Смекни!
smekni.com

Дежурные части территориальных ОВД в системе органов внутренних дел (стр. 1 из 8)

1. Сущность и назначение дежурных частей территориальных ОВД в системе органов внутренних дел

Для более глубокого понимания сущности и назначения дежурных частей территориальных ОВД представляется целесообразным кратко остановиться на историческом аспекте их становления и развития в системе органов внутренних дел.

Ещё в период формирования полицейских органов России, в XVIIIвеке, возникла необходимость в общедоступном, постоянно функционирующем органе, куда в любое время суток можно было обратиться за помощью для восстановления и защиты нарушенных прав. С принятием в 1782 году полицейского Устава, данная функция в городах возлагалась на управы благочиния. Согласно статье 40 названного нормативного правового акта управа благочиния должна была функционировать постоянно и собираться в любое время при необходимости. В этом документе был закреплен один из важнейших признаков полиции - её оперативность, сформулированный в дополнительной главе к Большому наказу. Помимо того, статья 85 полицейского Устава устанавливала, что в каждой части города должен быть частный пристав, дом которого, в соответствии со статьей 98 должен быть «отперт днем и ночью ради слушания нужд». По существу, частный пристав выполнял часть функций современной дежурной части горрайоргана по приему заявлений и сообщений граждан, допросу тотчас приведенных лиц, взятию под стражу преступников. Каждое утро, в 8 часов, частный пристав обязывался докладывать в управе благочиния о происшедшем в его участке за сутки (ст. 109 Устава благочиния).

В середине XIX века, в каждой части Санкт-Петербурга был так называемый «съезжий дом», в котором располагались частные приставы, городовые унтер-офицеры, имелись помещения для арестантов. На территории этой части располагалось несколько «полицейских будок» - находился один из городовых полицейских и мог располагаться усиленный ночной полицейский дозор. Это в определенной мере способствовало оперативности действий полиции по пресечению и раскрытию преступлений «по горячим следам».

Таким образом, уже в XVIII-XIX веках перед полицейскими органами России ставится задача по созданию в своей структуре службы, способной в любое время суток должным образом реагировать на изменение обстановки. Вместе с тем новейшая история становления и развития дежурной службы в системе органов внутренних дел приходится на более поздний период и неразрывно связана с созданием и развитием советской милиции.

Существенные изменения в дежурной службе связаны с проведенной в конце 1930 года реорганизацией милиции и уголовного розыска. 25 мая 1931 года СНК СССР закрепил эту реорганизацию, утвердив Положение о рабоче-крестьянской милиции. Объединение милиции и аппаратов УР, а также расширение компетенции органов милиции и их специализация привели в дальнейшем к образованию целой системы служб и подразделений, обусловили необходимость приспособления дежурной службы к новым условиям деятельности милиции. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин перестройка деятельности дежурной службы была проведена формально и сводилась к выделению для поочередного дежурства сотрудников различных служб и подразделений милиции. Лишь в штатах крупных управлений и отделов были введены должности постоянных дежурных. В большинстве же горрайорганов обязанности дежурных выполняли участковые инспектора или другие должностные лица, плохо подготовленные к этой работе. Роль дежурных практически сводилась к регистрации событий и докладам о происшествиях руководству.

Превращению дежурных частей в оперативные подразделения, способные непосредственно обеспечить охрану общественного порядка и реагирование на конкретные преступления на обслуживаемой территории, особенно в нерабочее для ОВД время, выходные и праздничные дни, препятствовало как отсутствие достаточного количества транспорта, средств связи, слабая оснащенность оперативной и криминалистической техникой, так и правовое положение сотрудников, выполняющих обязанности дежурных по органу внутренних дел. Они не наделялись распорядительными функциями и поэтому не могли реально осуществлять действенное руководство служебными нарядами. Создавшееся положение до 1954 года в некоторой степени компенсировалось тем, что оперативные вопросы обеспечения общественного порядка, раскрытия преступлений и розыска преступников, как в дневное, так и в вечернее время решались руководителями органов милиции и линейных служб, личный состав которых в соответствии с установленным в 30-х годах режимом работы находился на службе с 9 до 24 часов, а иногда и дольше. Когда же в 1954 году органы МВД СССР в центре и на местах были переведены на режим работы, установленный для служащих государственных учреждений, наглядно проявилась неспособность дежурной службы милиции перерабатывать поступающую оперативную информацию, со всей остротой возникла проблема преодоления разрыва между функциями оперативного управления силами и средствами и несовершенной системой дежурных подразделений, призванных реализовывать эти функции.

На разрешение этих проблем был направлен ряд нормативных актов МВД СССР, изданных в 1954-1956 годах. В то же время в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 28 февраля 1956 года численность органов внутренних дел была значительно сокращена, что в свою очередь отрицательно сказалось как на состоянии дел по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью в Российской Федерации, так и на развитии дежурной службы ОВД. Издание в 1965 году приказа МООП РСФСР «О мерах усиления борьбы с кражами, грабежами к разбойными нападениями», в котором предлагалось «рассмотреть вопрос о целесообразности создания при дежурных частях МООП, УООП и крупных горотделах милиции оперативных дежурных групп (в составе следователя, работника УР, эксперта оперативно-технического подразделения, проводника служебно-розыскной собаки), способных обеспечить принятие неотложных следственных действий и оперативно – розыскных мероприятий к предупреждению и раскрытию преступлений», можно отнести к очередной попытке преобразования дежурной части горрайоргана в орган, способный действенным образом влиять на изменения оперативной обстановки. Однако здесь же вопрос о создании дежурной части полностью передавался на усмотрение руководителей УООП и горрайорганов¹ милиции. Кроме того, в этот период недостаточно последовательно и правильно решался вопрос организации службы постоянных дежурных частей. В ряде случаев предпринимались попытки организационных нововведений повсеместно, без учета местных условий и особенностей оперативной обстановки. При этом при дежурных частях РОВД оперативные группы несли службу только в вечернее и ночное время. Дежурные части укомплектовывались сотрудниками, не справившимися с работой в других аппаратах и подразделениях, или лицами преклонного возраста, не имеющими юридической и оперативной подготовки.

Следует отметить, что несмотря на существенные организационные изменения, структура и функции дежурных частей к началу 70-х годов так и не были приведены в соответствие с новыми задачами органов внутренних дел. Вплоть до конца 1972 года, дежурная часть ГРОВД в силу ряда объективных и субъективных причин выступала в роли простого регистратора сообщений о правонарушениях и по существу была не способна квалифицированно реагировать на заявления и сообщения о преступлениях своевременными и решительными действиями. С 1 января 1973 года были введены в действие «Временное типовое положение о дежурной службе органов внутренних дел» и «Временная инструкция по организации работы дежурной части отдела внутренних дел исполкомов районного, городского, окружного Совета депутатов (отделения милиции)». Названные нормативные акты в конце 1972 года были объявлены приказом МВД СССР «О коренном улучшении работы дежурных частей органов внутренних дел». Именно после выхода в свет указанных нормативных правовых актов началось активное и целенаправленное формирование дежурных частей как организаторов конкретных действий по обеспечению общественного порядка и раскрытию преступлений «по горячим следам».

В 80-е годы дежурные части территориальных ОВД получили дальнейшее развитие: улучшилось их оргштатное и материально-техническое обеспечение, правовое регулирование. В это время, дежурные части органов внутренних дел, преимущественно МВД республик и УВД краев и областей стали оборудоваться автоматизированными системами обработки информации, что позволило значительно сократить время обработки информации о происшествиях и ускорить тем самым прибытие сил милиции на место события.

Итак, пройдя нелегкий путь становления и развития, к началу 90-х годов дежурные части ГРОВД стали занимать важное место в структуре аппарата управления органами внутренних дел. Так, в современных дежурных частях данного звена сходятся все потоки сигналов и сообщений об оперативной обстановке; на них выведены системы оперативной связи; здесь сосредоточены типовые оперативные планы по реагированию на чрезвычайные происшествия и критические ситуации. Под контролем дежурного наряда находятся оружие и защитные средства всего личного состава горрайоргана¹.

Все это предопределяет роль дежурных частей горрайорганов как важнейших центров оперативного управления в системе ОВД, в связи с чем исключительно важное значение приобретает правильная организация их деятельности. При этом оптимальная организация функционирования любого органа управления невозможна без выяснения его сущности и назначения².

От эффективности деятельности дежурных частей горрайорганов во многом зависят результаты работы всего органа внутренних дел. Следовательно, назначение дежурных частей состоит в том чтобы непрерывно организационно обеспечить выполнение органом внутренних дел возложенных на него задач. Эти задачи нормативно закреплены Законом Российской Федерации «О милиции».