Смекни!
smekni.com

Земельная рента (стр. 2 из 3)

поскольку её приносят все участки земли, она наз. абсолютной рентой.

Размер сверхприбыли в с. х-ве зависит от плодородия земли или её местоположения, от различной производи­тельности труда на различных по качеству участках земли. Т. к. общественная стоимость с.-х. товаров в силу монополии на землю как объект х-ва определя­ется условиями произ-ва на худших землях, то пес относительно лучшие участки земли приносят сверх­прибыль по сравнению со средней прибылью. Разница между общественной стоимостью и индивидуальной ценой произ-ва и составляет 3. р. Т. к. эта разница дифференцирована в зависимости от качества зем. участ­ков, она наз. дифференциальной рентой. На худших зем. участках абсолютная 3. р. выступает как единст­венная форма 3. р.

Кроме этих видов ренты, возникает ещё моно­польная 3. р., к-рая образуется в результате про­дажи с.-х. продуктов т монопольным ценам. Монополь­ная рента образуется за счёт потребителя и присваи­вается владельцами объектов произ-ва, находящихся в исключительно благоприятных условиях. В эпоху империализма монополии устанавливают монопольно-высокие продажные и монопольно-низкие закупочные цены на с.-х. товары, что является также источником монопольной ренты и ложится тяжёлым бременем на плечи трудящихся.

Т. о., капиталистич. 3. р. во всех её формах пред­ставляет собой часть прибавочной стоимости, созданной трудом наёмных рабочих, которая является излиш­ком над общественной ценой производства и присваи­вается земельными собственниками. Земельная собствен­ность не является источником 3. р., т. к. избыточ­ный продукт возникает в силу экономич. условий ис­пользования земли, а не благодаря титулу собственно­сти. Но зем. собственность является причиной того, что избыточный прибавочный продукт превращается в доход землевладельца, тем самым в З.р. На образование 3. р. влияют два вида монополии—монополия частной собст­венности на землю и монополия на землю как объект х-ва. Монополия частной собственности на землю даёт возможность зем. собственнику получать 3. р. с любо­го, даже самого худшего участка земли, если появляется необходимость использовать его, и является причиной образования абсолютной ренты. Она препятствует вовлечению излишка прибыли (над средней прибылью) в процесс выравнивания прибыли, закрепляет его на длит. время в с. х-ве. Монополия на землю как объект х-ва возникает в результате ограниченности землп (качественного различия зем. участков, вовле­ченных в хоз. оборот, и различий в их местоположении). Этот вид монополии не связан с частной собственностью на землю. Монополия на землю как объект х-ва поро­ждает дифференциальную ренту. Зем. собственник присваивает 3. р. с любого участка, в ней содержатся элементы того и другого вида ренты.

3. р. входит составной частью в цены с.-х. продуктов, повышая их. В силу этого через цены на с.-х. продук­ты общество в виде 3. р. выплачивает дань землевла­дельцам. Она является источником паразитич. сущест­вования класса зем. собственников, к-рые отвлекают значит, средства от производительного потребления. В силу этого частная зем. собственность тормозит раз­витие земледелия. Национализация землп в условиях бурж. об-ва обеспечила бы свободное развитие капита­лизма в с. х-ве. Но буржуазия в силу своей историч. ограниченности не может до конца осуществить сё, т. к. боится, что это повлечёт за собой национализацию др. видов частной собственности. Т. о., при капита­лизме существует противоречие между частной зем. собственностью и капиталом. Повышение 3. р. и рост цен на с.-х. продукты противоречат стремлению капи­тала к безграничному расширению. Это противоречие капитализма временно п насильственным путём разре­шается в экономнч. кризисах. Аграрные кризисы выра­жают резкое обострение конфликта между размерами 3. р., фиксированными арендными договорами, ипо­течной задолженностью и новым уровнем цен. В усло­виях научно-технич. революции в с. х-ве, начавшейся после 2-й мировой войны 1939—45 в развитых капиталистич. странах, возникшая в связи с этим тенден­ция к нек-рому снижению 3. р., несколько уменьшила остроту противоречии между зем. собственностью и капиталом, но не устранила их. Зем. собственность по-прежнему отвлекает огромные средства от с. х-ва. Противоречия между зем. собственностью и капиталом проявляются так-же п в борьбе между зем. собственни­ками и капиталистами-арендаторами за сроки аренды В эпоху империализма происходит процесс слияния зем. собственности с фннанс. капиталом. Крупные с.-х. корпорации, в к-рые вложен капитал финанс., пром. н торг. монополий, владеют большими зем. массивами. Фпнанс. капитал становится получателем 3. р. прежде всего за счёт процентов позем, задолжен­ности. Банки сосредоточивают в своих руках огромные зем. богатства, взвинчивают 3. р., подчиняют себе миллионные массы мелких производи­телей. II, наконец, слияние зем. собственности с фи­нанс. капиталом происходит посредством личной унии. Рост 3. р. с развитием капитализма означает повы­шение арендной платы, процентов по ипотечным долгам и цены земли.

Буржуазные теории 3. р. В период ран­него капитализма многие бурж. экономисты пытались разрешить вопрос о 3. р. У. Петти — родоначальник бурж. теории трудовой стоимости—рассматривал 3. р. как форму прибавочного продукта, а цену земли — как капитализированную ренту. Физиократы — Ф. Кенэ, А. Р. Ж. Тюрго и др.— рассматривали 3. р. как всеобщую форму прибавочной стоимости, т. к. единственно производительным, по их мнению, был земледельческий труд. Физиократы искали решение всех экономич. и социальных проблем в решении во­проса о 3. р. Но прибавочную стоимость, созданную в земледелии, они связывали с естественным плодоро­дием почвы, считали её «чистым даром природы». Зна­чит. шаг вперёд по сравнению с физиократами в раз­витии теории 3. р. сделал А. Смит, к-рый отделив 3. р. от прибыли. Исходя из теории трудовой стоимости, А. Смит доказал, что рента, как и прибыль, является результатом труда. Согласно его теории, стоимость товаров, созданная трудом, распадается на три состав­ные части: 3. р., прибыль и заработную плату и соот­ветствует распределению дохода между тремя осн. классами общества: зем. собственником, капиталистом-предпринимателем и рабочим. Но, являясь идеологом буржуазии, А.Смит не увидел того, что 3. р., как и прибыль, есть результат эксплуатации наёмного тру­да. Он определял 3. р. как произведение природы, к-рое остаётся за вычетом или возмещением всего того, что можно считать произведением человека. Эта теоретнч. положения Смита были исходными для тео­рии 3. р. бурж. политпч. экономии.

Марксистская политич. экономия опровергла теорию Смита, научно доказав, что 3. р. и прибыль, хотя и яв­ляются источниками доходов соответствующих классов капиталистич. общества, не могут служить источниками стоимости, т. к. стоимость товара определяется общест­венно необходимым рабочим временем, затраченным на его ироиз-во, и что естественное плодородие земли, как н др. силы природы, не являются источником до­бавочной прибыли. Они, по выражению Маркса,—лишь естественный базис повышенной производительной силы труда.

Д. Рикардо, в отличие от своих предшественников, дал более полный анализ дифференциальной ренты. Oн отрицал абсолютную ренту как противоречащую, по его мнению, стоимости закону. Рикардо исходил из своей теории «издержек производства», к-рые он отождествлял со стоимостью товаров и ценой нропз-ва. Теория 3. р. Рикардо связывал также с т. н. законом убывающего плодородия почвы. Он считал, что по мере развития об-в. и роста потребностей в с.-х. продуктах общество переходит постепенно к возделыванию земель от лучших к худшим, к землям с меньшей производительностью в результате чего возникает разница в ценах произ-в на товары, произведённые на различных участка земли. Рикардо пытался этим законом объяснить падеиие реальной заработной платы, рост цен на с.-х. продукты п рост З.р. История земледелия показывает, что с развитием общества переход осуществляется не только от лучших к худшим землям, но и от худших к лучшим по плодородию землям, что само естественное плодород не зависит от интенсификации земледелия, от технич. прогресса в с. х-ве ц т. д. Будучи идеологом буржуазии, Рикардо объяснял все противоречия, присущие капитализму, вечными естественными законам.

Бурж. экономист сер. 19 в. К. И. Родбертус-Ягецов (один из представителей герм. юнкерства) выступил против Рикардо и сделал шаг назад к физиократам, утверждая, что 3. р. возникает в с. х-ве благодаря естественному условию произ-ва — земле, и является результатом «сырого продукта земли», к-рый не имеет стоимости, но реализуется через цену с.-х. продуктов и присваивается зем. собственниками.

Представители бурж. вульгарной политической экономии (Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа, Г. Ч. Кари, Дж. Мак-Куллох и др.) не имели своей оригинальной теории 3. р. Выступая апологетами капитализма, они повто­рили физиократов л нек-рые положения Смита и Ри­кардо о вечности и незыблемости капиталнстич. отно­шений. Вместе с Т. Р. Мальтусом они развивали его теорию народонаселения и убывающего плодородия почвы. Теории 3. р., выдвинутые физиократами и родоначальниками бурж. политич. экономии, по­служили мелкобурж. критикам капитализма (С. Си-смонди. и др.) основой создания теории «устойчивости мелкого хозяйства в земледелии». Сопр. бурж. тео­рии 3. р. связаны также с «законом убывающего плодородия почвы», объясняют 3. р. законами приро­ды и тем самым затушёвывают противоречия капи­тализма.