Смекни!
smekni.com

Занятость и безработица (стр. 6 из 8)

В-четвертых, существует скрытая безработица, которая возникает прежде всего за счет сезонных работ, особенно в строительстве и сельском хозяйстве

Естественный уровень безработицы – это такой уровень, при котором факторы, повышающие и понижающие цены и заработную плату, находятся в равновесии. В современной экономике, обремененной высоким уровнем инфляции, есте­ственный уровень безработицы характеризуется как предель­но низкий (допустимый).

Структурная и фрикционная безработицы определяют ее «естественный» уровень. В этих условиях инфляция имеет умеренные размеры. Циклические же факторы поднимают уровень безработицы выше «естественного».

Отметим, что если в начале 60-х годов естественный Уровень безработицы в США составлял 4%, то в 80-х он составил 6—7%. Такой рост – одна из наиболее неприятных тенденций экономического развития. Причин тому несколько в состав рабочей силы все активнее вовлекаются подростки, женщины и представители национальных меньшинств.

Кроме отмеченных ранее причин, на занятость влияет экономическая политика. В течение некоторого времени безработный получает пособие. Естественно, что в таких обстоятельствах рабочие более разборчивы и неторопливы в выборе новой работы, избегают низкооплачиваемых должностей.

В качестве итога перечислим меры, которые могли бы способствовать снижению естественного уровня безработицы улучшение информированности населения о возможностях занятости; совершенствование профессиональной подготовки по дефицитным специальностям; снижение уровня государственной защищенности безработных; проведение общественных работ.

Таким образом, следует говорить не о полной, а об эффективной занятости, при которой каждый желающий получить работу тратит разумное время на ее поиск или имеет возможность соответствую­щей переквалификации.

Безработица является характерной особенностью современного рынка труда.

4. Формирование рынка труда в России.

Рынок труда с его классическими признаками в российской экономике еще развит недостаточно. Сохраняет свои позиции госсектор со сформировавшимися в нем принципами занятости, подходами к оплате труда и профсоюзами как «школой коммунизма». В 1992 г. трудовые ресурсы Российской Федерации составили 86,7 млн. человек, из которых 72,5 млн. было занято в экономике, 5,6 млн. человек являлись учащимися. 921,3 тыс. человек были учте­ны службой занятости как безработные и имеющие возможность вторичной занятости. Около 2 млн. человек находились в состоянии частично безработных, поскольку около 5,5 тыс. предприятий рабо­тало в режиме неполной рабочей недели. Гарантий стабильной за­нятости, даже при относительно низкой зарплате, госсектор уже не дает. Негосударственный сектор экономики развивается медленно. Более высокая зарплата здесь свидетельствует не только о высоких доходах и возможностях оплачивать высококвалифицированный труд, но выступает также своеобразной компенсацией за неясность перс­пектив и непредсказуемость событий. В начале 90-х гг. по ряду спе­циальностей в этом секторе предлагались зарплаты величиной до двухсот минимальных окладов. Однако предложение труда остава­лось неэластичным, в особенности по таким квалификационным груп­пам, как банковские работники, менеджеры, аудиторы, биржевые маклеры, юристы, в особенности молодых возрастов, но с междуна­родным опытом работы и знанием иностранных языков.

В 1993 г. в России государственный контроль за ценами и зара­ботной платой не справлялся с инфляционными скачками цен. Госу­дарственные меры запаздывали и уже по этой причине были мало­эффективными. В частности, практика показывает, что всеобщая, 100%-ная привязка всех цен к индексу потребительских цен порож­дает непрерывную мультипликацию цен. В течение первой половины 1993 г. усиливалась инфляционная нестабильность. Адаптационная политика оказалась не совсем эффективной: средства на компенса­ционные прибавки государственным служащим и другим категориям населения с фиксированными доходами пришлось брать в госбюдже­те и в конечном счете — через налоги у населения и фирм.

На практике в основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит с инфляцией так называемая компромиссная теория инфля­ции, в соответствии с которой динамики безра­ботицы и инфляции взаимообратны. Ранее политика борьбы с инфля­цией опиралась на кривую Филипса, в последние же годы упор пере­носится на так называемую теорию естественного уровня безработицы.

Безработные, %

Рис. 6. Кривая Филипса

Кривая Филипса иллюстрирует соотношение между годовыми темпами роста безработицы, инф­ляции и заработной платы. Она изображена на рис. 6.

Мы видим, что снижение уровня безработицы сопровождается рос­том цен и заработной платы. Чем круче кривая Филипса, тем больше коэффициент взаимообратимости.

Практика показала, что кривая Филипса наиболее применима для коротких периодов времени. В долгосрочном плане (5—10 лет) она становится вертикальной, ибо в длительный период времени даже низкий уровень занятости не спасает от роста инфляции, которую по нарастающей генерируют такие монополисты, как профсоюзы и фирмы, через неуклонное повышение заработной платы и товарных цен.

Более того, наличие множества неожиданных экономических потря­сений, смещающих графики спроса и предложения вертикально и горизонтально, фактически превращают кривую Филипса из пологой в ломаную линию, теоретически и практически малопригодную. По этой причине кривая Филипса, некогда активно применявшаяся кейнсианцами, сейчас все активнее дополняется, а зачастую и полностью подменя­ется теорией естественного уровня безработицы.

Естественным называют такой уровень безработицы, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения за­работной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность цен и заработной платы. Естественный уровень должен отвечать следующему важному требованию: занятость должна быть достаточной для эффективного развития экономики.

Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм смены фаз подъема и кризиса в ходе экономического цикла при минимизации государственного вмешательства. Остановимся на механизме дости­жения естественного уровня.

При падении безработицы ниже естественного уровня в период экономического бума, как правило, увеличиваются издержки, в ре­зультате растет темп инфляции. Повышенный таким образом уровень инфляции увеличивается людьми в их будущей экономической дея­тельности, отражается в контрактах (вспомните теорию рациональных ожиданий). Соответственно усиливается темп инерционной инфляции.

Затем, после бума, акселераторы, как элементы государственной политики, замедляют быстрый темп экономического роста. Данное торможение повышает уровень безработицы до естественного, но инфляция сразу не снижается, ибо определенное время остается Инерционной.

В случае экономического спада безработица падает ниже естест­венного уровня, и события развиваются в обратной последовательно­сти. В результате инфляция уменьшается. Таким образом, в долго­срочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен по­сле достижения естественного уровня безработицы. Последний опре­деляется эмпирически. К сожалению, не ясно, сколько лет необхо­димо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям, т. е. для достижения естественного уровня. При этом нельзя забывать и о пределах терпимости населения к экономиче­ским неурядицам. Многое зависит и от неожиданности самого потря­сения. Все это не может не поставить под сомнение теорию естест­венного уровня, так же, как ранее была оспорена кривая Филипса.

Зададимся вопросом: какую цену платит общество за снижение уровня инфляции? Чем круче кривая Филипса, тем эта цена ниже, ибо удается существенно сократить темп инфляции за счет более скромного снижения занятости. Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1 % безработица в течение года должна быть на 2 % выше своего естественного уровня. По закону Оукена, это означает снижение реального валового национального продукта на 4 % от потенциального.

Проблема необходимости платить безработицей за снижение ин­фляции решается неоднозначно. Это дилемма. Часть экономистов утверждают, что количественно такая плата невелика, другие же говорят о морально-психологической вредности даже незначительно­го роста безработицы. В любом случае, никто не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге большее количество продукта.

Современная ситуация на рынке труда России существенно отличается от той, что была еще 4 года назад. За эти годы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время, по данным Госкомстата, которые не отражают реального положения дел, более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут; почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в каче­стве безработных.

В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей про­мышленности, особенно в машиностроении и легкой промышлен­ности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица.

Региональная дифференциация остроты безработицы с первых же месяцев регистрации оказалась весьма значительной. Уже к концу 1991 г. самый высокий и самый низкий региональные уровни безра­ботицы отличались более чем в 10 раз, но за прошедший период указанное различие возросло еще почти в 5 раз. В середине 1995 г. самый высокий уровень безработицы был зарегистрирован в Ингу­шетии (20,2 %), а самый низкий в Москве (0,4%).