Предмет доказывания выступает центральным звеном доказательственной деятельности, так как от надлежащего определения обстоятельств зависит правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданского дела. В предмет доказывания в соответствии со ст. 56 ГПК РФ включаются:
во-первых, обстоятельства, на которые истец ссылается в качестве основания своих требований;
во-вторых, обстоятельства, на которые ответчик ссылается в качестве основания своих возражений;
в-третьих, иные обстоятельства, которые ставятся судом на обсуждение, хотя стороны на них и не ссылались, но в силу закона имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, должны быть подтверждены доказательствами, которые представляются сторонами в соответствии с правилами распределения бремени доказывания. По каждой категории дел существуют т.н. необходимые доказательства, т.е. доказательства, без которых невозможно разрешить дело.[13] Информация о том, какие доказательства являются необходимыми, содержится в нормах материального и процессуального права, а также в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Необходимое доказательство, как и любое доказательство, не имеет для суда заранее установленной силы (ч. 2 ст. 67 ГПК РФ). Если стороны не представили необходимые доказательства, суд не предложил им этого сделать, не оказал содействие в представлении и истребовании доказательств, создаются препятствия для правильного разрешения гражданского дела.
Но существуют и такие факты, входящие в предмет доказывания, которые не входят в классификацию, приведенную выше, а именно такие факты как:
1) Наличие завещания, составленного в соответствии с требованиями закона. Здесь главное доказательство это само завещание. Завещание, как и всякая сделка, представляет собой совокупность четырех элементов: субъект, субъективная сторона (единство воли и волеизъявления), форма, содержание. С учетом определяющих смысл завещания признаков соответствующие законодательные установления имеют определенные особенности.
Завещание отличает несовпадение (иногда существенное по времени) моментов совершения и вступления в действие, поэтому значимо определение периода времени, на который необходимо устанавливать условия действительности завещания. Соответствие почти всех элементов завещания как сделки определяется на момент его совершения (субъект, субъективная сторона, форма), законность содержания оценивается после вступления завещания в действие.
Субъект завещания. Завещание должно быть совершено лично гражданином, представительство в этих отношениях не допускается (п. 3 ст. 1118 ГК РФ). В завещании может быть выражена воля только одного субъекта.
Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме (п. 2 ст. 1118 ГК РФ). Иными словами, завещательной правосубъектностью наделяются граждане, достигшие 18-летнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК РФ), несовершеннолетние граждане, вступившие в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ), а также граждане, достигшие 16-летнего возраста, объявленные в установленном порядке полностью дееспособными (эмансипация) (ст. 27 ГК РФ). Не обладают возможностью совершить завещательное распоряжение несовершеннолетние, граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными (п. 1 ст. 29 ГК РФ) или ограниченно дееспособными (п. 1 ст. 30 ГК РФ). Факт наличия завещательной правосубъектности устанавливается нотариусом при обращении к нему гражданина с просьбой о совершении нотариального действия (ст. 43 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г., далее - Основы). В случае ссылки истца на дефекты правосубъектности завещателя необходимыми доказательствами, подтверждающими ее наличие, будут выступать свидетельство о заключении брака несовершеннолетним, решение органов опеки и попечительства или вступившее в законную силу решение суда об объявлении несовершеннолетнего дееспособным - в случае составления завещания до наступления совершеннолетия. Доказательства, подтверждающие отсутствие завещательной правосубъектности, - вступившее в законную силу до составления завещания решение суда о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным после составления завещания не влечет недействительность завещания. В данном случае истец может ссылаться лишь на нарушение субъективной стороны завещания.
Субъективная сторона. Доказывание по делам о недействительности сделок, совершенных с нарушением требований закона, относительно соответствия воли и волеизъявления применительно к завещаниям не имеет значительных особенностей. В настоящее время наиболее распространенным основанием оспаривания завещания является указание на то обстоятельство, что завещатель, хотя и дееспособный, находился в момент совершения сделки в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ).
В предмет доказывания при оспаривании завещания по данному основанию включается один из следующих фактов: дееспособный завещатель в момент совершения завещания находился в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий, и дееспособный завещатель в момент совершения завещания не мог руководить своими действиями.
Форма завещания. Форма является необходимым элементом сделки, поскольку «представляет собой тот способ, при помощи которого фиксируется волеизъявление, направленное на совершение сделки». Применительно к завещательным распоряжениям требования относительно формы приобретают дополнительную мотивацию. Особые требования к форме завещания предписаны с тем, чтобы гарантировать подлинность, достоверность воли завещателя. И подобное предназначение завещательных формальностей не вызывает сомнения. Таким образом, для завещания форма приобретает значение его конститутивной части, существенного элемента.[14] Завещание может быть исполнено как рукописно, так и с помощью технических средств (п. 1 ст. 1125 ГК РФ).
Содержание. На момент совершения завещатель не ограничен законом в определении объектов наследственного правопреемства, определении наследников, в распределении прав и обязанностей между наследниками. В связи с этим нет оснований для включения в предмет доказывания факта принадлежности завещателю прав и обязанностей на момент совершения завещания.
2) Смерть наследодателя. Доказательство – свидетельство о смерти наследодателя или решение суда, вступившее в законную силу о признании гражданина умершим.
3) Недействительность завещания (установленная судом недееспособность наследодателя, а также составление завещания наследодателем, когда он не понимал значения своих действий или не мог ими руководить). Доказательства: документы, свидетельствующие о том, что наследодатель не понимал значения своих действий или не мог ими руководить при составлении завещания. К этим доказательствам можно отнести: решение суда о признании гражданина недееспособным, заключение эксперта о психическом состоянии, для чего может быть назначено проведение посмертной психиатрической экспертизы.
Поскольку судебная экспертиза не указана законодателем в качестве необходимого доказательства при оспаривании завещания в связи с пороком воли, то суд в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела, представленных доказательств, будет решать вопрос о необходимости ее назначения. Так, по одному из дел суд установил отсутствие оснований для назначения экспертизы. Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила, рассматривая дело о признании завещания недействительным, отказал в удовлетворении ходатайства истца Т.Р. о назначении экспертизы, указав на следующие обстоятельства: «отсутствие первичных доказательств, свидетельствующих о наличии у наследодателя каких-либо психических расстройств и требующих экспертного исследования. Медицинские документы, представленные в распоряжение суда, содержат данные, свидетельствующие о прохождении завещателем лечения от туберкулеза с полным излечением, а также по поводу остеохондроза. Из пояснений сторон и свидетелей следует, что психическими расстройствами наследодатель не страдал, на учете в психиатрическом диспансере не состоял, вопрос о его дееспособности не ставился. Наряду с этим он сам готовил себе пищу, стирал, делал покупки, получал пенсию, самостоятельно собирал и подписывал документы для оформления наследства. Сам факт оформления завещания на внучку, которая, со слов свидетелей, чаще других навещала деда, ухаживала за ним, не может свидетельствовать о неадекватности действий наследодателя». Суд кассационной инстанции полностью согласился с выводами суда первой инстанции.[15]
4) Факт открытия наследства. До открытия наследства не допускается оспаривание завещания (п. 2 ст. 1131 ГК РФ). Наследство открывается со смертью гражданина или с вынесением судом решения о признании гражданина умершим (ст. 1114 ГК РФ).
Если рассматривается дело о признании завещания недействительным по тем основаниям, что завещанием наследники лишены обязательной доли в наследовании, то в предмет доказывания должно войти установление факта наличия наследников, располагающих правом на обязательную долю в наследовании. Соответственно к необходимым доказательствам будут отнесены:
- документы, подтверждающие родственные отношения, супружеские отношения (копии свидетельства о рождении, копия свидетельства о браке);
- документы, подтверждающие нетрудоспособность детей или супруга, а также факт нахождения на иждивении.