является принятие решения. Ниже приводится

перечень основных типов принятия решений в группе:

1. Незаметное решение. Четкой позиции в дискуссии не высказано, решение возникает как бы само по себе, без его полного осознания участниками дискуссии.

2. Авторитетное решение. Четкая позиция авторитетного члена группы оказалась бесспорной, решением группы эта позиция принята единственно верной, хотя в предыдущие шаги дискуссии было высказано не мало других мнений. В этом случае члены группы не воспринимают решение как свое.

3. Решение меньшинства. Активное меньшинство, оказывая поддержку друг другу, проводит свое решение. Все другие члены группы имели собственные представления о решении проблемы, однако единой точки зрения выработать им не удалось.

4. Компромиссное решение. Когда никак не удается в ходе дискуссии выйти на одно решение, нужны взаимные уступки и тогда возможна ситуация, что будет принято то решение, которого никто не предлагал.

5. Решение большинства. Такое решение считается демократичным, и потому - верным, хотя это не всегда так. Кроме того, у оставшегося меньшинства возникает чувство, что они не сумели достаточно четко выразить свою позицию, что практическое воплощение решения покажет его несостоятельность.

6. Решение взаимопонимания. Такое решение возникает в дискуссии, которая продолжается до тех пор, пока каждый из участников не сможет, хотя бы частично, примкнуть к выдвинутому предложению. При этом все ощущают, что они имели возможность оказать влияние на решение, и каждый знает, почему пришли к такому решению.

7. Единогласное решение. Для сложных проблем такой способ решения бывает редким. Полного единогласия достичь невозможно в принципе, хотя бы по причине предварительного разделения функций и присваивания ролей участникам дискуссии. Условием принятия решения такой способ считать нельзя.

Типы принятия решения различаются по степени вовлеченности игроков, степени аналитичности, согласованности и другим параметрам. Необходимо проанализировать, как связано принятие решения с уровнем развития группы, ее структурными характеристиками, особенностями групповой динамики, процессами лидерства, основной направленностью (на задачу или поддержание "психологической группы"). Представляет интерес поиск связи между способами принятия решения и результатами игры. Данные о различных аспектах разворачивания игры, особенно о характере взаимодействия ее участников можно получить на основании самоотчетов. Методика оценки эффективности групповой работы предназначена для оценки характера совместной деятельности в командах.

Обстановка в группе была дружеская, доброжелательная 1234567 Обстановка в группе была напряженная, чувствовалось напряженное отношение друг к другу
Характер обсуждения проблем в группе был конструктивным, критика была направлена на получение общего результата 1234567 Характер обсуждения проблем в группе был недостаточно конструктивным критика была направлена друг на друга
Предложения принимались в зависимости от их содержания, а не от личности того кто их вносил 1234567 Предложения принимались или отвергались в зависимости от личности того, кто их высказывал
Группа работала как единое целое члены группы взаимно помогали друг другу 1234567 Группа разбилась на части, которые фактически противостояли друг другу
Решения принимались совместно после того как все убедились в их правильности 1234567 Решения принимались одним — двумя членами группы, а мнение остальных не учитывалось
Была полная возможность высказаться для всех членов группы 1234567 Многие члены группы не имели возможности высказать свое отношение к обсуждаемой вопросам
Конечная цель работы группы ясна и понятна 1234567 Непонятно для чего мы все здесь собрались
Наша группа получила хороший результат 1234567 Наша группа фактически не получила результата
В процессе работы сначала я чувствовал себя неуютно, но затем мое состояние улучшилось 1234567 С начало и до конца чувствовал себя неуютно
В группе я чувствовал себя уверенно, был полноправным ее членом 1234567 В группе я чувствовал себя неуверенно как посторонний

Рис.5. Методика оценки эффективности групповой работы.

Участникам деловой игры можно дать следующую инструкцию:

"Вам предлагается оценить, насколько эффективно действовала в игре ваша команда. Оценка производится по семибальной шкале. Высказывание, расположенное на бланке слева, соответствует 1 баллу. Противоположное ему высказывание расположено справа и соответствует 7 баллам. Остальные оценки являются промежуточными и отражают степень близости к крайним оценкам. Нейтральная оценка соответствует 4 баллам. Вы должны обвести кружочком цифру, которая является Вашей оценкой по данному параметру. В каждой строке, таким образом, обводится одна цифра. Просим Вас работать внимательно и аккуратно, возможные исправления вносить четко. Благодарим Вас за помощь в исследовании и надеемся, что проделанная работа позволила Вам глубже осмыслить результаты игры."

После получения бланков преподаватель рассчитывает средний балл, по всем параметрам. Аналогично заполняется и обрабатывается следующая методика:

Климат Холодный, безличностный 3210123 Теплый, личностный
Атмосфера Напряжения, угрозы 3210123 Свободы, безопасности
Контакт Плохой, большая дистанция 3210123 Близкий контакт, понимание
Характер Борьба, игра 3210123 Сотрудничество, помощь
Взаимовлияние Отношения доминирования - подчинения, иерархия 3210123 Равность позиций
Коммуникация Однонаправленная 3210123 Разнонаправленная
Контроль Власть Самоконтроль

Рис.6. Исследование условий общения.

Ведущему бывает полезно узнать, какова готовность к игре, какой отклик вызвала его инструкция у участников, выявить игроков, испытывающих тревогу и беспокойство перед началом игры. Для экспресс диагностики эмоциональных состояний можно применить метод эмоционально-цветовой аналогии. Он основан на связи выбора человеком цвета с его эмоциональным состоянием. Суть метода в оценке участниками игры своих состояний при помощи цвета. При его применении можно выявить, безусловно, не все оттенки чувств человека, а преобладающее настроение.

Участникам игры можно предложить описать настроение через его соотношение с одним из цветов: красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим, фиолетовым, черным. Ведущий должен знать, что выбор цвета соответствует:

Красный Активное, восторженное настроение.
Оранжевый Радостное, теплое.
Желтый Светлое, приятное.
Зеленый Спокойное,ровное.
Синий Грустное, печальное.
Фиолетовый Тревожное, тоскливое.
Черный Состояние крайней неудовлетворенности.

Рис.7. Соотношение цветов настроению.

Можно попросить описать подобным образом и настроение всей группы. В просьбе ведущего не должно быть информации, вызывающей настороженность и тревогу. Проведение такой диагностики должно рассматриваться как часть игры, тем не менее должно быть воспринято достаточно серьезно, чтобы данные не были искажены. Лучше, если участники ответят письменно. Ведущий должен найти возможность сразу же ознакомиться с результатами, чтобы использовать их при управлении игрой (например, при распределении ролей).

Следует оговориться, что нельзя полагаться только на эти данные, они должны быть дополнены результатами наблюдений и, по возможности, данными, полученными при помощи других методик. Наибольшее преимущество метода эмоционально-цветовой аналогии в простоте его применения. Важно, что он является невербальным и позволяет опосредованно описать такую характеристику человека как эмоциональное состояние, о котором он не всегда может и хочет прямо рассказывать посторонним людям. Список методик, используемых для анализа игры, может быть дополнен и расширен за счет других психологических методов. Их набор определяется целями конкретного исследования. Однако все они должны преследовать одну определенную цель -максимизировать эффективность познавательных, образовательных целей деловой игры.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что деловые игры служат развитию и формированию личности, вырабатывают инициативу и самостоятельность в принятии решений. Их строение отражает логику практической деятельности, и по этому они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формирование умений , но и способом подготовки к профессиональному общению.


Приложение. Примеры деловой игры

Деловая игра "Банковская и налоговая система и регулирование рынка".

В данной игре моделируется деятельность центральных органов рыночной экономики министерства финансов и государственной банковской системы. Рассматриваются цели и механизмы проведения налоговой политики, операций банка на открытом рынке. Показаны закономерности кривой Лаффера, процессы возникновения банковской "маржи".

Условия игры: Имитируется влияние государства на объемы производства и прибыль

автомобильных компаний.

Начальная группа делится на четыре части, которые представляют.