Смекни!
smekni.com

Исторические условия возникновения кейнсианства и его место в мировой экономической мысли (стр. 1 из 3)

Группа: 4 – 10 – 98 БУБ

студент: Заболотный

Александр Эдуардович

адрес: г. Запорожье,

ул. Мира д. 10, кв. 18

телефон: 33 – 16 – 77

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: история экономических

учений

факультет: дистанционное обучение

специальность: БУБ

отделение: бакалаврат

Преподаватель консультант:

МАУП 2000.

ВАРИАНТ 5

1. Исторические условия возникновения кейнсианства и его место в мировой экономической мысли

I. Исторические условия возникновения кейнсианства

Кейнсианство – экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм.

В CC ст. Западная экономическая теория рыночного развития выступала с неоклассическим направлением, которое продолжало определять специфику второго классического положения. Но со временем ситуация кардинально изменилась под влиянием двух определяющих тенденций развития.

Во-первых, в связи с победой Октябрьской революции 1917 г. в России, а после второй мировой войны подобных революций в ряде стран Восточной Европы, в Китае и других странах Азии и на Кубе марксизм тоталитарного направления стал единым безальтернативным течением в странах командно-административной системы, оставаясь одним из течений в других странах мира. Вместе с тем в рыночных странах приобрёл дальнейшее развитие марксизм социал-демократического направления. В странах командно-административной системы условия препятствовали развитию творческого марксизма. Однако практика первого периода существования командно-административной системы показала эффективность активного вмешательства государства в экономические процессы. Лишь со временем роль государства в экономической жизни была сведена к абсурду.

Во-вторых, уже в 30-е годы небывалую ранее остроту приобрели кризисные процессы в экономике и экономической рыночной теории Запада. Существовала потребность в новой рыночной теории, которая бы убедительно объяснила существование таких явлений, как массовая безработица, длительный спад производства, существование неиспользованных производственных мощностей и т.д., и указала возможные пути выхода из кризисного состояния без уничтожения рыночных основ хозяйствования.

В-третьих, определенные новые теоретико-методологические подходы к анализу рыночного хозяйства заложил – институционализм. Эти подходы заключались в рассмотрении влияния «институций», под которой понимается какое-либо стойкое объединение людей для достижения определённых целей.(семья, партия, государство и т.д.), на общество, в том числе и на экономику. При этом государственная власть рассматривалась как проявление скоординированной деятельности различных прослоек и групп общества. Взгляды институционалистов послужили критическому расшатыванию ортодоксии второй классической ситуации и заложили определённые возможности нового подхода к анализу рыночной экономики на новом этапе её развития. Указанные взгляды институционалистов были генетически и логически связаны с теорией бюрократии, авторитета и власти, разработанной выдающимся немецким ученым М. Вебером (1864-1920).

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и неразвитые в промышленном отношении страны. Поэтому именно в 1929-1933 гг. закончился период «скрытого» развития экономики, то было время конца целого ряда старых и открытия новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизованной системы. Иными словами, 1930 г. положил предел тому типу роста который был характерен для CIC в. и тщетно пытался сочетать старые, традиционные приемы использования пространства и материи с инновационными механизмами.

Если «сила» неоклассической теории конца CIC - начала CC в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ, то в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим и иной – макроэкономический анализ, к которому в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Джон Мейнрад Кейнс.

Существенная потребность в новой рыночной теории была удовлетворена выходом в свет работы Джона Мейнрада Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). После этого большинство молодых экономистов-рыночников стали последователями теории Кейнса.

Как следствие в экономической науке, по словам М. Блауга, «в 30-х годах маятник качнулся в обратном направлении: озабоченность проблемой совокупного эффективного спроса заставила многих экономистов согласиться с Кейсом в том, что «полное доминирование рикардинского подхода на протяжении 100 лет было катастрофой для прогресса экономической науки».

Итак, мировой экономический кризис 1929–1933 гг. предопределил возникновение новых проблем научных исследователей, которые не утрачивают своей актуальности и в наши дни, ибо основное их содержание – это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех пор берет свое начало нацеленное на решение этих проблем это теоретическое направление. Оно опирается на учение Дж. М. Кейнса, и его последователей и называется кейнсианским (кейнсианство).

II. Экономическое учение Дж. М. Кейнса и его последователей

II. I Экономическое учение Дж. М. Кейнса

Джон Мейнрад Кейнс (1883-1946) – выдающийся ученый экономист современности. Он учился у не менее именитого ученого, основателя Кембриджской школы А. Маршалла. Но не стал его наследником, едва не затмив славу своего учителя.

Своеобразное осмысление последнего самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг., отразилось в совершенно неординарных в тот период положениях изданной Дж. М. Кейнсом книги «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Это произведение принесло ему чрезвычайно широкую известность и признание, поскольку оно уже в 30-е гг. послужило теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США.

По оценкам многих экономистов, «Общая теория» Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке CC в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время.

Вот как, в частности, в этой связи высказывался известный экономист современности П. Самуэльсон: «Общая теория»… ужасно написанная книга, она плохо организованна… она полна иллюзий и путаницы… Когда её одолеешь, то оказывается, что анализ в ней очевиден и в то же время нов. Короче говоря, это работа гения».

Главная новая идея «Общей теории» состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Новаторство экономического учения Дж. М. Кейнса в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшим его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании концепции о так называемом эффективном спросе, т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе. Опираясь на собственную «революционную» по тем временам методологию исследования, Кейнс в отличие от своих предшественников и наперекор господствовавшим экономическим воззрениям утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного уровня ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности к сбережению растёт гораздо медленнее доходов.

В методологии исследования Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономических факторов, как-то: государство и психология людей (предопределяющая степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов). Вместе с тем кейнсианское учение являет собой по преимуществу продолжение основополагающих методологических принципов неоклассического направления экономической мысли, поскольку и сам Дж. М. Кейнс, и его последователи, следуя идее «чистой экономической теории», исходят из приоритетного значения в хозяйственной политике общества прежде всего экономических факторов, определяя выражающие их количественные показатели и связи между ними, как, правило, на базе методов предельного функционального анализа, экономико-математического моделирования.

Дж. М. Кейнс не отрицал влияние меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов.

В упомянутой «Общей теории» Дж. М. Кейнса отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а во втором – могут быть направлены на увеличение спроса и занятости.

Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший название эффект мультипликатора, означает, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций.

Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой». Но, по его убеждению, «хотя в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятости окажется много сильней в богатом обществе, т.к. можно предположить что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции».