Квазиренту характеризуют как неоправданную, но необходимую прибыль (когда речь идет о коротком периоде) вследствие того, что не приходится производить особые или «основные» издержки на производство средств производства, так как они уже есть и ожидают своего использования. Квазирента представляет собой необходимую прибыль по отношению к тем другим (дополнительным) издержкам, которые приходится с течением времени производить сверх основных издержек и которые в ряде отраслей намного важнее, чем основные издержки. Расчет на получение в будущем квазиренты составляет необходимое условие для вложения капитала в средства производства.
Разница между рентой и квазирентой обусловлена тем, что количество земли, имеющейся в распоряжении общества, — постоянная (в известном смысле абсолютно) и фиксированная величина. В отличие от них другие средства производства, создаваемые человеком (здания, машины и т. д.) представляют собой «поток», способный увеличиваться или сокращаться в зависимости от колебаний спроса на продукцию, созданию которой они способствуют.
Сходство ренты и квазиренты выражается в том, что все средства производства невозможно производить быстро, поэтому в коротком периоде они тоже имеют фиксированное количество. Для этих периодов извлекаемые доходы находятся в таком же отношении к стоимости созданной с их помощью продукции, как и настоящая рента.
Следовательно, в отличие от ренты, квазирента— это доход, который обусловлен более или менее продолжительной ограниченностью предложения какого-либо фактора производства (не только земли). Он определяется разницей между доходом на вложенный капитал и расходами на поддержание и возмещение инвестиций в основной капитал, незаменимый в коротком периоде. Доходы, приносимые факторами производства, могут принимать форму ренты, квазиренты и процента на текущие инвестиции. Процент на свободный капитал (текущие инвестиции) и квазирента на старое вложение капитала постепенно могут перейти одно в другое.
Теоретические предпосылки анализа чистой экономической ренты базируются на признании равноценности любых земельных угодий одинаковой площади. На практике различные участки земли обнаруживают разную степень продуктивности на вариации их использования. Это сказывается на ренте.
При этом дифференциальная рента — это понятие, фигурирующее не только на рынках земельных угодий и производства сельскохозяйственной продукции; она возникает как экономическая категория в случае использования любого рода ресурсов, не являющихся полностью однородными.
Неоклассики рассматривают принцип установления ренты как фактор уравновешивающей цены. Например, заработная плата выступает как цена, выравнивающая спрос и предложение капитала. Неоклассиков не интересует вопрос конечного источника доходов землевладельцев. Этот вопрос решается путем использования концепции трех факторов производства. Авторы исследуют лишь уровень, на котором устанавливается земельная рента, факторы, которые определяют ее, и причины ее снижения или повышения.
В завершении своего исследования ренты и квазиренты А. Маршалл выводит следующие заключения:
• размер выращенного продукта, а, следовательно, и предельный уровень обработки земли (т. е. предел прибыльного приложения капитала и труда к лучшим и худшим землям в равной мере) предопределяются общими условиями спроса и предложения. Они. с одной стороны, регулируются спросом на продукт земли, интенсивностью потребности в нем населения и, с другой стороны наличием у последнего средств для оплаты продукта. Таким образом, издержки производства, интенсивность спроса, предел производства и цена продукта взаимно регулируют друг друга;
• та часть продукта, которая образует ренту, «выбрасывается» на рынок и воздействует на цены в равной мере, как и любая его часть. Но общие условия спроса и предложения или их отношения друг с другом не подвержены влиянию разделения продукта на долю, составляющую ренту, и долю, необходимую для обеспечения прибыльности затрат фермера. Размер этой ренты не является регулирующим фактором, а сам предопределяется плодородием земли, ценой продукта, предельным уровнем производства: он представляет собой превышение стоимости фактической общей отдачи от приложения капитала и труда к земле над той отдачей, которая могла бы быть получена при таких же неблагоприятных условиях, какие характеризуют предельную обработку земли.
Современной экономической наукой рента определяется как доход сверх того минимального уровня, который необходим для привлечения какого-либо производственного фактора в данную сферу деятельности. Это и есть экономическая рента. Квазирента определяется как доход сверх того минимального уровня, который необходим для удержания производственного фактора в данной сфере деятельности. Квазирента больше ренты на величину невозвратных издержек. (Это издержки, которые понесла фирма при вступлении в отрасль, но которые она не сможет окупить в случае выхода из нее).
В любой экономике обнаруживается бессчетное множество рент и квазирент. Некоторые из них существуют недолго и быстро сходят на нет под действием конкурентных сил, другие носят долговременный и устойчивый характер. В динамичной экономике ренты выполняют важную функцию. От них зависит эффективность конкурентного процесса. Положительная рента дает сигнал к вступлению в данную сферу деятельности, отрицательная к уходу из нее. Конкуренция постоянно приводит к появлению новых источников ренты и исчезновению старых.
Рента как экономическая категория, помимо номинальной функции прироста богатства, создает еще и стимул к постоянному перераспределению ресурсов в сферы наиболее прибыльного приложения. Этот процесс перераспределения ресурсов в сферы, приносящие ренту. называется процессом извлечения прибыли.
Как уже отмечалось, земельная рента неоднородна. Дифференциальная рента I формируется на землях лучшего естественного плодородия и местоположения. Рента 2 - результат разной эффективности затрат труда и средств производства, последовательно вкладываемых в один и тот же земельный участок. Из этого следует, что присвоение ренты I и 2 должно быть различно.
Рента I должна поступать в распоряжение собственника земли. В лом случае она выступает экономической формой реализации земельной собственности. В распоряжении же пользователя (арендатора) земли необходимо оставлять большую часть ренты 2, ибо в ней концентрируются результаты дополнительного вложения капитала. Поэтому при использовании ограниченных и трудно воспроизводимых ресурсов рента присваивается их собственниками и лишь в коротких периодах их пользователями (арендаторами). При этом определенная часть ее тратится на создание барьеров на пути вхождения на рынок ресурсов потенциальных конкурентов.
Четкое определение прав собственности на земельные ресурсы позволит концентрировать ренту, а не растрачивать ее. Институциональные изменения в определении прав частной собственности приводят к изменению в присвоении ренты, если меняется способ закрепления прав собственности. Покажем это на графике {рис. 4}.На вертикальной оси отложим средний АР и предельный МР продукт труда, а но горизонтальной затраты труда на обработку редкого ресурса земли. Количество земли фиксировано.
Первый владелец труда уравняет АР, МР зарплату с ценностью предельного продукта; следовательно, в использовании земли будет занято L1 единиц труда.
Площадь прямоугольника OVWC представляет собой ренту с земли, присваиваемую владельцем труда. При отсутствии эксклюзивных прав на землю другие экономические агенты захотят получить часть ренты через увеличение трудовых затрат на обработку земли при наличии прав частной собственности. Тогда в обработке земли будет занято L2 единиц труда. Это приведет к экономическим потерям вследствие уменьшения предельного продукта труда в точке L2.
Неэффективность избыточного количества труда при обработке того же участка земли представлена треугольником WXY, т. е. областью, где предельные издержки превышают предельный продукт. Она равняется ренте, которая существовала бы при использовании L1 единиц труда {WXZ= VZW=OWVC).
Другой способ претендовать на ренту — через определение и закрепление прав на ресурсы без реального их использования. При этом выгода представлена величиной ренты и величиной издержек, которые люди хотят понести ради приобретения этих прав.
Так, использование L2 единиц труда вызывает потери WXY= OVWC. Это потеря ренты. Если бы были более четко установлены права собственности на землю, рента О WVC была бы присвоена владельцем земли.
В процессе определения и закрепления прав собственности экономические агенты будут согласны затратить сумму, равную или даже превышающую ожидаемые рентные доходы. Затраты на более жесткое определение и закрепление права собственности здесь принимают форму перераспределения богатства. Оно может происходить как между новым «собственником» и обществом (коллективом) в случае продажи земли с аукциона, так и между новым «собственником» и чиновником, переоформившим право собственности незаконным путем (за определенное вознаграждение). Эти средства могли иметь и форму расходов на «лоббирование». Эта сделка приводит к чистым общественным потерям. Экономисты делают вывод, что таким образом распыление или концентрация ренты зависит от процесса определения прав собственности.
Рента и квазирента являются привлекательным объектом для экспроприации. Перекладывание ренты из карманов одних агентов в карманы других не должно вызывать отрицательных последствий сточки зрения общей эффективности. Допустим, какая-то компания собирается приступить к разработке нового нефтяного месторождения. По оценкам, оно будет приносить ей ежегодную ренту в размере 1 млн. долл. В этом случае государство может обложить ее налогом от 1 до 999 тыс. долл., не опасаясь, что в ответ на это компания вообще откажется от реализации проекта. Даже при рентном доходе в 1 долл., остающемся после выплаты налога, ей все равно будет выгоднее заниматься разработкой месторождения, чем отказаться от него. Просто в исходной ситуации вся рента досталась бы самой компании, а теперь ей придется делиться с государством.