Смекни!
smekni.com

Как Запад стал богатым: институциональне факторы роста (стр. 2 из 3)

Необходимость этого шага была осознанна и со стороны короны, в связи с заменой использования феодального ополчения на профессиональную армию. Такой поворот событий требовал постоянных и надёжных доходов для содержания военных и ведения участившихся войн, в то время, как традиционные разовые захваты источником таких средств служить не могли и, к тому же, вызывали растущее недовольство со стороны феодалов.

Это новшество принесло невообразимый ранее эффект, который легко виден при сравнении с положением исламских и азиатских стран того времени. Неожиданные обложения служили там также и методом социальных репрессий, не дававших удачливым купцам быть не по чину богатыми, что губительно отражалось на стимуле накапливать богатства и расширять торговую деятельность. Таким образом, торговля и материальные фонды были просто обречены на более быстрый рост там, где была свобода от произвольных конфискаций, то есть, в Англии, Голландии и тех торговых городах, которые получили подобный иммунитет через феодальные хартии. Это дало торговцам и промышленникам преимущество в развитии тяжёлой промышленности и, в дальнейшем, способствовало ранней «промышленной революции» в Англии.

Но примечательно то, что до XIX века, при всей важности такого рода политики, правительства других стран крайне редко прибегали к ней добровольно, без давления со стороны вооружённых городских восстаний. И если она оказывалась благоприятной для стабильности прав собственности, то по чистой случайности, а не из-за убеждения, что нужно стремиться к долгосрочному экономическому росту. Не смотря на это, главный вывод, который можно сделать, это то, что в период подъёма торговли увеличивалась и её защищённость.

6. Развитие экономических объединений, не скреплённых родством.

В средние века все деловые предприятия были семейным бизнесом, который управлялся и финансировался самой семьёй. Долгосрочные инвестиции в морскую торговлю и судостроение, непосильные для семьи, осуществлялись государством. Расширение неправительственной торговли и инвестиций после XVI века было бы просто невозможно без создания новой экономической формы организации, так как новые потребности торговли превосходили возможности семейных фирм и случайных партнёрств. Эта новая хозяйственная единица – предприятие – должна была представлять собой, по утверждению Зомбарта, «непрерывное дело, длящееся дольше, чем жизнь участвующих в нём индивидов». Нужна была иная база для взаимного доверия, потому что прежняя феодальная система и церковь, при всей своей торжественности клятв, не была способна выработать необходимую атмосферу надёжности и верности.

Первые примеры несемейных фирм были основаны на предприятиях, созданных компаньонами, которые разделяли опасности на войне и в морских путешествиях и научились доверять друг другу. Неслучайно в XVI и XVII столетиях английские и датские торговцы в подавляющем большинстве были из бывших воинов и моряков. В дальнейшем, источниками такого рода связей служили гильдии купцов – небольшие сплочённые группы людей. Их личный статус внутри группы зависел от верности своим обязательствам и готовности их поддерживать. Именно торговцы положили начало созданию системы нравственных норм, пригодной для жизни в высокоорганизованном предприятии.

В ранних корпорациях речь шла не только о доверии к близким деловым сотрудникам, но и о готовности посторонних инвесторов положиться на честность и умение менеджеров и директоров корпораций. Такая расширенная форма доверия предполагает общее чувство деловой этики, источниками которого служили не только союзы торговцев, но и, как в Англии и Голландии, солидарность с сопутствовавшим ей общим нравственным порывом, усиленная движением Реформации. Подробнее это будет рассмотрено позже в пункте 8.

7. Система двойной записи в бухгалтерии.

Для создания отличного от семьи предприятия необходимо было найти способ отличать семейные дела владельцев от дел предприятия. Следовало разделить запись трансакций отдельного человека от записи трансакций предприятия, и соотнести эти записи с имуществом предприятия. Введение двойной записи заключалось в регистрации успешных операций как увеличивающих собственность, а неудачных – как уменьшающих её. Это позволило контролировать точность регистрации операций, так как каждая из них одновременно фиксировалась как изменение активов и пассивов, и, если суммирование записей по каждому разделу не давало одинаковых результатов, следовало искать ошибку в расчётах.

Впоследствии, эта система расчётов, изначально базировавшаяся на банальном стремлении торговцев к точности, послужила основой для современного бухгалтерского учёта и концепции непрерывно существующего предприятия как юридического лица. Включение обязательств предприятия перед своими кредиторами (владельцами) в пассивы приучило мыслить счетоводов и торговцев о предприятии как о должнике. Зомбарт даже считал, что «невозможно представить капитализм без системы двойных бухгалтерских записей». Можно сказать, что именно эта система вызвала к жизни фирму, с её стремлением максимизировать прибыль, в качестве полностью автономной целостности со своей собственностью.

Эта же система позволила объёктивно количественно оценивать перспективы и текущее финансовое положение фирмы, что значительно облегчило и расширило практику кредитования.

8. Соответствие новой морали потребностям коммерции.

Комплекс деятельного и многообещающего аппарата торгового капитализма нуждался в новом нравственном миропонимании, которое бы облегчило, поощрило и узаконило растущий мир рыночных отношений. Источника нравственных правил, воплощенных в таких терминах, как «пунктуальность», «честное дело», «трудолюбие», «верность», «выполнение обязательств», не приходилось ожидать от унаследованных от средневековья правил поведения. В основе последних лежала готовность подчиняться установленным обычаям, что не подходило для коммерческой эпохи, когда на место обычая встал индивидуальный выбор.

В XVI веке в Европе произошло знаменательное событие известное как протестантская реформация, которая и предложила новую систему взглядов, соответствующую нуждам торгового капитализма. Связь между возникновением этого направления христианской религии и развитием капитализма долгое время была предметом жарких дебатов. Макс Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» тщательно подчёркивал то, что протестантизм в значительной мере способствовал успешности этого процесса. Прежде всего, автор имел ввиду кальвинистскую ветвь, в основе которой лежала идея Кальвина об «избранных», спасение которых предопределено, а узнать о своём спасении человек может, посмотрев на успешность своих дел, которая, естественно, не может появиться без трудолюбивого и смиренного участия его самого человека. Отрицая возможность церковной иерархии даровать спасение, Кальвин доказывал, что нет никаких оснований, в том числе и моральных, которые возвышали бы священника над мирянами. Даже сама доктрина предопределения противоречила учению о даровании спасения церковью.

Эта идея развивается и в кальвинистском учении о том, что служение Богу должно быть делом всей христианской общины, а не только церковников. Учение предполагало, что допустимо стремиться к богатству с помощью прилежания, надёжности и усердия, таким образом, сообщая труду ремесленника и торговца те же самые ценность и достоинство религиозного служения, что и труду монарха или священника. Вебер в своей работе противопоставлял такой «светский аскетизм» «аскетическому отказу от мира» католических священников, которые не считали, что повседневный труд не менее свят, чем любая другая форма служения Богу. Протестантизм направлял энергию людей в деловую жизнь и при этом с презрением отбрасывал фривольные радости материального мира.

Но надо отметить, что Вебера интересовали не столько символическое содержание протестантизма и не его учение, а те виды социального поведения, развитию которых благоприятствовала эта религия. В долгосрочной перспективе результатом реформации стало всё большее отдаление религии от сферы бизнеса, так как протестантизм санкционировал высокую степень ответственности индивидуума в области морали и уменьшил влияние священнослужителей. Церкви всё больше приходилось смиряться с тем, что для неё хорошо всё то, что хорошо для мира коммерции.

Как ещё одно следствие реформации, особенно ярко проявившееся в Англии, следует упомянуть частичную конфискацию церковной собственности и сокращение расходов на церковь, что, подобно сокращению военных расходов, благоприятно действовало на промышленников.

В заключение можно добавить, что в той мере, в которой протестантизм был адекватнее, чем католицизм, в отношении подходящих систем моральных и этических норм, он способствовал росту капитализма.

9. Политика меркантилизма.

Это институциональное изобретение, пожалуй, является важнейшим из смягчивших переход от феодализму к капитализму. Оно заключалось в своеобразном союзе между правителями и коммерсантами и включало в себя совокупность соответствующих политических решений и стратегий. В период укрепления монархий правительства являлись, в первую очередь, центрами военного могущества, и предпосылкой существования таких центров было золото на покупку оружия и финансирования военных. Меркантилистическое решение заключалось в том, что нужно продавать за границу больше, чем закупать там, а разницу получать золотом. К импорту меркантилисты в целом относились без особой симпатии. Лучшим вариантом было получать сырьё из колоний, не платя за это золотом. С целью получения наибольшего дохода от экспорта эта теория рекомендовала использовать монополии для предотвращения падения цен. Предоставление такого рода монополий превращало монархов в союзников торговцев, получавших личную долю в прибыли торговых предприятий.